Автономное образовательное учреждение получило субсидию на обучение определенного числа человек в соответствии с государственным заданием. Учреждение выполнило задание, но при этом возникла экономия по фонду оплаты труда и некоторым другим статьям расходов. Вправе ли директор АУ использовать сэкономленные средства по своему усмотрению или здесь существуют ограничения? Должен ли учредитель (либо наблюдательный совет) определить направления расходования данных средств?
Как уже указывалось в ответе на предыдущий вопрос, автономное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться своими доходами для достижения целей, ради которых оно создано, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством об автономных учреждениях. В нем же говорится, что не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на выполнение государственного или муниципального задания, расходуются в очередном финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности АУ для достижения целей, ради которых это учреждение создано (ч. 3.15 ст. 2 Закона N 174-ФЗ). В данном случае целью создания АУ является осуществление предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти в сфере образования (ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ), а достижение этой цели происходит через выполнение государственного задания (ч. 1 и 2 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).
Таким образом, если на конец финансового года у автономного учреждения сложилась экономия средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания, учреждение должно потратить эти средства в следующем финансовом году также на выполнение госзадания в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности. Этот план утверждается руководителем автономного учреждения (ч. 2 ст. 13 Закона N 174-ФЗ) после рассмотрения заключения наблюдательного совета по проекту плана (п. 6 ч. 1 и ч. 3 ст. 11 Закона N 174-ФЗ).
Примечание. Если финансовый год не закончился, но уже очевидно, что в рамках госзадания по каким-то статьям расходов образуется экономия, АУ может потратить сэкономленные средства по своему усмотрению еще в текущем финансовом году.
Если же финансовый год еще не закончился, выполнение государственного задания близится к завершению и уже очевидно, что по каким-то статьям расходов у учреждения образуется экономия, АУ может потратить сэкономленные средства по своему усмотрению еще в текущем финансовом году. Исключением являются случаи, когда самостоятельность АУ в распоряжении своими доходами ограничивается федеральным законодательством об автономных учреждениях (например, при совершении сделок, в которых имеется заинтересованность).
Здесь, конечно, может возникнуть несоответствие фактических расходов учреждения номенклатуре и объемам расходов, установленных в плане финансово-хозяйственной деятельности (если на внесение изменений в план времени уже не останется). Однако в федеральной нормативной правовой базе отсутствуют какие-либо положения, устанавливающие, что расходование средств не в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности является нарушением. Отметим, что иногда требование учредителя о строгом соответствии фактических расходов запланированным аргументируется ссылкой на правила бюджетного учета в автономном учреждении*(1). Но эти правила не содержат требования об указанном соответствии, они лишь определяют, каким образом учреждение учитывает и отчитывается о фактических расходах, в том числе в сравнении с запланированными показателями.
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике
Института экономики города
1 сентября 2013 г.
"Руководитель автономного учреждения", N 9, сентябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"