Организация мониторинга качества медицинской деятельности и качества жизни, связанного со здоровьем, у пациентов, получающих лечение по стандартам
Разработанная в МОНИКИ информационная система позволяет устанавливать взаимосвязи между результатами выполнения медицинских стандартов, выявленными в процессе экспертизы качества медицинской помощи дефектами и нарушениями, с одной стороны, и показателями качества жизни, связанными со здоровьем, с другой.
В клиниках Московского областного научно-исследовательского клинического института (МОНИКИ) им. М.Ф. Владимирского при оказании специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи с 2011 г. применяются 26 федеральных и 745 подготовленных на их основе региональных стандартов медицинской помощи, а начиная с января 2013 г. происходит переход только на федеральные стандарты оказания медицинской помощи.
Оказание медицинской помощи в соответствии с федеральными медицинскими стандартами приводит к изменению объемов финансирования по некоторым статьям расходов, особенно увеличиваются расходы на медикаменты (на 30-50%), что позволяет улучшить обеспечение клиник МОНИКИ необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и в целом способствует:
- повышению качества оказываемой медицинской помощи посредством внедрения и более широкого применения современных диагностических и лечебных технологий;
- своевременности диагностики и профилактике осложнений заболеваний;
- повышению экономической доступности оказания медицинской помощи;
- повышению результативности лечения, что в конечном итоге приводит к снижению показателей летальности, смертности, инвалидности и значительному улучшению показателей качества жизни пациентов, связанных со здоровьем.
Как известно, качество медицинской помощи представляет собой совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи и степень достижения запланированного результата [1]. Качество лечения пациентов, получающих помощь по федеральным стандартам в стационаре, оценивается на основе изучения истории болезни и заполнения специальных "карт качества лечения". Результаты анализа данных этих карт сравниваются с соответствующими порядками и стандартами и обрабатываются с использованием различных компьютерных программ [5].
Основной при оценке объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, в т.ч. при оценке своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, является оценка степени достижения запланированного результата (выздоровление, улучшение, нормализация клинико-лабораторных показателей, стабилизация процесса, достижения ремиссии заболевания и др.) [2, 3].
Рисунок. Структурно-логическая схема информационной системы для мониторинга качества медицинской помощи и качества жизни, связанного со здоровьем, у пациентов, получающих лечение по стандартам
/--------------------------------------\ /-----------------------\
|Экспертиза качества медицинской помощи|------| Оценка качества жизни,|
\--------------------------------------/ | связанная со здоровьем|
| \-----------------------/
/--------------------------------------\ /-----------------------\
|Нарушения, ограничивающие доступность |-------| Физический компонент |
|медицинской помощи для застрахованных | | здоровья |
| лиц | | |
\--------------------------------------/ \-----------------------/
/--------------------------------------\ /-----------------------\
| Отсутствие информированности | | |
| застрахованного населения | | Физическое |
|Дефекты медицинской помощи (нарушения | | функционирование (ФФ) |
| при оказании медицинской помощи) |-------| Ролевое физическое |
| Дефекты оформления первичной | |функционирование (РФФ) |
|медицинской документации в медицинской| |Интенсивность боли (ИБ)|
| организации | | Общее состояние |
|Нарушения в оформлении и предъявлении | | здоровья (ОСЗ) |
| на оплату счетов и реестров счетов | | |
\--------------------------------------/ \-----------------------/
|
| |
/--------------------------------------\ /-----------------------\
| Результат выполнения стандарта: | | |
|выздоровление, улучшение, нормализация|-------| Психологический |
| клинико-лабораторных показателей, | | компонент |
| стабилизация процесса достижения | | здоровья |
| ремиссии заболевания | | |
\--------------------------------------/ \-----------------------/
/--------\ /-----------------------\ /------------------------\
|Стандарт|----|Планируемый результат | |Жизненная активность (Ж)|
|выполнен| | достигнут | | Социальное |
| | | |------| функционирование (СФ) |
|Стандарт|----|Результат не достигнут | | Ролевое эмоциональное |
|выполнен| | | | функционирование (РЭФ)|
\--------/ \-----------------------/ \------------------------/
/--------------------------------------\ /------------------------\
| Оказание медицинской помощи в | | |
|соответствии со своей квалификацией, |------| Психическое |
|должностными инструкциями и служебными| | здоровье (ПЗ) |
| обязанностями (ст. 73 ФЗ N 323) | | |
\--------------------------------------/ \------------------------/
/-----------\ /----------------------\ /------------------------\
|Стандарт не|--| Результат достигнут | | Удовлетворенность |
| выполнен | | | | пациента |
| | | |------| качеством медицинской |
|Стандарт не|--|Результат не достигнут| | помощи |
| выполнен | | | | |
\-----------/ \----------------------/ \------------------------/
Многомерные методы обработки статистической информации с использованием различных программ: EXCEL, SPSS, STATISTICA |
/-----------------------------------------------------------------------\
| Выводы и предложения по совершенствованию системы мониторинга качества|
| медицинской помощи и качества жизни, связанного со здоровьем, у |
| пациентов, получающих лечение по стандартам |
\-----------------------------------------------------------------------/
Наряду с этим большое значение имеет также оценка удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью, которая нами проводится в связи с изучением качества их жизни, связанного со здоровьем.
Под качеством жизни (КЖ), связанным со здоровьем, понимают интегральную характеристику физического, психологического, эмоционального и социального состояния пациента, основанную на его субъективном восприятии [4].
В нашем исследовании качество жизни, связанное со здоровьем, исследовалось в основном с использованием опросника SF-36 и его аналогов, процедура пересчета шкал которых наиболее адаптирована к клинической практике.
В ряде случаев только сам пациент может определить, что хорошо, а что плохо при оценке своего состояния. Исключения составляют некоторые опросники, применяемые в педиатрической практике.
При создании информационной системы для установления взаимосвязи и мониторинга качества медицинской помощи и качества жизни, связанного со здоровьем, у пациентов, получающих лечение по стандартам, исходили из того, что:
- программные комплексы для оценки объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи широко отработаны и применяются специалистами территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС), медицинских организаций (МО) и страховых медицинских организаций (СМО) в ходе внутриведомственного и вневедомственного контроля качества;
- качество жизни, связанное со здоровьем, оценивается по характеристикам, связанным и не связанным с заболеванием, что позволяет дифференцированно определять влияние болезни и проводимого лечения по стандартам на состояние больного;
- постоянный мониторинг состояния больного и качества его жизни, связанного со здоровьем, позволяет выявлять те или иные изменения и в случае необходимости проводить коррекцию лечения;
- оценка качества жизни, связанного со здоровьем, сделанная самим больным, - важный показатель его общего состояния. Данные о качестве жизни, наряду с традиционным врачебным заключением, позволяют составить более полную картину болезни и прогноз ее течения.
Все опросники для изучения качества жизни, связанного со здоровьем, заполнялись пациентами лично до начала лечения и после лечения, т.к. результаты исследования КЖ, ориентированные только на точку зрения врача, обобщающего как данные лабораторно-инструментальных исследований, так и собственные впечатления, оказываются недостаточными для всесторонней оценки результатов лечения, включающей не только физиологические константы, но и психологические, социальные и духовные аспекты жизни больного. Опросники заполнялись по группам больных на основе принципов рандомизированного контролируемого исследования и обрабатывались на основе созданного для этого прикладного программного комплекса.
Структурно-логическая схема информационной системы для мониторинга качества медицинской помощи и качества жизни, связанного со здоровьем, у пациентов, получающих лечение по стандартам, представлена на рисунке.
Для установления взаимосвязи выявленных в процессе проведения экспертизы качества медицинской помощи нарушений выполнения стандартов и показателей качества жизни, связанного со здоровьем, использовались методы математической статистики. Статистическая достоверность оценивалась по критерию t - Стьюдента. Результаты для анализа принимались, если уровень значимости различий p (не превышал) 0,05 (5%). Обычно это является основанием заключить, что с вероятностью в 95% взаимосвязь установлена. В противном случае (р > 0,05) взаимосвязь признавалась статистически недостоверной и не подлежала содержательной интерпретации.
Разработанная информационная система позволяет устанавливать взаимосвязи между результатами выполнения медицинских стандартов и КЖ при различных вариантах: стандарт выполнен и результат достигнут; стандарт выполнен, а результат не достигнут; стандарт не выполнен, а результат достигнут; а также между выявленными в процессе экспертизы качества медицинской помощи дефектами и нарушениями, с одной стороны, и показателями качества жизни, связанного со здоровьем, с другой.
Проведение исследования КЖ, связанного со здоровьем, - важный компонент современной клинической практики, поскольку субъективная оценка пациентом своего состояния может способствовать принятию решений о применении тех или иных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний.
В результате исследования КЖ всех пациентов, получающих лечение по федеральным медицинским стандартам, получены статистически достоверные результаты улучшения по всем шкалам, отражающим как физические, так и психологические компоненты здоровья.
Отработанная в МОНИКИ методология оценки эффективности применения медицинских стандартов по показателям качества жизни на основе адаптированных опросников является надежным и эффективным инструментом в оценке качества и доступности медицинской помощи.
Работа по мониторингу качества медицинской деятельности и качества жизни, связанного со здоровьем, у пациентов, получающих лечение по стандартам, заметно упрощается и не требует много времени в связи с применением специальной информационной системы, используемой в МОНИКИ.
Источники
1. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
2. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
3. Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию // Приказ ФФОМС от 01.12.2010 N 230.
4. Новик А.А., Ионова Т.И. Исследование качества жизни в медицине: учеб. пос. / под ред. Ю.Л. Шевченко. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.
5. Гуров А.Н., Круглов Е.Е., Огнева Е.Ю. Организация мониторинга качества и эффективности работы по реализации программы модернизации здравоохранения в Московской области // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. 2011. N 4 (10). С. 52-55.
Е.Е. Круглов,
д.м.н., проф., ГБУЗ МО "Московский областной
научно-исследовательский клинический институт
им. М.Ф. Владимирского"
А.Н. Гуров,
д.м.н., проф., ГБУЗ МО "Московский областной
научно-исследовательский клинический институт
им. М.Ф. Владимирского"
А.Н. Плутницкий,
к.м.н., доц., Национальный НИИ
общественного здоровья РАМН, Москва
"Вестник Росздравнадзора", N 4, июль-август 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вестник Росздравнадзора"- рецензируемый научно-практический журнал для специалистов в сфере здравоохранения и фармдеятельности. Является официальным изданием Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.
Предназначен для руководителей и специалистов в области медицинской и фармацевтической деятельности, практикующих врачей и руководителей фармпредприятий, изготовителей медицинской техники. Концепция журнала включает в себя комплексное обсуждение проблем, связанных с вопросами контрольно-надзорной деятельности в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств и медицинских изделий, лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности, контроля качества медицинской помощи и качества медицинской продукции, а также других направлений деятельности, входящих в компетенцию Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения
Журнал выходит один раз в два месяца. Подписку на журнал можно оформить во всех почтовых отделениях Российской Федерации по каталогу "Почта России", подписной индекс П4551.
Объединенный каталог "Пресса-России" подписной индекс 38847 во всех почтовых отделениях РФ.
Электронная библиотека Руконт - https://www.rucont.ru/efd/656707
Интернет-магазин "Пресса по подписке" - https://www.akc.ru/rucont/itm/656707
Подробную информацию по журналу можно получить у ответственного редактора Федотовой Ольги Федоровны o.f.fedotova@mail.ru +7 (962) 950-20-49 и зав. редакцией журнала Анастасии Трубниковой anastasia-vestnikrzn@mail.ru или +7(967)161-34-35