Арбитражная практика
Оказание услуг по договору транспортной экспедиции не является "вмененным" видом деятельности
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.06.2013 N А78-7493/2012
По результатам выездной проверки налоговая инспекция доначислила индивидуальному предпринимателю налоги по общей системе налогообложения. Основанием для такого решения послужил вывод налоговиков о том, что осуществляемая коммерсантом предпринимательская деятельность не относится к автотранспортным услугам по перевозке грузов и не подпадает под действие системы налогообложения в виде ЕНВД. Индивидуальный предприниматель с таким решением налоговой инспекции не согласился и обратился в суд.
В свою очередь арбитры указали, что согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД переводятся автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемые организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения или распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Понятие "автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов" для целей налогообложения в главе 26.3 НК РФ отсутствует. Поэтому в силу статьи 11 НК РФ при определении данного понятия необходимо применять нормы гражданского законодательства.
На основании статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Согласно статье 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Арбитры выяснили, что заключенные индивидуальным предпринимателем договоры с контрагентами содержат существенные признаки договора транспортной экспедиции, а не договора перевозки.
В соответствии с представленными договорами индивидуальным предпринимателем оказывались услуги по терминальной обработке вагонов и экспедиторские услуги, то есть услуги, связанные с перевозкой грузов, но непосредственно самой перевозкой не являющиеся.
Таким образом, судьи пришли к выводу, что осуществляемая индивидуальным предпринимателем деятельность не подпадает под действие системы налогообложения в виде ЕНВД. Соответственно решение налоговой инспекции о доначислении индивидуальному предпринимателю налогов по общей системе налогообложения является правомерным.
Вставать на учет в качестве "вмененщика" необходимо даже в том случае, если налогоплательщик уже состоит на налоговом учете по иным основаниям
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.04.2013 N А56-32161/2012
Налоговая инспекция привлекла индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 116 НК РФ, в виде взыскания штрафа за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД. Коммерсант с таким решением налоговой инспекции не согласился и обратился в суд.
В свою очередь арбитры указали, что согласно пункту 2 статьи 346.28 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) индивидуальные предприниматели, осуществляющие "вмененные" виды деятельности, обязаны встать на учет в налоговом органе по месту ведения деятельности. Исключение составляют коммерсанты, которые занимаются автотранспортными услугами по перевозке грузов, развозной и разносной розничной торговлей, размещением рекламы на транспортных средствах. Они вставать на учет в качестве плательщиков единого налога должны по месту своего жительства.
На основании пункта 3 статьи 346.28 НК РФ индивидуальные предприниматели, которые подлежат постановке на учет в качестве плательщиков ЕНВД, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала осуществления "вмененной" деятельности соответствующее заявление.
За нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе частью 1 статьи 116 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб.
Арбитры выяснили, что физическое лицо как индивидуальный предприниматель было поставлено на учет в налоговой инспекции 2 июля 2010 года.
С 10 июля 2010 года индивидуальный предприниматель начал осуществлять деятельность, облагаемую единым налогом, однако соответствующего заявления о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД не направил.
Фактически указанное заявление было представлено коммерсантом лишь 13 февраля 2012 года, то есть с нарушением установленного законодательством срока, что и явилось основанием для составления налоговым органом акта о привлечении к налоговой ответственности.
Согласно статье 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
При этом в пункте 39 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 сказано следующее. Статья 83 НК РФ регламентирует порядок постановки на налоговый учет самих налогоплательщиков, а не принадлежащего им имущества.
Следовательно, на налогоплательщика, который встал на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных статьей 83 Налогового кодекса РФ оснований, не может быть возложена налоговая ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в указанной статье основанию.
Однако судьи считают, что такая норма в рассматриваемом случае не подлежит применению. Связано это с тем, что из положений налогового законодательства следует независимость обязанности индивидуального предпринимателя встать на учет в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД от того, состоит ли он в этом органе на учете по иным основаниям.
Таким образом, арбитры пришли к выводу, что, поскольку предприниматель начал осуществлять "вмененную" деятельность с 10 июля 2010 года, заявление о постановке на учет в налоговый орган в качестве плательщика ЕНВД должно было быть подано им не позднее 15 июля 2010 года. Но так как заявление индивидуальным предпринимателем было представлено намного позже данного срока, налоговая инспекция правомерно привлекла его к налоговой ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 116 НК РФ.
Продажа детских товаров в воспитательные учреждения и уплата единого налога
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.07.2013 N Ф03-2708/2013
В ходе проверки налоговая инспекция установила факт необоснованного применения индивидуальным предпринимателем системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении деятельности, связанной с продажей детских товаров в воспитательные учреждения. На этом основании инспекция привлекла коммерсанта к налоговой ответственности, предусмотренной статьями 119, 122 и 126 НК РФ. Однако индивидуальный предприниматель с указанным решением налоговой инспекции не согласился и обратился в суд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети.
Под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
Согласно части 1 статьи 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
На основании статьи 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно пункту 5 постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.97 N 18 под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонта и т.п.). В случае если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже.
Арбитры выяснили, что по договорам, заключенным с бюджетными учреждениями, индивидуальный предприниматель осуществлял поставку промышленных товаров детским учреждениям.
По условиям договоров коммерсант обязан своевременно поставлять покупателю товар, а тот в свою очередь - принимать и оплачивать поставленный товар в срок от 3 до 30 банковских дней после его получения.
Конкретный перечень товаров в договорах не определен. Вместе с тем по условиям части договоров перечень, а также количество товара определялось в соответствии со спецификацией, товарной накладной или актом приемки.
Доставка товара покупателям осуществлялась на автотранспорте предпринимателя, передача товара производилась на основании счетов-фактур и товарных накладных, прием товара осуществляли должностные лица организаций-покупателей.
Оплата производилась в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на расчетный счет предпринимателя.
Также арбитры выяснили, что отношения между сторонами договора носили длящийся характер, а также предусматривалась возможность передачи товара отдельными партиями в течение срока действия договоров. По каждой партии товара составлялась товарная накладная, в которой согласовывались существенные условия договора - его предмет.
В связи с этим судьи пришли к выводу, что отношения между предпринимателем и бюджетными учреждениями фактически содержат существенные условия договора поставки, а не розничной купли-продажи, как это считает заявитель жалобы. Следовательно, такая продажа товаров не является розничной торговлей и не подлежит обложению в рамках системы налогообложения в виде ЕНВД.
Довод коммерсанта о том, что покупатели приобретали товары не в предпринимательских целях, судьи отклонили. Связано это с тем, что товары закупались бюджетными учреждениями для целей обеспечения их деятельности, а не для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Площадь, используемая для хранения товаров, в площадь торгового зала не включается
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.06.2013 N Ф03-1604/2013
По результатам камеральной проверки декларации по ЕНВД налоговая инспекция доначислила индивидуальному предпринимателю единый налог. Основанием для такого решения послужило занижение коммерсантом физического показателя "площадь торгового зала (в квадратных метрах)" на площади, используемые для хранения товаров. Индивидуальный предприниматель с таким решением инспекции не согласился и обратился в суд.
Согласно статье 346.27 НК РФ площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала.
Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.
Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Арбитры выяснили, что коммерсант на основании договора субаренды арендовал помещение общей площадью 24 кв. м, расположенное в магазине.
В целях осуществления розничной торговли индивидуальный предприниматель произвел установку перегородок, отделив торговый зал от складского помещения, в результате чего площадь торгового зала составила 16 кв. м, площадь помещения для хранения товара - 8 кв. м.
При расчете единого налога на вмененный доход индивидуальный предприниматель использовал физический показатель "площадь торгового зала (в квадратных метрах)", равный 16 кв. м. Помещение для хранения товара оборудовано подтоварниками и в нем не производится обслуживание покупателей. Факт наличия помещения для хранения товара по существу налоговым органом не оспаривается.
Таким образом, арбитры пришли к выводу, что для целей уплаты единого налога на вмененный доход имеет значение фактическое использование площади при осуществлении торговли, а не способ отделения торгового помещения от иных помещений. Соответственно решение налоговой инспекции о доначислении индивидуальному предпринимателю единого налога на вмененный доход неправомерно.
Деятельность по установке домофонов может быть переведена на уплату единого налога
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.05.2013 N А26-7028/2012
По результатам выездной проверки налоговая инспекция отказала организации в применении системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении деятельности, связанной с оказанием услуг (выполнением работ) по монтажу систем аудиодомофонов в жилых домах. По мнению налоговой инспекции, установка и оказание услуг по функционированию (техническому обслуживанию и ремонту) кодовых замков, домофонов, систем видеонаблюдения относятся к услугам по обеспечению безопасности частных лиц и имущества и подлежат налогообложению в рамках общего режима. Организация с таким решением налоговой инспекции не согласилась и обратилась в суд.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ к "вмененным" видам деятельности относится оказание бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с ОКУН, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163.
На основании статьи 346.27 НК РФ под бытовыми услугами в целях уплаты ЕНВД понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов, услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов) и предусмотренные ОКУН.
Арбитры выяснили, что организация заключила ряд договоров на выполнение работ по монтажу системы аудиодомофонов. Согласно условиям этих договоров компания приняла на себя обязательство произвести монтаж оборудования (аудиодомофона, электромагнитного замка, дверного доводчика, металлической двери) в соответствии с документацией фирм-производителей, прокладку кабеля от домофона до электрощита, установку абонентской трубки в квартире заказчика и настройку смонтированного оборудования. В стоимость работ включены комплект аудифона, телефонные трубки, ключи, электромагнитный замок, металлическая окрашенная дверь, дополнительный ключ, дверной доводчик.
Также по условиям этих договоров организация предоставляет заказчику гарантию на выполненные работы и оборудование в течение 12 месяцев. После истечения гарантийного срока компания предлагает заказчику заключить договор об абонентском обслуживании.
Жильцы, с которыми компания заключила договоры на установку домофонов, являются абонентами либо пользователями системы установленного оборудования. Абонентская связь осуществляется путем электрических соединений проводами и кабелями электронного и электрического оборудования между собой и с электрическими сетями подъезда дома.
Согласно ОКУН раздел 010000 "Бытовые услуги" содержит такие виды услуг, как ремонт и замена дверей, оконных рам, дверных и оконных коробок (код 016108), укрепление дверных коробок (код 016302), изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц (код 013413), установка индивидуальных разветвителей (код 013147) и прокладка и подключение абонентских отводов (код 013148).
В связи с этим судьи пришли к выводу. Несмотря на то что услуги по монтажу и установке домофонов прямо не поименованы в ОКУН, они по совокупности осуществляемых организацией операций могут быть отнесены к бытовым услугам и переведены на уплату единого налога на вмененный доход. Соответственно решение налоговой инспекции, выразившееся в отказе организации в применении системы налогообложения в виде ЕНВД, является неправомерным.
"Вмененка", N 9, сентябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вмененка"
"Вменёнка" - это единственный журнал, освещающий все вопросы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в том числе региональную специфику и отраслевую практику.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-23887 от 28.03.2006, выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.