Государственному автономному учреждению социального обслуживания передано имущество (в том числе здание) ликвидированного дома-интерната, расположенного в другом населенном пункте. Вместе с имуществом к учреждению перешли несколько сотрудников ликвидированного дома-интерната и 20 его клиентов. Учреждение содержит этот филиал за счет внебюджетных средств - никакого бюджетного финансирования на него не выделяется. Правомерно ли это?
Из содержания вопроса неясно, включена ли деятельность, которую АУ осуществляет на базе переданного ему имущества, в установленное учреждению государственное задание.
Если включена, то в силу федерального законодательства об автономных учреждениях финансовое обеспечение выполнения госзадания должно осуществляться в виде субсидии из бюджета субъекта РФ. При этом в субсидии учитываются расходы на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных на эту цель, а также расходы на уплату налогов, объектом обложения которыми признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (ч. 3 и 4 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). Таким образом, отсутствие бюджетного финансирования на эту деятельность, в том числе на содержание используемого для ее осуществления имущества, неправомерно, а учреждение имеет все основания прекратить осуществление этой деятельности. На практике заставить учреждение заниматься такой не финансируемой из бюджета деятельностью можно только путем неформального административного давления на руководителя учреждения со стороны органа, выполняющего функции и полномочия учредителя.
Если же деятельность, которую АУ осуществляет на базе переданного ему имущества, не включена в госзадание, оснований для выделения на нее бюджетного финансирования может и не быть. Заметим, что для подобных случаев, когда возникает необходимость профинансировать из бюджета какие-либо расходы автономного учреждения, не относящиеся к государственному заданию, предусмотрен механизм предоставления субсидий на цели, не связанные с выполнением госзадания. Однако условия предоставления таких субсидий должны быть определены в нормативном правовом акте, принятом высшим исполнительным органом субъекта РФ (абз. 2 и 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Если орган, выполняющий функции и полномочия учредителя, не имеет оснований профинансировать данные расходы в соответствии с названным нормативным правовым актом, возможностей для бюджетного финансирования этой деятельности нет. В этом случае учреждению необходимо либо убеждать учредителя включить данную деятельность в состав государственного задания, либо отказываться от ее осуществления, либо продолжать добровольно или "добровольно-принудительно" вести данную деятельность за счет внебюджетных средств.
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике
Института экономики города
1 сентября 2013 г.
"Руководитель автономного учреждения", N 9, сентябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"