Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Тихомирова Л.А. Многоаспектность деятельности по рекультивации нарушенных земель: особенности и проблемы правового регулирования. - Специально для системы ГАРАНТ, 2014
Действующее законодательство достаточно скудно и противоречиво регламентирует вопросы рекультивации земель. На сегодняшний день можно выделить всего два специальных нормативных правовых акта, регламентирующих указанную сферу общественных отношений. Речь идет о постановлении Правительства РФ от 23.02.1994 г. N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" и о приказе Минприроды РФ и Роскомзема от 22.12.1995 г. N 525/67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы"
Датированные серединой 90-х годов прошлого столетия, в указанные нормативные правовые акты до сегодняшнего дня не вносились какие-либо изменения. В то же время в рассматриваемый период обновилось и претерпело существенные изменения не только законодательство об охране окружающей среды, об охране и использовании земель, но и иные отрасли российского законодательства, в большей или меньшей степени регламентирующие вопросы рекультивации нарушенных земель. Это и градостроительное законодательство и законодательство об экологической экспертизе и др. Именно поэтому при реализации отдельных положений приказа Минприроды РФ и Роскомзема от 22.12.1995 г. N 525/67 возникает необходимость обращения к иным нормативным правовым актам, отвечающим реалиям сегодняшнего дня и соответствующим основным требованиям и направлениям развития российского законодательства
В настоящем пособии рекультивацию земель предлагается рассматривать с трех аспектов:
1) как особую разновидность природоохранной меры предшествующей хозяйственной деятельности (природоохранная обязанность);
2) как особый вид деятельности в области обращения с отходами производства и потребления;
3) как самостоятельную хозяйственную деятельность природоохранного назначения
Такое разделение, во-первых, обусловлено особым набором требований, запретов, ограничений, характерным для каждого из представленных аспектов, во-вторых, обусловлено особым субъектным и объектным составом такой деятельности
При этом многочисленные споры и проблемы правоприменения возникают при рассмотрении рекультивации земель как особого вида деятельности в области обращения с отходами, которые в должной степени и мере не отрегулированы ни на законодательном, ни на подзаконном уровне, например: какие виды деятельности в области обращения с отходами производства и потребления могут и должны осуществляться в рамках работ по рекультивации земель; правомерно ли осуществление рекультивации земель с использованием отходов производства и потребления; приобретают ли рекультивируемые земельные участки в связи с проводимыми работами статус объекта размещения отходов и др.
В связи с этим возникают общие вопросы к характеру и видам проводимых в рамках рекультивации работ: какие виды работ могут, а какие должны осуществляться при рекультивации земель; какие существуют способы, возможности и этапы работ при рекультивации земель и др. Не совсем ясен статус организаций, занимающихся специализированной деятельностью по рекультивации земель: не определены пределы их прав и обязанностей, не определены требования к перечню и наличию необходимой разрешительной документации на осуществление соответствующего вида деятельности, не определен порядок реализации их деятельности как в целом, так и в отношении определенных работ в составе такой деятельности
К сожалению, не всегда, посредством совокупного анализа многочисленных нормативных правовых актов, можно получить однозначный ответ на возникающие вопросы. Чаще всего возникает вариативность потенциального поведения, истинность в выборе которого не подкрепляется и не обеспечивается правовой нормой
Эти и другие вопросы порождают определенные проблемы правоприменительной практики; усложняют процесс восприятия и понимания того, как должно быть; предоставляют возможность неоднозначного толкования существующих правовых норм, в большей или меньшей степени регламентирующие рассматриваемый вид деятельности, которое, в свою очередь, приводит к ложному (ошибочному) выбору последующей модели поведения; и, наконец, создают препятствия на пути к осуществлению не только предпринимательской деятельности, но и к осуществлению соответствующих природоохранных мероприятий. Указанное, создает определенные сложности в воссоздании полной и истиной картины деятельности по рекультивации нарушенных земель
В настоящем пособии предпринята попытка совокупного анализа разноотраслевых нормативных правовых актов, показана многоаспектность деятельности по рекультивации нарушенных земель, определены и проанализированы проблемы правоприменительной практики, предложены варианты потенциального поведения и сформулированы предложения по совершенствованию действующего законодательства
Автор:
Тихомирова Лариса Александровна - к.ю.н., доцент, профессор кафедры правовых дисциплин Казанского филиала ОУП ВПО "АТ и СО"
Материал и анализ подготовлен по состоянию на 1 апреля 2014 года