Разъяснения ФФОМС о расходах, осуществляемых за счет средств ОМС
В целях исключения нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования (ОМС) в Письме ФФОМС от 06.06.2013 N 4509/21-и приведены разъяснения о составе расходов, осуществляемых медицинскими учреждениями за счет средств ОМС.
Государственные медицинские учреждения предоставляют медицинскую и лекарственную помощь за счет средств фондов ОМС в объеме и на условиях, которые соответствуют программе ОМС.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи состоит из двух составляющих: базовой и территориальной программ ОМС.
Примечание. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов утверждена Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1074.
Базовая программа ОМС определяет (п. 2 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ)):
- виды медицинской помощи;
- перечень страховых случаев;
- структуру тарифа на оплату медицинской помощи;
- способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по ОМС в Российской Федерации за счет средств ОМС;
- критерии доступности и качества медицинской помощи.
Согласно п. 7 ст. 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС включает в себя расходы:
- на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты;
- на приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов;
- на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования);
- на организацию питания (при отсутствии в медицинском учреждении организованного питания);
- на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг;
- на социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством РФ;
- на приобретение оборудования стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются на основании методики, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил ОМС, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС.
Медицинские организации согласно п. 5 ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 326-ФЗ обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
При определении соответствующих направлений расходования средств чиновники ФФОМС рекомендуют руководствоваться:
- Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденными Приказом Минфина РФ от 21.12.2012 N 171н;
- Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее - Классификация основных средств);
- Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359.
Далее в Письме ФФОМС N 4509/21-и приводятся разъяснения по направлениям расходования средств ОМС. Для наглядного восприятия материала изложим всю информацию в таблице.
Статья (подстатья) КОСГУ | Наименование расходов |
Перечень расходов, которые не включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС | |
Статья 310 "Увеличение стоимости основных средств" | Расходы на приобретение мебели, в том числе медицинской, кухонной мебели. Исключением является оборудование, которое согласно сертификату (декларации) соответствия в силу Классификации основных средств относится к классу 14 3311320 "Оборудование для кабинетов и палат, оборудование для лабораторий и аптек" раздела 14 0000000 "Машины и оборудование" |
Расходы медицинских организаций на приобретение бытовых кондиционеров, холодильников, электрообогревательных приборов, приборов для приготовления пищи, стиральных машин, текстильных швейных изделий (штор, тюля), жалюзи и других предметов хозяйственного назначения. Согласно Классификации основных средств указанные расходы относятся к разделу 16 0000000 "Инвентарь производственный и хозяйственный" | |
Расходы на приобретение автомобилей, которые согласно Классификации основных средств относятся к классу 15 3410000 "Автомобили" раздела 15 0000000 "Средства транспортные" | |
Подстатья 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" | Расходы на капитальный ремонт (Письмо Минздрава РФ от 25.12.2012 N 11-9/10/2-5718 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"). Определение понятия капитального ремонта объектов капитального строительства приведено в ч. 14 ст. 1 ГрК РФ |
Перечень расходов, которые включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС | |
Статья 310 "Увеличение стоимости основных средств" | Расходы на приобретение оборудования стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу, в том числе немедицинского оборудования |
Статья 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" | Расходы на приобретение запасных и (или) составных частей для машин, оборудования, в том числе стоимостью свыше 100 тыс. руб. (включаются без ограничения стоимости) |
Расходы на приобретение горюче-смазочных материалов | |
Подстатья 226 "Прочие работы, услуги" | Расходы на оплату услуг по обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов |
Расходы на оплату медицинскими организациями программного обеспечения и прочих услуг | |
Расходы на страхование транспортных средств (ОСАГО) | |
Расходы на техническое обслуживание оборудования (медицинского, информационно-аналитического) | |
Подстатья 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" | Расходы на текущий ремонт |
Расходы на ремонт и техническое обслуживание транспортных средств | |
Подстатья 224 "Арендная плата за пользование имуществом" | Расходы на арендную плату за автомобили в соответствии с заключенными договорами аренды (субаренды, имущественного найма, проката) |
Подстатья 262 "Пособия по социальной помощи населению" | Расходы на социальное обеспечение работников медицинских организаций в рамках исполнения работодателем своих полномочий |
Статья 290 "Прочие расходы" | Расходы медицинских организаций на уплату налога на имущество, других налогов и сборов. При этом уплата налога за счет средств ОМС возможна в случае, если обязанность оплаты указанных расходов совпадает с годом реализации территориальной программы ОМС |
Расходы медицинских организаций на уплату штрафов и пеней, в том числе штрафов за нарушение требований пожарной безопасности | |
Расходы на возмещение физическому лицу морального и физического вреда, взысканного по решению суда в связи с некачественным оказанием медицинской помощи |
Финансовое обеспечение территориальной программы ОМС осуществляется за счет всех источников, предусмотренных действующим законодательством. Оплата медицинской помощи в рамках данной программы производится по тарифам на оплату медицинской помощи, включающим в себя статьи затрат, установленные указанной программой. Медицинская организация использует средства ОМС в условиях одноканального финансирования в соответствии с территориальной программой ОМС и осуществляет расходы на содержание медицинской организации из общего объема средств, поступивших по тарифам на оплату медицинской помощи.
В силу ч. 3-5 ст. 36 Федерального закона N 326-ФЗ норматив финансового обеспечения территориальной программы ОМС может превышать установленный базовой программой ОМС норматив финансового обеспечения базовой программы ОМС в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, предусмотренным базовой программой ОМС, а также при установлении перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к определенным базовой программой ОМС. В указанных случаях финансовое обеспечение территориальной программы ОМС осуществляется за счет платежей субъектов РФ, уплачиваемых в бюджет ТФОМС, в размере разницы между нормативом финансового обеспечения территориальной программы ОМС и нормативом финансового обеспечения базовой программы ОМС с учетом численности застрахованных лиц на территории субъекта РФ.
При установлении дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой ОМС, территориальная программа ОМС должна предусматривать перечень направлений использования средств ОМС.
* * *
В заключение отметим, что за использование медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, не по целевому назначению она уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% суммы нецелевого использования средств. Дополнительно к перечисленной сумме штрафа уплачиваются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация обязана возвратить в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления им соответствующего требования (п. 9 ст. 39 Федерального закона N 326-ФЗ).
С. Валова,
редактор журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"