Защита исключительных прав на средства индивидуализации: международно-правовой аспект
Значимость и растущая роль интеллектуальной собственности в экономическом, социальном и культурном развитии стран общепризнанна. В современных условиях организация обычно остается конкурентоспособной не за счет материальных или финансовых ресурсов, а благодаря уникальному интеллектуальному потенциалу, который может обеспечить в перспективе получение стабильных доходов на рынке. Зарубежные исследования свидетельствуют о том, что неуклонно растет спрос на товары, в структуре стоимости которых преобладает интеллектуальная составляющая.
Успешной интеграции России в мировое хозяйство будет способствовать эффективное использование ею своих интеллектуальных ресурсов. При этом следует обратить особое внимание на законодательное регулирование охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг. Перед государством стоит сложная задача - защитить интересы российских правообладателей с применением всех рычагов властных полномочий и законных методов в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, не создавая видимости наращивания усилий в данной сфере, а активно обеспечивая неприкосновенность результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.
Немаловажную роль в деле защиты интеллектуальной собственности играют международные соглашения, так как использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации не знает границ.
В рамках международного сотрудничества принято множество конвенций и соглашений, касающихся охраны товарных знаков:
- Парижская конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 1883 г.);
- Мадридское соглашение о международной регистрации знаков (Мадрид, 1891 г.);
- Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов (Гаага, 1925 г.);
- Соглашение о международной классификации товаров и услуг для целей регистрации знаков (Ницца, 1957 г.);
- Локарнское соглашение об учреждении международной классификации промышленных образцов (Локарно, 1968 г.);
- Найробский договор об охране олимпийского символа (Найроби, 1981 г.);
- Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков (Мадрид, 1989 г.);
- Соглашение стран СНГ о мерах по охране промышленной собственности (Минск, 1993 г.);
- Договор о законах по товарным знакам (Женева, 1994 г.);
- Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) (Уругвай, 1994 г.);
- Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом (Греция, 1994 г.);
- Соглашение о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний (Минск, 1999 г.).
В 1967 г. была создана Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая взяла на себя функции в сфере административного управления системой союзов и соглашений в этой сфере (Парижский союз по промышленной собственности, Бернский союз по авторским правам и др.).
Во многом благодаря усилиям самых влиятельных государств, создавших эффективные правовые базы в рассматриваемой сфере (США, Японии, стран Европейского союза), в ходе Уругвайского раунда переговоров участников Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в 1994 г. удалось заключить международное Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (англ. Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights, сокращенно TRIPS - Соглашение ТРИПС.
Соглашение ТРИПС является первым международным соглашением, в силу которого права на объекты интеллектуальной собственности включены в систему многосторонних торговых отношений. Этот документ определяет виды интеллектуальной собственности, отражает взаимоотношения государства с ее владельцами, содержит нормы, определяющие ответственность за нарушение интеллектуальных прав, обозначает сроки приведения в соответствие с его требованиями законодательств подписавших его стран.
Соглашением ТРИПС установлены новые правила в отношении применения основных правил ГАТТ 1994 г. к правам на объекты интеллектуальной собственности, минимальных стандартов охраны прав на объекты интеллектуальной собственности, принудительного обеспечения прав на объекты интеллектуальной собственности в части, затрагивающей торговлю; введены эффективные и оперативные процедуры для предупреждения и разрешения споров, возникающих между странами - членами ВТО в случае нарушений положений Соглашения ТРИПС.
В нормах Соглашения ТРИПС предложен механизм разрешения споров, возникающих между странами-участницами, который не выступает в качестве альтернативы существующей национальной юридической системе и не препятствует повышению уровня защиты интеллектуальной собственности в странах - членах ВТО*(1). Соглашение ТРИПС является дополнением к юридической системе каждого государства-участника. Оно не предусматривает обязательств в части перераспределения каких-либо ресурсов при решении задач обеспечения законности и защиты прав на интеллектуальную собственность.
Благодаря Соглашению ТРИПС удалось, несмотря на различия в юридических системах стран-участниц, найти общее понимание категории интеллектуальной собственности. Был разрешен ряд разногласий англо-американской и европейской законодательных систем в сфере защиты интеллектуальной собственности. Соглашение ТРИПС подписала даже Япония, правовой системе которой присуща значительная специфика.
Как показывает практика, обеспечить защиту интеллектуальной собственности на международном уровне весьма сложно, что обусловлено отсутствием общей правовой системы. Фактором, тормозящим работу в этом направлении, являются различия в методике рассмотрения подобных споров в разных странах. Таким образом, эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в соответствии с Соглашением ТРИПС можно добиться только в случае налаженной совместной работы всех стран-членов.
Все участники ВТО, подписавшие Соглашение ТРИПС, состоят также в таких объединениях, как Парижский союз по охране промышленной собственности, Римская конвенция об охране прав артистов исполнителей и изготовителей фонограмм, Бернский союз по авторским правам, а также Вашингтонский договор об охране интегральных микросхем. Требования всех указанных международных соглашений и конвенций не противоречат положениям Соглашения ТРИПС и не отменяют обязательства стран - его участниц. А критерии Соглашения ТРИПС полностью соответствуют критериям международных конвенций в сфере защиты интеллектуальной собственности.
Основные принципы международной защиты интеллектуальной собственности и цели стран-участниц отражены в ст. 3 и 7 Соглашения. Соглашение определяет защиту прав на интеллектуальную собственность как процесс, способствующий росту прогресса и эффективному распределению прав и обязанностей в сфере интеллектуальной собственности, повышающий уровень взаимовыгодного сотрудничества создателей новых технологий и конечных потребителей. Государства вправе при внесении в свои законодательные акты поправок и дополнений, необходимых в связи с присоединением к Соглашению ТРИПС, учитывать свои национальные правовые особенности. Это касается потребностей национального здравоохранения, продовольственной политики стран, развития в области технических и социально-экономических отраслей. При этом указанная адаптация должна согласовываться с нормами Соглашения ТРИПС и использоваться только в тех случаях, когда исключения необходимы для соблюдения законов и правил, которые не противоречат положениям Соглашения ТРИПС, и когда подобные процедуры не применяются таким образом, что могут стать скрытым ограничением в торговле. На основании указанного принципа осуществляется законотворческая работа в сфере урегулирования вопроса о злоупотреблении правами со стороны собственников интеллектуальных прав и свобод.
Соглашение ТРИПС не допускает ограничения интересов обладателей прав на интеллектуальную собственность в международной торговле и обеспечивает странам-участницам наличие национального режима, в частности при обмене новыми технологиями. Все это позволяет приравнять на правовом уровне зарубежных собственников интеллектуальных прав к физическим и юридическим лицам внутри страны. Из этого правила имеются исключения, предусмотренные Римской, Парижской, Бернской конвенциями и Вашингтонским договором. Такие исключения касаются административных и юридических аспектов, которые не противоречат нормам Соглашения ТРИПС и не выступают в качестве торговых барьеров той или иной категории.
Соглашение ТРИПС уточняет, дополняет и расширяет сферу действия соответствующих положений Парижской конвенции 1967 г., касающихся товарных знаков. Страны - члены ВТО должны учитывать положения Соглашения ТРИПС при создании ими национальных систем охраны товарных знаков и функционировании таких систем. Согласно Соглашению ТРИПС под товарным знаком понимается любое обозначение или любая комбинация обозначений, с помощью которых товары и услуги одного предприятия можно отличить от товаров и услуг других предприятий. Таким образом, товарный знак используется для идентификации товаров (услуг).
Товарные знаки (знаки обслуживания) могут представлять собой разного рода изображения, включая слова (в том числе личные имена), буквы, числа, образы, комбинации цветов, а также любые сочетания названных деталей. Характер товаров и услуг не может служить основанием для отказа в регистрации предназначенных для них знаков. Если предложенные изображения не могут по своей сути идентифицировать соответствующие товары и услуги, то члены ВТО могут потребовать от внешнего вида товарного знака наличия отличительных черт, приобретаемых в результате использования. Допустимы претензии и к зрительному восприятию изображения. Регистрация может быть отклонена и по другим причинам, если они не противоречат Парижской конвенции*(2). Товарные знаки (знаки обслуживания) публикуются до их регистрации или же сразу после нее. Третьи лица могут свободно оспаривать регистрацию знака или добиваться ее отмены. Критерии, по которым торговый знак (знак обслуживания) относят к категории хорошо известных, определяются Парижской конвенцией (ст. 6 bis).
Владелец зарегистрированного товарного знака (знака обслуживания) располагает исключительным правом предотвратить использование третьей стороной идентичных или похожих знаков для идентичных или похожих товаров или услуг, которое может ввести в заблуждение покупателя. Установлена презумпция, согласно которой покупатель признается введенным в заблуждение. В отношении товаров и услуг, которые не являются идентичными или похожими на те, в отношении которых зарегистрирован знак, но использование для них третьей стороной похожих знаков позволяет потребителю связать эти товары (услуги) с именем владельца зарегистрированного знака и может нанести урон интересам этого владельца, применяются меры, предусмотренные Парижской конвенцией.
Государства, подписавшие Соглашение ТРИПС, могут поставить в качестве условия регистрации последующее практическое применение товарного знака (знака обслуживания). В этом случае зарегистрированный знак может быть не зарегистрирован вновь, если он не использовался в течение трех лет без перерыва и владелец знака не привел убедительных причин, помешавших его использованию. Такими причинами могут служить обстоятельства, возникающие вне зависимости от воли владельца знака (например ограничения, введенные правительством на импорт данных товаров и услуг, другие требования, предъявляемые правительством в отношении этих товаров и услуг). Если знак использовался третьим лицом, о чем знал его владелец, то это может служить основанием для возобновления регистрации. Первоначальная регистрация знака и каждое последующее возобновление его регистрации осуществляется на срок не менее семи лет. Возобновлять регистрацию можно неограниченное количество раз*(3).
При принятии национальных правовых норм о товарных знаках (знаках обслуживания) страны - члены ВТО могут учитывать местные правовые особенности, однако такие коррективы норм Соглашения не должны ущемлять законные интересы владельцев товарных знаков (знаков обслуживания) и третьих лиц.
Право на использование товарного знака не может быть необоснованно обременено в результате особых требований, в частности предписания применять товарный знак одновременно с другим знаком, применять его каким-либо особым образом, а также других требований, которые могли бы помешать потребителю отличить товары и услуги данного предприятия от товаров и услуг других предприятий. В то же время является законным требование использовать данный товарный знак (знак обслуживания) одновременно со знаком, выделяющим определенную категорию товаров (услуг) данного предприятия.
Члены ВТО вправе сами определять условия для выдачи лицензий и передачи права на товарный знак (знак обслуживания). Владелец знака может переуступать свои права на него третьему лицу как с передачей тому своего дела, к которому относится этот знак, так и без такового. Принудительное лицензирование не предусматривается*(4).
Обозначение мест происхождения товаров (услуг) часто используется в качестве дополнительного средства идентификации высококачественных изделий, свойства которых потребители обычно связывают со страной, районом или местностью, где они произведены, а также для борьбы с фальсификацией, получившей особое распространение при продаже вин и спиртных напитков.
В соответствии с Соглашением ТРИПС страны - члены ВТО должны содействовать усилиям любого заинтересованного лица (физического или юридического), направленным на предотвращение попыток ввести в заблуждение потребителей относительно географического происхождения товара посредством использования любых символов или обозначений. То же относится и к противодействию другим средствам из арсенала недобросовестной конкуренции в том виде, в каком она определена в ст. 10 bis Парижской конвенции.
Страна - участница ВТО должна по требованию заинтересованной стороны или же по собственной инициативе (если это предусмотрено ее законодательством) отказать в регистрации или признать недействительной регистрацию товарного знака, который представляет собой или включает в себя географическое название, вводящее в заблуждение потребителей относительно места происхождения товара и не соответствующее действительности. Это относится и к разного рода уловкам, когда верное с формальной точки зрения название призвано убедить покупателя в том, что товар произведен в другой стране*(5).
Также признается фальсификацией места происхождения вин и спиртных напитков ситуация, когда наряду с неверным географическим указанием на этикетке приводится действительное место происхождения, или же неправильное географическое название дается в переводе на местный язык, а также сопровождается такими выражениями, как "вида", "типа", "в стиле", "имитация". В случае если разные вина и спиртные напитки содержат одинаковые, но имеющие законную силу обозначения места происхождения, то владельцы товарных знаков сами должны решить, как идентифицировать свой товар, чтобы не вводить в заблуждение потребителей и обеспечить друг другу равные права. В целях предотвращения фальсификации вин предусматривается регистрация всех вин стран - членов ВТО в специальном списке с указанием их названий, производителей и места происхождения.
В то же время во многих случаях использование неправильных географических обозначений связано с традициями и осуществляется добросовестными владельцами. В рамках ВТО будет действовать специальный переговорный механизм для урегулирования такого рода недоразумений между странами-участницами.
Сложность проблем, связанных с выполнением положений Соглашения ТРИПС об обозначении мест происхождения товаров, обусловила ту значительную роль, которая отводится переговорному процессу, служащему для урегулирования разногласий. Соглашением ТРИПС предусматривается ряд исключений, позволяющих облегчить переход к жестким нормам. Однако применение этих исключений должно в каждом конкретном случае обсуждаться в ходе переговоров между странами - членами ВТО для заключения двусторонних и многосторонних соглашений о применении положений Соглашения ТРИПС об обозначении мест происхождения товаров. Страна не может воспользоваться правом на использование исключений, отказавшись от таких переговоров. В ходе переговоров решается вопрос о дальнейшем применении той или иной страной следующих предусмотренных Соглашением ТРИПС исключений.
1. Меры, предусмотренные Соглашением в связи с неправомерным использованием обозначения мест происхождения вин и спиртных напитков, не применяются против жителей, юридических и физических лиц страны - члена ВТО, если географические названия либо использовались ими не менее 10 лет до 15 апреля 1994 г. (момента обнародования Соглашения ТРИПС), либо использовались ими как добросовестными владельцами в течение любого срока до указанной даты.
2. Не может быть удовлетворен иск о признании незаконным товарного знака (знака обслуживания) по причине идентичности (схожести) обозначения места происхождения, если этот товарный знак (знак обслуживания) был зарегистрирован (было подано заявление на его регистрацию) добросовестным владельцем или же права на товарный знак (знак обслуживания) были приобретены в результате добросовестного владения:
- до завершения переходного периода, предусмотренного для вступления в силу Соглашения ТРИПС в стране, где предъявлен иск, или
- до того момента, когда были взяты под охрану права, связанные с данным обозначением места происхождения товара, в самой стране его происхождения. Таким образом, не могут быть подвергнуты сомнению ни законность товарного знака (знака обслуживания), ни правомерность его регистрации (перерегистрации), ни право на его использование.
3. Соглашение ТРИПС не служит основанием для предъявления претензий к государству - члену ВТО по поводу обозначения мест происхождения товаров (услуг), если такие обозначения совпадают с терминами на местном языке, которые используются для обозначения этих товаров и услуг в данном государстве. Не могут также быть предъявлены претензии в отношении географических обозначений на продукции виноделия, если такие обозначения совпадают с названиями сортов винограда, существовавших в этом государстве еще до вступления в силу Соглашения ТРИПС.
4. Страна - член ВТО вправе предусмотреть в своем законодательстве, что любая претензия в отношении нарушения обозначений мест происхождения товаров (услуг) в связи с использованием (регистрацией) товарного знака (знака обслуживания) может быть предъявлена либо в течение пяти лет после того, как об этом нарушении стало широко известно в этой стране, либо после даты регистрации там товарного знака (он должен быть к этой дате опубликован) в случае, если о нарушении стало широко известно лишь после этой даты, а обозначение места происхождения зарегистрировано недобросовестным заявителем или не указано.
5. Положения Соглашения ТРИПС не отменяют право любого лица использовать в ходе деловых операций свое имя или имя своего предшественника по данному роду деятельности, за исключением случая, когда такое имя используется с явным намерением ввести потребителей в заблуждение.
Никаких обязательств не может возникнуть из Соглашения ТРИПС в отношении таких обозначений мест происхождения товаров (услуг), которые не получили или прекратили получать защиту в стране происхождения или же просто перестали там использоваться*(6).
В США в 1984 г. конгресс принял Закон о торговле и тарифе (Trade and Tariff Act), давший президенту полномочия вводить ограничения на импорт товаров из стран, которые не должным образом охраняют права на интеллектуальную собственность. Закон против контрафакции торговых марок 1984 г. Trade-mark Anti-Counterfeiting Act) усилил средства правовой и судебной защиты истца по гражданским делам.
После подписания Соглашения ТРИПС Соединенные Штаты Америки остались на ведущих позициях в деле построения международной системы защиты прав на интеллектуальную собственность в рамках правил внешней торговли ВТО. Это связано, с одной стороны, со стремлением США содействовать преодолению значительных трудностей, связанных с реализацией Соглашения, с другой - с тем, что США лидирует в международной торговле интеллектуальной собственностью.
Вслед за подписанием Соглашения ТРИПС в правительство и конгресс США был направлен документ, подготовленный Комитетом по интеллектуальной собственности, Международным союзом интеллектуальной собственности и Ассоциацией фармацевтов-промышленников - объединениями крупнейших американских компаний, специально созданными для воздействия на формирование политики США в сфере защиты американской интеллектуальной собственности за рубежом. В указанном документе обосновывалась необходимость принятия жестких внешнеторговых мер в поддержку строгого соблюдения прав интеллектуальной собственности.
В апреле 1997 г. Управлением торгового представителя США был подготовлен список стран, к которым могут быть применены торговые санкции за плохое обеспечение защиты прав на интеллектуальную собственность, в который вошли Аргентина, Эквадор, Египет, Европейский союз, Индия, Индонезия, Парагвай, Россия, Турция и др. В этих государствах был зарегистрирован высокий уровень нарушения прав интеллектуальной собственности. Европейский союз был включен в этот список по причине того, что он не пошел на уступки фармацевтическим фирмам США, выступившим с резкой критикой единой европейской системы товарных знаков.
Япония накопила значительный опыт в сфере решения проблем, связанных с интеллектуальной собственностью. Она выступила совместно с другими развитыми государствами на переговорах ГАТТ/ВТО при разработке и подписании Соглашения ТРИПС. Сейчас это вторая страна в мире (после США) по суммарным затратам на научные исследования. Из потребителя иностранных технологий Япония превратилась в активного создателя оригинальных технических решений. Это заставило японское правительство добиваться защиты прав японских субъектов на продукты интеллектуальной деятельности за рубежом.
В японской системе защиты прав на интеллектуальную собственность присутствуют особенности, которых нет в аналогичных системах западных стран. Если последние ставят во главу угла задачу обеспечить права владельца собственности, то в Японии на первом месте стоит "общественная полезность". В связи с этим основное внимание уделяется практическому использованию инноваций. По скорости разработок и внедрения в производство японцы сильно опережают и американцев, и европейцев. Японская индустрия выходит на рынок через месяц после начала производства. США для этого требуется четыре месяца, европейцам - два месяца.
Особенностью японской патентной системы стало ее активное использование государством для обеспечения ускоренного экономического роста. С момента своего возникновения она характеризовалась крайней степенью бюрократизации, закрытостью при принятии решений*(7).
Нормативная база, созданная по западным стандартам, тем не менее не гарантировала обеспечения прав владельцев интеллектуальной собственности. Сейчас японское патентное бюро находится в непосредственном подчинении Министерства внешней торговли и промышленности, играющего важнейшую роль в определении и проведении политики государственного регулирования экономики.
Члены Европейского союза традиционно ориентируются на систему союзов и соглашений в области защиты прав на интеллектуальную собственность, формировавшуюся в течение долгих лет на основе европейских правовых традиций.
Интеграция России в мировое экономическое пространство проходит не гладко. С одной стороны, наблюдаются изношенность материальных активов и дефицит финансовых ресурсов, необходимых для их модернизации, с другой - эти обстоятельства способствуют повышению роли интеллектуальных ресурсов, обеспечивающих конкурентоспособность продукции на мировых рынках.
Главными условиями вступления Российской Федерации в ВТО были подписание Соглашения ТРИПС и соблюдение его норм.
Россия, будучи правопреемницей СССР, считается с 1968 г. членом ВОИС и принимает участие во всех конвенциях, соглашениях и других международно-правовых документах, заключенных в рамках этой организации и под ее эгидой*(8).
Правовой базой для обеспечения правовой охраны товарных знаков в России являются Гражданский кодекс РФ и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента от 29 ноября 1995 г. (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 25 марта 2003 г. N 4322) и введенные в действие 10 мая 2003 г. в части, не противоречащей ГК РФ. Кроме того, в соответствии с положениями ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей приоритет норм международного права над национальной системой законодательства, мы имеем полное право отнести ратифицированные Российской Федерацией международные соглашения, конвенции и протоколы к элементам, составляющим основу для обеспечения правовой охраны товарных знаков иностранных предприятий на территории России.
Термин "интеллектуальная собственность" прочно вошел в юридическую лексику России и зарубежных государств для обозначения совокупности всех прав на результаты интеллектуальной деятельности и некоторые приравненные к ним объекты (товарный знак и знак обслуживания, фирменное наименование и наименование мест происхождения). Термин "интеллектуальная собственность" сформировался прежде всего в процессе обсуждения и решения проблем юридической регламентации в рамках права собственности по поводу создания, использования и охраны результатов интеллектуальной деятельности.
Активное использование этого термина в сфере правового регулирования экономики, по-видимому, стало основанием распространения понятия "интеллектуальная собственность" на всю совокупность нематериальных ресурсов предприятия. Например, А.Н. Козырев считает, что "права интеллектуальной собственности, принадлежащие организации, составляют ее нематериальные активы"*(9).
В настоящее время в соответствии со ст. 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения.
В соответствии с п. 3 ст. 1483 ГК РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести потребителя в заблуждение относительно товара либо его изготовителя.
В соответствии с п. 2.5.1 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
Однако в российской юридической практике часто встречаются случаи, когда недобросовестные российские предприниматели, являясь производителями каких-либо товаров или услуг на территории России, регистрируют в Федеральном институте промышленной собственности Роспатента РФ на имя учрежденных ими юридических лиц товарные знаки, словесное или графическое обозначение которых включает в себя слова иностранного происхождения, непереводимые на русский язык и обозначающие известные иностранные заводы - производители товаров народного потребления. В связи с этим подобные обозначения способны вызвать в сознании потребителя представление об иностранном происхождении товаров и тем самым ввести потребителя в заблуждение относительно производителя и реальной стоимости и качества товаров.
Недобросовестные предприниматели, имеющие коррупционные связи среди сотрудников органов Федеральной таможенной службы, могут оперативно отслеживать в режиме онлайн статистические сведения, касающиеся оформления таможенных деклараций на товары, поступающие на территорию России из-за рубежа, и выявлять среди них те, на которые по тем или иным причинам иностранным производителем еще не зарегистрирован на территории России товарный знак. При этом в государстве, на территории которого данный товар производится, имеются свидетельства о регистрации данного товарного знака в соответствии с национальным законодательством. Получив указанную информацию, недобросовестный предприниматель подает заявку от имени своего юридического лица на регистрацию указанного обозначения в качестве товарного знака на территории России и, получив свидетельство Роспатента, имеет все основания запретить иностранному поставщику ввоз на территорию России производимых им товаров, а уже ввезенные изъять из товарооборота или подвергнуть аресту на складах поставщика. Как правило, подобного рода проявления недобросовестной конкуренции являются основанием для незаконного обогащения целого ряда предприятий, получивших название "сквоттеры" на рынке объектов интеллектуальной собственности. Часто сквоттеры существуют лишь формально, т.е. не имеют ни арендованного офиса и нанятого на работу персонала, ни, тем более, реального производства, фирма сводится к номинальному учредителю, директору и главному бухгалтеру в одном лице и уставным и учредительным документам предприятия.
Подведем некоторые итоги. Исследование международной практики защиты и охраны интеллектуальной собственности, в частности США и Японии, позволяет сделать вывод о том, что в мире разработана система мер, позволяющая решать проблемы защиты интеллектуальной собственности. Так, США успешно применяют административно-экономические меры, направленные на ограничение импорта из стран-нарушителей, сокращение инвестиций в их экономику, сворачивание торгово-экономического сотрудничества и помощи как на двусторонней основе, так и при участии международных организаций, где США играют важную роль. В Японии в системе защиты прав интеллектуальной собственности на первом месте стоит "общественная полезность", тем самым практическому использованию инноваций уделяется первостепенное внимание. Соответственно отдается предпочтение защите применяемого на практике патента. Все эти методы защиты успешно можно использовать в России, развивая ее законодательную базу.
Список литературы
1. Варфоломеева Ю.А. Интеллектуальная собственность в условиях инновационного развития: Монография. М., 2007.
2. Журавлева Г.Е., Криволевич Е.А., Зуева А.С. О проведении расширенного заседания научно-технического совета Академии, посвященного дню российской науки // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. N 2.
3. Защита интеллектуальных прав: судебная практика и образцы документов / Под общ. ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2013.
4. Зенин И.А. Право интеллектуальной собственности: Учебник для магистров. М., 2013.
5. Право интеллектуальной собственности: Учебник / Сост. И.А. Близнец, Э.П. Гаврилов, О.В. Добрынин и др. / Под ред. И.А. Близнеца. М., 2013.
6. Козырев А.Н. Проблемы оценки интеллектуальной собственности: правовая среда, методология, кадры // Интеллектуальная собственность. 2000. N 8.
7. Щербачева Л.В. Особенности правового режима объектов интеллектуальной собственности: Монография. М., 2012.
И.А. Завьялов,
преподаватель кафедры экономических
и финансовых расследований ВШГА МГУ
им. М.В. Ломоносова
"Законодательство", N 8, август 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Защита интеллектуальных прав: судебная практика и образцы документов / Под общ. ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2013.
*(2) См.: Щербачева Л.В. Особенности правового режима объектов интеллектуальной собственности: Монография. М., 2012.
*(3) См.: Зенин И.А. Право интеллектуальной собственности: Учебник для магистров. М., 2013.
*(4) См.: Agreement on Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights. P. II: Standards concerning availability, scope and use of intellectual property rights. Sec. 2. Art. 15-21 // http://www.uspto.gov/web/offices/com/doc/uruguay/finalact.html
*(5) См.: Право интеллектуальной собственности: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили. М., 2013.
*(6) См.: Agreement on Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights. P. II: Standards concerning availability, scope and use of intellektual property rights. Sec. 3. Art. 22-24.
*(7) См.: Щербачева Л.В. Указ. соч.
*(8) См.: Варфоломеева Ю.А. Интеллектуальная собственность в условиях инновационного развития: Монография. М., 2007.
*(9) Козырев А.Н. Проблемы оценки интеллектуальной собственности: правовая среда, методология, кадры // Интеллектуальная собственность. 2000. N 8. С. 23.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Защита исключительных прав на средства индивидуализации: международно-правовой аспект
Автор
И.А. Завьялов - преподаватель кафедры экономических и финансовых расследований ВШГА МГУ им. М.В. Ломоносова
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2013, N 8