Последнее предложение
С 1 сентября 2013 года действуют новые правила реорганизации юридических лиц. Что изменилось в законодательстве и как теперь необходимо оформлять изменение статуса компании, узнала Марина Скудутис.
Новый список
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" фирма в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации обязана в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры. На основании этой бумаги инспекция в срок опять же не более трех рабочих дней вносит запись в ЕГРЮЛ. С этого начинается процесс реорганизации. Но об этом вам, скорее всего, известно. Не буду останавливаться на всех деталях, а расскажу об измененном пакете документов, который нужно подать ревизорам для регистрации создаваемого юрлица. Именно этот перечень претерпел изменения.
При любой процедуре реорганизации (преобразовании, слиянии, разделении, выделении), нужно подать несколько бумаг.
Во-первых, заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации. Приказом ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@ утверждены формы и требования к оформлению документов. В нашем случае нужно заполнить бланк под номером Р12001.
В заявлении необходимо подтвердить, что уставы созданных путем реорганизации компаний соответствуют требованиям к учредительным документам; сведения, содержащиеся в них достоверны; передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве; все кредиторы уведомлены о реорганизации.
Во-вторых, нужно сдать две копии устава фирмы (в случае представления бумаги лично или почтовым отправлением). Если бумаги направляются через Интернет, то будет достаточно и одного экземпляра.
В-третьих, договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В-четвертых, акт или разделительный баланс.
В-пятых, документ об уплате государственной пошлины, на сегодняшний день она составляет 4000 рублей.
Также потребуется доказать, что у фирмы отсутствуют долги перед ПФР. Однако если такую бумагу не подать, то ничего страшного не случится: закон предусматривает, что в этом случае регистрирующий орган получит данные самостоятельно.
В некоторых случаях в комплект документов нужно включить бумагу, подтверждающую присвоение выпуску или выпускам акций государственного регистрационного или идентификационного номера. Это требование распространяется на АО. Форма указанного документа устанавливается Банком России.
Однако и это еще не все: в отдельных ситуациях понадобится бумага, подтверждающая внесение изменений в решение о выпуске облигаций или иных (за исключением акций) эмиссионных ценных бумаг в части замены эмитента. Это правило действует в случае, если реорганизуемая компания выпускала ценные бумаги, но в результате реорганизации ее деятельность прекращается или если ценности передаются вновь создаваемому предприятию. Отмечу, что замена эмитента происходит в случае, если реорганизованная фирма передает свои полномочия по выпуску ценных бумаг другому лицу, либо просто перестает заниматься этим видом деятельности. Для справки: с 1 сентября ФСФР упразднена, ее функции перешли к Банку России. Поэтому формы двух вышеперечисленных бумаг будет утверждать именно эта структура.
Список документов, которые нужно подать в инспекцию для регистрации компании, которая образуется в процессе реорганизации, расширен. Неспециалисту после первого прочтения последних пунктов перечня сложно понять, о чем речь. Единственное, что нужно запомнить - изменения касаются далеко не всех юрлиц и только в том случае, если деятельность вашей компании связана с выпуском акций, облигаций и других ценных бумаг, нужно обратить внимание на новые пункты.
Передумали
Рассмотрим такую интересную ситуацию: ООО приняло решение о реорганизации, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ. Однако что-то пошло не так и руководители новой фирмы решили "обратить реки вспять" и вернуть все, как было. И это можно сделать? Чтобы внести в ЕГРЮЛ новую запись, уже об отмене ранее принятого решения о реорганизации, нужно представить в регистрирующий орган Уведомление о начале процедуры реорганизации по форме N Р12003 (утв. Приказом ФНС России от 25.01.2012 г. N ММВ-7-6/25@) с приложением соответствующего решения. После того, как запись в реестре будет сделана, чиновники выдадут фирме "Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц" (по форме N Р50007), утвержденной Приказом ФНС России от 13 ноября 2012 года N ММВ-7-6/843@.
Повод для отказа
Может возникнуть и такой вопрос: а вправе ли инспекция отказать в регистрации нового юрлица, которое создается при реорганизации. К сожалению - ответ: "Да, вправе". Например, подобная ситуация возникает в том случае, если в разделительном балансе отсутствуют сведения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованной компании. И это несмотря на то, что в законе N 129-ФЗ такого основания для отказа не прописано. Однако упоминание о том, что разделительный баланс должен содержать сведения о правопреемстве, в законе все-таки есть.
Случаи, в которых налоговая вправе принять решение об отказе в регистрации, определены в пункте 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ. Одним из оснований является непредставление заявителем документов, которые необходимы для регистрации и определены Законом, в том числе и разделительного баланса, а вот о его содержании в этой норме не сказано ни слова.
При этом оспорить решение об отказе в случае, если в разделительном балансе отсутствуют сведения о правопреемнике, практически невозможно: это подтверждает судебная практика. Поэтому не забывайте, разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованной фирмы в отношении всех ее кредиторов и должников. Ведь, согласно пункту 2 статьи 59 ГК РФ, отсутствие в разделительном балансе положений о правопреемстве по обязательствам компании влечет отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Именно этим положением и руководствуются ревизоры.
Получается, что нарушение требований к содержанию разделительного баланса приравнивается к его отсутствию. Эта позиция поддерживается ВАС (например, в Определении ВАС РФ от 6.10.2008 г. N 12822/08) и федеральными арбитражными судами. Но есть и противоположная арбитражная практика. Так, в Постановлении от 10 апреля 2012 года по делу N А40-71610/11-153-634 судьи пришли к выводу, что действующее законодательство не предусматривает полномочие регистрирующего органа по проверке полноты и достоверности представленного разделительного баланса.
Непонятный срок
Еще один вопрос, который часто возникает при реорганизации: по истечении какого срока после публикации сообщения в "Вестнике государственной регистрации" можно подавать заявление о регистрации создаваемого предприятия? Этот период в законе не закреплен. Логично предположить, что бумаги могут быть представлены в инспекцию до истечения тридцатидневного срока, установленного в пункте 3 статьи 60 Гражданского Кодекса. То есть - того периода, который отведен для предъявления требований кредиторами. Однако сделать это не получится раньше, чем компания разместит второе уведомление о реорганизации в СМИ, то есть в Вестнике госрегистрации. Такова позиция Минфина. Некоторые арбитры приходят к заключениям, что подача заявления до истечения тридцатидневного срока для предъявления требований кредиторами к реорганизуемому лицу не является основанием для отказа в регистрации, ведь Закон N 129-ФЗ не устанавливает такого прямого запрета.
М. Скудутис
"Расчет", N 11, ноябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru