Отсутствие четких правил расчета налогов при продаже компании как имущественного комплекса может привести к спору с инспекторами
Собственники бизнеса, решившие его продать, могут сделать это несколькими способами: продать 100% долей или акций компании, отдельные ее активы либо реализовать предприятие как имущественный комплекс. Как показывает практика, продажа всего бизнеса является наиболее сложным вариантом в налоговом плане.
Предприятие в целом или отдельная его часть может быть предметом купли-продажи, а также иных сделок, связанных с возникновением, изменением и прекращением вещных прав (п. 2 ст. 132 ГК РФ). Как самостоятельный объект гражданских прав предприятие представляет собой имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 132 ГК РФ). В состав такого комплекса обычно входят все виды имущества, предназначенного для его деятельности, в том числе:
- земельные участки;
- здания и сооружения;
- оборудование, инвентарь;
- сырье, продукция;
- права требования и долги;
- права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (например, коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания);
- другие исключительные права.
Отметим, что продажу предприятия как имущественного комплекса не следует приравнивать к реализации всех акций компании или 100% долей в ее уставном капитале. У этих сделок есть целый ряд принципиальных различий, и они по-разному отражаются при расчете налогов (см. врезку на с. 34).
Обратите внимание! В налоговом плане проще продать 100% акций компании, чем продавать ее как имущественный комплекс
Продажа предприятия существенно отличается от реализации всех его акций или 100% долей в уставном капитале. Прежде всего после продажи всех акций или долей компания продолжает работать под тем же наименованием, что и до сделки, и имеет тот же ИНН. Происходит лишь смена ее собственников. В случае продажи бизнеса в целом название организации и ИНН остаются у продавца, а приобретенное предприятие начинает вести деятельность в составе компании, которая его купила.
При продаже 100% акций или долей абсолютно все имущество организации и все ее подразделения переходят к новым собственникам и она сохраняет право на ведение лицензируемых видов деятельности, лицензии на осуществление которых были получены до продажи акций или долей. В отличие от такой сделки при реализации предприятия как имущественного комплекса можно продать его не только в целом, но и отдельные его самостоятельные части (например, один или несколько розничных магазинов из существующей торговой сети или только конкретную производственную линию). В случае реализации 100% акций или долей продать только часть бизнеса невозможно.
Кроме того, при продаже полного пакета акций к покупателю переходят задолженность и риски по налогам, имеющиеся у приобретаемой компании. Если же продается бизнес в целом, то задолженность перед бюджетом по налогам и сборам не передается новому собственнику, а продолжает числиться за организацией-продавцом. Следовательно, все налоговые риски по операциям, предшествующим дате продажи предприятия, остаются у продавца.
Есть различия и в налоговых последствиях сделки. Полагаем, что операцию по продаже 100% акций или долей проще отражать в налоговом учете. Ведь реализация на территории России долей в уставном капитале организации не облагается НДС (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ). Более того, при расчете налога на прибыль доход, полученный от продажи долей, уменьшается на сумму, внесенную в уставный капитал общества при его создании, либо на цену приобретения долей и на расходы, связанные с их реализацией (подп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ).
В составе реализуемого предприятия нельзя продать его задолженность перед бюджетом по налогам
Сделка по продаже бизнеса оформляется договором продажи предприятия (п. 1 ст. 560 ГК РФ). По такому договору продавец обязуется передать в собственность покупателя все имущество предприятия, за исключением тех прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам (п. 1 ст. 559 ГК РФ). К таким правам и обязанностям, в частности, относятся:
- задолженность перед бюджетом по уплате налогов и сборов. Дело в том, что Налоговый кодекс не предусматривает такой вариант прекращения обязанности по уплате налога или сбора, как передача ее другому лицу (подп. 1 и 4 п. 3 ст. 44 НК РФ). Минфин России также отмечал (правда, более 10 лет назад), что именно продавец обязан исполнить обязанность по уплате налогов и сборов, начисленных к уплате до совершения сделки по продаже предприятия как имущественного комплекса (письмо от 28.01.02 N 04-01-10/1-10);
- право на осуществление лицензируемого вида деятельности, которым продавец занимался до продажи бизнеса на основании соответствующей лицензии или разрешения (п. 3 ст. 559 ГК РФ). Организации-покупателю придется получать такую лицензию заново, уже на себя.
Также не удастся продать активы компании в виде денежных средств в ее кассе и на ее расчетных счетах в банках.
Перед продажей предприятия необходимо провести инвентаризацию его имущества и обязательств и уведомить всех кредиторов
До подписания договора продажи предприятия стороны проводят полную инвентаризацию всех его активов и обязательств и составляют акт инвентаризации (п. 1 и 2 ст. 561 ГК РФ). Причем этот акт впоследствии прилагается к счету-фактуре, который продавец выставляет покупателю по сделке (абз. 1 п. 4 ст. 158 НК РФ).
Кроме того, перед продажей бизнеса оформляется бухгалтерский баланс и перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований. Также необходимо получить заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия. Все перечисленные документы обязательно прилагаются к договору продажи предприятия (п. 1 ст. 560 ГК РФ).
Еще одна формальность, которую нужно выполнить до передачи бизнеса новому собственнику, - направить кредиторам предприятия письменные уведомления о предстоящей продаже (п. 1 ст. 562 ГК РФ). Причем известить кредиторов о планируемой сделке вправе любая из ее сторон, то есть это может сделать либо продавец, либо покупатель (см. врезку на с. 37).
Обратите внимание! Безопаснее согласовать с кредиторами планируемую продажу предприятия
В Гражданском кодексе напрямую не прописана обязанность сторон, участвующих в сделке по продаже предприятия, получать согласие кредиторов на ее заключение или на перевод долга. Вместе с тем отсутствие такого согласия может привести к неблагоприятным последствиям вплоть до признания этой сделки недействительной.
Дело в том, что кредитор, который получил уведомление о предстоящей продаже предприятия, но письменно не сообщил продавцу или покупателю о своем согласии на перевод долга, может потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства и возмещения продавцом причиненных этим убытков. Либо такой кредитор вправе обратиться в суд с иском о признании договора продажи предприятия недействительным полностью или частично (п. 2 ст. 562 ГК РФ). Таким образом, перед заключением сделки о продаже бизнеса целесообразно получить согласие всех кредиторов, перед которыми у продаваемого предприятия имеются задолженности.
Однако предъявить любое из указанных требований кредитор может лишь в течение трех месяцев со дня получения уведомления о продаже предприятия. Поэтому отсутствие ответа от кредитора в трехмесячный срок расценивается как его согласие на продажу предприятия и перевод долга.
Кредитор, которого не уведомили о продаже предприятия, может обратиться в суд с иском о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении продавцом причиненных убытков либо о признании договора продажи предприятия недействительным полностью или в соответствующей части (п. 3 ст. 562 ГК РФ). Эти требования кредитор вправе предъявить в течение одного года со дня, когда он узнал или должен был узнать о передаче предприятия продавцом покупателю.
Продавец отражает доход на дату передачи предприятия покупателю, но право собственности переходит к нему лишь с момента регистрации права
Предприятие как имущественный комплекс считается недвижимостью (п. 1 ст. 132 ГК РФ). Поэтому договор его продажи, а также право собственности на предприятие подлежит государственной регистрации (п. 3 ст. 560, п. 1 и 2 ст. 564 ГК РФ). Причем договор продажи предприятия считается заключенным, а право собственности переходит к покупателю лишь с момента такой регистрации.
Однако по договоренности продавец может передать предприятие покупателю и до госрегистрации. Оно считается переданным покупателю со дня подписания передаточного акта обеими сторонами (п. 2 ст. 563 ГК РФ). С этого момента к покупателю переходит риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, переданного в составе предприятия. Передаточный акт готовит продавец и указывает в нем (п. 1 ст. 563 ГК РФ):
- сведения о составе предприятия (его имуществе, обязательствах, правах требования и др.);
- информацию об уведомлении кредиторов о продаже предприятия;
- данные о выявленных недостатках переданного имущества (при их наличии);
- перечень имущества, обязанности по передаче которого не исполнены продавцом из-за его утраты.
Отметим, что до начала 2013 года не было единой точки зрения о том, на какую дату предприятие или другая недвижимость считаются проданными для целей исчисления налогов. По мнению Президиума ВАС РФ, доход от продажи недвижимого имущества возникает у продавца на дату перехода права собственности к покупателю, то есть на дату государственной регистрации сделки (постановление от 08.11.11 N 15726/10). До появления указанного постановления Президиума ВАС РФ и Минфин России, и налоговые органы обычно требовали, чтобы организация отразила доход от продажи недвижимости уже на дату подачи документов на госрегистрацию, правда, при условии, что к тому моменту сам объект недвижимости она передала покупателю по акту приемки-передачи (письма Минфина России от 07.02.11 N 03-03-06/1/78 и от 28.04.10 N 03-03-06/1/301).
С 1 января 2013 года непосредственно в Налоговом кодексе прописано, что при расчете налога на прибыль датой реализации недвижимого имущества считается дата передачи его приобретателю по передаточному акту или иному аналогичному документу (абз. 2 п. 3 ст. 271 НК РФ). Следовательно, начиная с 2013 года продавец признает доход от реализации предприятия как имущественного комплекса на дату подписания акта о его передаче покупателю. При этом сумма полученного дохода определяется как стоимость продажи предприятия, указанная в договоре (без учета НДС).
Порядок расчета налога на прибыль при продаже предприятия четко не регламентирован, что нередко приводит к разногласиям с налоговиками
К сожалению, в Налоговом кодексе не конкретизировано, каким образом компании, продавшей предприятие как имущественный комплекс, определять доходы и расходы по этой сделке. Лишь указано, что в случае получения убытка от такой продажи она может включить сумму убытка в расходы в порядке, установленном статьей 283 Кодекса (п. 4 ст. 268.1 НК РФ).
Из этого можно сделать вывод, что при расчете финансового результата от продажи бизнеса продавец вправе руководствоваться общими правилами, предусмотренными главой 25 НК РФ для случаев продажи недвижимого имущества. Казалось бы, он может уменьшить сумму полученного дохода на стоимость приобретения имущества, реализованного в составе этого комплекса, а по проданному амортизируемому имуществу предприятия - на его остаточную стоимость (п. 1 ст. 268 НК РФ).
Однако это не так. Ведь в пункте 7.1 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 22.03.12 N ММВ-7-3/174@) установлено, что в качестве расходов от реализации предприятия организация-продавец отражает лишь стоимость его чистых активов.
Получается, что результат от продажи бизнеса, с суммы которого продавец обязан уплатить налог на прибыль, рассчитывается как разница между ценой реализации, установленной в договоре, и чистыми активами реализованного имущественного комплекса. Остаточная стоимость амортизируемого имущества и цена приобретения отдельных активов, проданных в составе предприятия, напрямую не включаются в расходы, хотя это и противоречит правилам, приведенным в статье 268 НК РФ. Тем не менее она все равно будет так или иначе учтена в составе чистых активов.
Еще одна проблема заключается в том, что чистые активы определяют в целом по организации. Порядок их расчета установлен совместным приказом от 29.01.03 Минфина России N 10н и ФКЦБ России N 03-6/пз. Полагаем, что этими же принципами можно руководствоваться и для определения величины чистых активов проданного имущественного комплекса (например, одного магазина из торговой сети). Ведь при его продаже все равно составляется баланс и передаточный акт, в которых должны быть приведены сведения о стоимости активов и размере обязательств. Этих данных достаточно для расчета чистых активов по такому объекту.
Итак, в налоговом учете результат от реализации предприятия как имущественного комплекса (РП) определяется с помощью двух формул:
РП = ЦД - ЧА и ЧА = СА - СО,
где ЦД - цена продажи предприятия, указанная в договоре (без учета НДС);
ЧА - стоимость чистых активов реализованного предприятия;
СА - стоимость активов предприятия согласно передаточному акту;
СО - стоимость обязательств предприятия согласно передаточному акту.
Отметим, что при продаже предприятия как имущественного комплекса не нужно рассчитывать результат от реализации каждого актива, входящего в его состав. Ведь продается все предприятие, а не его отдельные объекты.
Прибыль от реализации бизнеса. Если стоимость продажи предприятия как имущественного комплекса превысила величину чистых активов, считается, что от этой сделки продавец получил прибыль. С полученной суммы он уплачивает налог на прибыль в общеустановленном порядке.
Убыток от продажи предприятия. Если же стоимость продажи оказалась меньше величины чистых активов и, значит, продавец получил убыток от этой операции, сумму убытка он может признать в налоговом учете в порядке, аналогичном признанию убытка от обычной деятельности (п. 4 ст. 268.1 и ст. 283 НК РФ).
Вопрос в том, в каком налоговом периоде организация может начать признавать такой убыток. К сожалению, писем Минфина России или налоговых органов по этому вопросу найти не удалось. Среди экспертов существует две точки зрения. Одни считают, что убыток от продажи предприятия как имущественного комплекса можно будет учесть только в следующем налоговом периоде. Например, если убыточная сделка состоялась в 2013 году, убыток от нее при расчете налога на прибыль за 2013 год не учитывается и его можно будет списать лишь в 2014 году или в последующие 9 лет (п. 2 ст. 283 НК РФ). Сторонники этой точки зрения ссылаются на статью 283 НК РФ, в которой речь идет именно о переносе убытка на будущее.
Другая точка зрения заключается в том, что убыток от реализации предприятия учитывается сразу в периоде его продажи (в рассматриваемом примере - в 2013 году). Ведь Налоговый кодекс не содержит ограничений по признанию такого убытка. Но в этом случае возможны претензии налоговиков. И только если суммы прибыли текущего года недостаточно для признания убытка в полном размере, он включается в расходы в течение последующих 10 лет (п. 2 ст. 283 НК РФ).
Дополнительные расходы по сделке. При продаже предприятия неизбежно возникают иные связанные с этой сделкой расходы, например расходы на независимую оценку, оплату аудиторских услуг или услуг посредников по оформлению сделки, уплату госпошлины за ее регистрацию.
По умолчанию подобные расходы несет продавец предприятия, если, конечно, иное не предусмотрено договором продажи (п. 1 ст. 563 ГК РФ). Поэтому при соблюдении условия о надлежащем документальном подтверждении продавец вправе включить их в прочие расходы (п. 1 ст. 252 и подп. 1 и 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
В отличие от расчета налога на прибыль база по НДС определяется отдельно по каждому виду активов, входящих в состав реализованного предприятия
Сделка по продаже предприятия как имущественного комплекса облагается НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 и ст. 158 НК РФ). Особенность заключается в том, что налоговая база рассчитывается отдельно по каждому виду активов предприятия, в том числе по основным средствам, материалам, товарам, готовой продукции, дебиторской задолженности и др. (п. 1 ст. 158 НК РФ).
Причем цена каждого вида имущества (актива) определяется как произведение его балансовой стоимости и поправочного коэффициента (п. 3 ст. 158 НК РФ). Однако к некоторым видам активов поправочный коэффициент не применяется. Например, в случае продажи предприятия дороже балансовой стоимости его активов этот коэффициент не применяется к ценным бумагам, переоценка которых не проводилась, и к дебиторской задолженности, реализованной в составе предприятия (абз. 2 п. 2 ст. 158 НК РФ).
Еще одна особенность состоит в том, что НДС при продаже предприятия начисляется по единой расчетной ставке 15,25% (п. 4 ст. 158 НК РФ). Никаких исключений для активов, реализация которых в обычных обстоятельствах облагается по пониженной ставке (по ставке 10%), не предусмотрено. Если продажа каких-либо активов освобождена от обложения НДС, то их стоимость в налоговую базу не включается и НДС по ним не начисляется.
Расчет поправочного коэффициента. Порядок его расчета зависит от соотношения между ценой продажи предприятия и балансовой стоимостью имущества, входящего в его состав. Если предприятие продано по цене, равной балансовой стоимости его имущества, поправочный коэффициент не рассчитывают, поскольку он считается равным единице.
В случае продажи предприятия по цене, превышающей балансовую стоимость его имущества, поправочный коэффициент (ПК) определяют по формуле (абз. 2 п. 2 ст. 158 НК РФ):
ПК = (Ц - ДЗ - ЦБ) : (БСИ - ДЗ - ЦБ),
где Ц - цена реализации предприятия;
ДЗ - балансовая стоимость дебиторской задолженности;
ЦБ - балансовая стоимость ценных бумаг (если они не переоценивались);
БСИ - балансовая стоимость всего реализованного имущества.
Если предприятие продано по цене ниже балансовой стоимости его имущества, поправочный коэффициент рассчитывают по более простой формуле (абз. 1 п. 2 ст. 158 НК РФ):
ПК = Ц : БСИ.
После того как определили поправочный коэффициент, рассчитывают налоговую базу по каждому виду имущества, реализованного в составе предприятия. Для этого суммарную балансовую стоимость активов каждого вида умножают на поправочный коэффициент. Затем начисляют НДС по ставке 15,25% и суммируют НДС, рассчитанный по всем видам имущества.
Дата начисления НДС. Как и при реализации товаров, работ или услуг, при продаже имущественного комплекса НДС начисляется на наиболее раннюю из двух дат (п. 1 ст. 167 НК РФ):
- день государственной регистрации перехода права собственности к покупателю предприятия (п. 3 ст. 167 НК РФ и п. 1 ст. 564 ГК РФ);
- день оплаты или частичной оплаты.
Такого же мнения придерживаются и Минфин России, и арбитражные суды (письмо Минфина России от 07.02.11 N 03-03-06/1/78, постановления ФАС Поволжского от 19.03.13 N А12-12564/2012 и Северо-Западного от 11.03.13 N А26-3654/2012 округов).
Если по сделке предусмотрена предварительная оплата, то продавец определяет налоговую базу по НДС дважды: на день получения этой предоплаты (аванса) и на день передачи покупателю права собственности на предприятие. При этом НДС с предоплаты исчисляется расчетным методом с применением ставки 18/118 (п. 4 ст. 164 и подп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ).
Оформление счета-фактуры. Продавец предприятия как имущественного комплекса выставляет покупателю сводный счет-фактуру и отражает в нем все виды имущества, реализованного в составе такого комплекса, в том числе не облагаемые НДС (п. 4 ст. 158 НК РФ). Сводный счет-фактуру он оформляет по особым правилам, хотя и составляет, как и при любой другой реализации, в течение пяти календарных дней со дня отгрузки, то есть со дня перехода к покупателю права собственности на предприятие (п. 3 ст. 168 НК РФ).
В сводном счете-фактуре продавец выделяет в самостоятельные позиции основные средства, нематериальные активы, прочие виды имущества производственного и непроизводственного назначения, сумму дебиторской задолженности, стоимость ценных бумаг и другие виды активов, проданных в составе предприятия. В качестве цены по каждому виду реализованного имущества он указывает показатель, равный произведению балансовой стоимости этого имущества на поправочный коэффициент.
В графе "Ставка НДС" продавец отражает расчетную ставку 15,25%, а в итоговой строке в графе "Всего с НДС" - цену, по которой он продал предприятие покупателю. К сводному счету-фактуре он прилагает акт инвентаризации (абз. 1 п. 4 ст. 158 НК РФ).
Обязанности по начислению "зарплатных" налогов переходят к покупателю со дня госрегистрации его прав на приобретенное предприятие
После продажи предприятия как имущественного комплекса все трудовые договоры, действующие на дату его продажи, сохраняют силу. Ведь смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с рядовыми работниками (ч. 2 ст. 75 ТК РФ).
Новый собственник вправе расторгнуть трудовой договор лишь с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером (ч. 1 ст. 75 ТК РФ). Правда, сделать это можно не сразу после покупки предприятия, а в течение трех месяцев со дня перехода к покупателю права собственности на приобретенное предприятие, то есть в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого права.
В свою очередь любой работник может отказаться от продолжения работы в организации в связи со сменой собственника ее имущества (ч. 3 ст. 75 ТК РФ). В этом случае трудовой договор с ним прекращается (п. 6 ст. 77 ТК РФ).
Отметим, что в Трудовом кодексе не разъяснено, что понимается под сменой собственника имущества компании. Судебная практика исходит из того, что такая смена происходит, в частности, при изменении учредителей, продаже предприятия как имущественного комплекса, приватизации государственных или муниципальных предприятий (определение Московского областного суда от 16.03.06 N 33-1752).
Суды также указывают, что после смены собственника организации для ее работников не меняются условия труда, так как они продолжают выполнять ту же самую работу в той же самой компании (определения Московского городского суда от 20.03.12 N 33-5851, от 16.02.11 N 33-4053 и от 16.11.10 N 33-34987). Причем все права и обязанности продавца как работодателя переходят к покупателю бизнеса.
Таким образом, продавец предприятия начисляет сотрудникам зарплату только до момента государственной регистрации договора о его продаже. С указанных выплат он удерживает и перечисляет в бюджет НДФЛ и начисляет страховые взносы во внебюджетные фонды. Начиная со дня государственной регистрации сделки все обязанности по начислению зарплаты работникам и уплате "зарплатных" налогов переходят к новому собственнику.
Г.В. Беликова,
руководитель отдела аудита и налогообложения
"Российский налоговый курьер", N 18, сентябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99