Протокол налоговой проверки для "своих": разъяснения ФНС
Федеральная налоговая служба дала очередные разъяснения о порядке организации работы налоговых инспекций в части рассмотрения актов ненормативного характера, действия или бездействия должностных лиц налогового органа. Речь идет о письме ФНС России от 7 августа 2013 г. N СА-4-9/14460, содержащем такие нормы, которые не закреплены в самом Налоговом кодексе. Главная тема рекомендаций - протоколирование хода рассмотрения материалов проверки. О значении этих разъяснений налогового ведомства нам рассказали эксперты журнала "Нормативные акты для бухгалтера".
Немного ранее опубликованному документу предшествовали другие рекомендации, направленные на установление единообразия проведения мероприятий налогового контроля (письма ФНС России от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12837, от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622).
И хотя письмо ФНС России от 7 августа 2013 г. N СА-4-9/14460 (далее - Рекомендации) издавалось как руководство к работе в территориальных налоговых инспекциях, налогоплательщики смогут почерпнуть в нем полезное и для себя.
Прежде чем перейдем к обсуждению данного документа, отметим, что различают два условно выделенных направления контрольной работы налоговых органов.
Первое - это дела о выявленных в ходе камеральной или выездной проверки налоговых правонарушениях - налоговые проверки. Решения по таким проверкам принимаются в соответствии со статьей 101 Налогового кодекса.
Второе - это все остальные мероприятия контроля, которые осуществляет налоговая служба (проверка соблюдения порядка постановки на учет в налоговом органе, срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке, порядка регистрации объектов игорного бизнеса и пр.). Эти проверки рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Налогового кодекса.
Справочно. Рекомендации могут применяться только при рассмотрении обращений юридических и физических лиц по вопросам досудебного рассмотрения актов налоговых органов, непосредственно связанных с контрольными мероприятиями, проводимыми в рамках Налогового кодекса.
Жалоба жалобе рознь
В первую очередь специалисты министерства подчеркнули, что Рекомендации не касаются рассмотрения жалоб, которые могут подаваться юридическими и физическими лицами в рамках следующих законов:
- Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
- Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП);
- Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Первый закон направлен на урегулирование обращений граждан и юридических лиц в государственные органы власти, включая обращения с целью подачи предложений по совершенствованию законодательства и деятельности госорганов и органов местного самоуправления, а также подачи жалоб по восстановлению или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов.
В этом случае жалоба подается по каким-либо иным основаниям, не связанным с налоговыми проверками.
Второй документ - КоАП. В рамках этого кодекса налоговые органы имеют право налагать на должностных лиц административные штрафы. Это закреплено в пункте 15 статьи 101 и пункте 13 статьи 101.4 Налогового кодекса. Согласно данному положению, к примеру, организацию могут привлечь к ответственности за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе. При этом согласно пункту 2 статьи 116 Налогового кодекса на организацию будет наложен штраф в размере 10 процентов от доходов, полученных за это время. Данная санкция будет зафиксирована в решении о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
Одновременно налоговики имеют право взыскать с должностного лица (руководителя компании, главного бухгалтера) административный штраф в размере от 2000 до 3000 рублей (п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ). Налицо два "наказания", первое в рамках хозяйственно-правовой ответственности, второе - административной. Данные Рекомендации регламентируют рассмотрение только первых правонарушений.
Ну и третий закон (N 210-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг. Обжалование предоставленных (или не предоставленных) госуслуг регламентируется в рамках указанного закона.
Таким образом, ФНС России ограничила область распространения своего документа. И Рекомендации могут применяться только при рассмотрении обращений юридических и физических лиц по вопросам досудебного рассмотрения актов налоговых органов, непосредственно связанных с контрольными мероприятиями, проводимыми в рамках Налогового кодекса.
Внимание! Отсутствие письменных возражений не лишает лицо, явившееся на рассмотрение акта проверки, права давать устные пояснения в ходе рассмотрения материалов, а также представлять документы, опровергающие выводы, изложенные в акте.
Налоговые проверки
Начнем с рассмотрения порядка вынесения решений по материалам налоговой проверки.
До того как инспекция примет решение о привлечении к ответственности за налоговое нарушение (или об отказе в привлечении), налогоплательщик имеет право представить письменные возражения. Разумеется, если он не согласен с изложенными в акте проверки фактами и выводами инспектора.
Для этого налогоплательщика должны известить надлежащим образом. К сожалению, пункт 2 статьи 101 Налогового кодекса не содержит конкретной процедуры извещения. Но предписывает руководителю (заместителю руководителя) налогового органа извещать лицо, в отношении которого проводилась эта проверка, о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.
Как зафиксировано в письме ФНС России от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622, не позднее двух дней со дня вручения (направления по почте заказным письмом) лицу акта выездной налоговой проверки он передается в отдел, ответственный за досудебное урегулирование налоговых споров. При этом на акте делается отметка о вручении, либо прикладывается копия квитанции о направлении заказного письма по почте. Помимо этого к акту присоединяется копия извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. В данном письме также содержится образец указанного извещения.
Перед рассмотрением материалов налоговой проверки устанавливается факт явки налогоплательщика (или его представителя).
Если будет установлено, что заинтересованное лицо не известили как следует, или у налогового органа нет тому подтверждения, должностное лицо инспекции принимает решение об отложении рассмотрения материалов проверки.
Если же налогоплательщика известили надлежащим образом, но он не явился на рассмотрение акта, материалы проверки будут рассмотрены в его отсутствие. Однако может быть принято решение об отложении рассмотрения дела, если присутствие лица будет признано обязательным.
Кроме того, как указано в Рекомендациях, решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки может быть принято в ином случае - при поступлении ходатайства лица.
Итак, материалы налоговой проверки рассмотрены. Приняты решения в соответствии с пунктом 7 статьи 101 Налогового кодекса. Но вместе с тем процесс рассмотрения акта должен дополнительно завершиться протоколированием произошедшего.
Данные Рекомендации устанавливают форму такого протокола и перечисляют все пункты, которые необходимо отражать в нем. К ним причислены не только временные параметры и реквизиты всех участвующих лиц, но также сведения об основаниях проведения проверки, об отсутствующих приглашенных лицах и др.
Кроме того, к протоколу могут прилагаться аудиозаписи рассмотрения материалов проверки, если они велись по решению налогового органа и с согласия лица, в отношении которого составлен акт.
Если налоговикам требуется дополнительное время на доказательства изложенных фактов, руководитель (заместитель) инспекции вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий. Срок допмероприятий не может превышать один месяц, при проверке консолидированной группы налогоплательщиков - два месяца (п. 6 ст. 101 НК РФ).
В этом случае указанное решение вручается (или направляется по почте) вместе с уведомлением о вызове лица для ознакомления с дополнительными материалами и уведомлением о вызове лица для рассмотрения акта налоговой проверки.
Рассмотрение материалов дополнительных мероприятий также заканчивается составлением протокола ознакомления с ними. Протокол должен содержать перечень документов, с которыми лицо (или его представитель) ознакомлено. Копии таких документов передаются налогоплательщику, за исключением тех материалов, которые он представил сам. Кроме того, документы, составляющие банковскую, налоговую и иную тайну, передаются налогоплательщику в виде выписок, заверенных налоговым органом.
Особые правила. При неявке извещенного лица решение может быть принято в его отсутствие. Либо может быть решено перенести срок рассмотрения, если руководителем налогового органа присутствие лица будет признано необходимым для принятия решения.
Иные налоговые правонарушения
В следующей части Рекомендаций изложен порядок рассмотрения материалов дел об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях. Напомним, что акты по таким мероприятиям рассматриваются согласно статье 101.4 Налогового кодекса.
По своей сути рассмотрение материалов актов иных мероприятий налогового контроля идентично основным процедурам рассмотрения актов налоговых проверок.
Так, лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налогового инспектора, представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
Так же как при рассмотрении актов налоговой проверки, налоговый орган обязан известить налогоплательщика надлежащим образом о дате и месте рассмотрения материалов правонарушения.
И точно так же при неявке извещенного лица решение может быть принято в его отсутствие. Либо может быть решено перенести срок рассмотрения, если руководителем (заместителем руководителя) налогового органа присутствие лица будет признано необходимым для принятия решения.
Однако, в отличие от процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, при рассмотрении правонарушений по иным основаниям не предусмотрена возможность переноса срока рассмотрения акта по ходатайству проверенного лица.
Рассмотрение акта завершается принятием соответствующего итогового решения, а также составлением протокола рассмотрения материалов дела.
Рекомендуемая форма такого протокола практически полностью повторяет протокол, составляемый по материалам рассмотрения актов налоговой проверки. Исключение - отсутствуют сведения об основаниях проведения проверки. Фактически к этим параметрам относятся реквизиты решения руководителя налогового органа о проведении проверки или реквизиты налоговой декларации, на основании которой проведено начисление налога. Такое исключение объясняется отсутствием норм по назначению проверок по иным контрольным мероприятиям и тем более отсутствием связи таких правонарушений с налоговыми декларациями.
В заключение отметим, что опубликованный документ носит рекомендательный характер, но обязателен для применения в налоговых органах.
Он регламентирует некоторые моменты, связанные с рассмотрением материалов налогового контроля по привлечению налогоплательщика к налоговой ответственности, которые не нашли отражения в Налоговом кодексе. Это составление протоколов рассмотрения актов, возможность приобщения к делу аудиоматериалов, право отложить рассмотрение материалов в случае ненадлежащего извещения проверенного лица о дате и месте проведения мероприятия по рассмотрению акта и др.
И.М. Акиньшина,
консультант по налогам
"Практическая бухгалтерия", N 10, октябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.