Учитывается ли площадь жилого помещения, находящегося в собственности гражданина, расположенного в другом субъекте РФ (не в Ханты-Мансийском АО - Югре, месте постоянного жительства), для признания его нуждающимся в улучшении жилищный условий по основаниям п. 1 части 1 ст. 51 ЖК РФ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При определении уровня обеспеченности граждан общей площадью жилых помещений в нее включаются площади всех жилых помещений занимаемых по договорам социального найма и принадлежащих им на праве собственности вне зависимости от места нахождения этих жилых помещений.
Обоснование вывода:
Отношения по предоставлению гражданам жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма регулируются положениями главы 7 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Поскольку согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов, отношения, связанные с предоставлением гражданам жилых помещений по договорам социального найма в Ханты-Мансийском АО - Югре регулируются также Законом Ханты-Мансийского АО - Югры от 06.07.2005 N 57-ОЗ "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - Закон N 57-ОЗ).
Условия предоставления жилых помещений по договору социального найма являются следующими: признание гражданина малоимущим; нуждающимся в жилом помещении; проживание гражданина в данном населенном пункте (ст. 49 ЖК РФ).
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях приведены в ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, а именно: отсутствие жилья, которым гражданин вправе пользоваться как собственник, наниматель по договору социального найма или в качестве члена семьи собственника, нанимателя; обеспеченность жильем менее учетной нормы*(1); неудовлетворительное состояние жилого помещения*(2); состояние здоровья проживающих*(3).
Уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения, согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ и п. 1 ст. 15 Закона N 57-ОЗ, определяется исходя из суммарной площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и членами его семьи по договорам социального найма и принадлежащих им на праве собственности. По смыслу названых норм в общую площадь жилых помещений включаются площади всех указанных жилых помещений, расположенных как по месту жительства гражданина, так и на территории других муниципальных образований и субъектов РФ. Данный вывод подтверждается и материалами судебной практики. В этой связи смотрите, к примеру, решения Заволжского районного суда г. Твери от 21.03.2011 по делу N 2-1280/2011, Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 23.06.2011 по делу N 2-851/2011, Ленинского районного суда г. Перми от 06.04.2011 по делу N 2-1374/11, Курганского городского суда Курганской области от 23.09.2011 по делу N 2-7844/11, апелляционное определение СК по гражданским делам Ярославского областного суда от 20.06.2013 по делу N 33-3378/2013, кассационное определение СК по гражданским делам Курского областного суда от 01.11.2011 по делу N 33-2760-11, с которыми можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://sudact.ru/.
Таким образом, при определении уровня обеспеченности граждан общей площадью жилых помещений в нее включаются площади всех жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и принадлежащих им на праве собственности, вне зависимости от места нахождения этих жилых помещений.
К сведению:
Отметим, что при определении критерия нуждаемости не может учитываться площадь жилых помещений, в которых граждане не проживают, не являются членами семьи собственника (нанимателя) такого помещения, но зарегистрированы в нем по месту жительства (месту пребывания). Как следует из положений ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (смотрите, например, решения Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 02.10.2012 по делу N 2-3845/2012, от 20.12.2011 по делу N 2-5112/2011, с которыми можно ознакомиться, перейдя по ссылке http://sudact.ru/).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
2 октября 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Учетной нормой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч.ч. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ).
*(2) Непригодным для проживания признается жилье, находящееся в ветхом или аварийном состоянии, а также жилье, в котором выявлено вредное воздействие факторов среды обитания.
*(3) Перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.