Контакт-центр ФНС России отвечает
В настоящее время любой человек может позвонить в контакт-центр, организованный при ФНС России, и получить по телефону ответ на свой вопрос. Однако бывают ситуации, когда мнения специалиста контакт-центра и инспекторов на местах не совпадают.
Услуги контакт-центра оказываются в городе Москве, Волгоградской, Кемеровской и Нижегородской областях, в том числе в форме бесплатного телефонного информирования налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов по вопросам деятельности ФНС России.
Надо иметь в виду, что в соответствии со статьей 32 Налогового кодекса именно на налоговые органы возложена обязанность бесплатно информировать, в том числе и в письменной форме, налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения. Кроме того, именно на налоговые органы возложена обязанность*(1) утверждать формы и форматы документов, предусмотренных Налоговым кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Если возникает такая ситуация, в которой ответ специалиста контакт-центра на вопрос налогоплательщика не соответствует точке зрения ИФНС России, полагаю, что в данном случае надо руководствоваться требованиями налогового органа.
Система работы контакт-центра ФНС России
о налоговых органах |
/----------------------\ /--------------------\ /--------------------------\
| вопросы, связанные с | | | | о действующем налоговом |
| другими видами элект-| | | | законодательстве |
| ронного взаимодейст-| | КОНТАКТ-ЦЕНТР | | федеральное, региональное|
| вия с ФНС России | |оказывает бесплатное| | и нормативные акты |
|(сдача отчетности, от-| | телефонное | | органов местной власти |
| правка и получение |---| информирование |----|о налогах и сборах и т.п.)|
| других электронных | | налогоплательщиков | | |
| документов и т.п.) | | по следующей | | |
| | | тематике: | | |
\----------------------/ | | \--------------------------/
| |
\--------------------/
/-------------------------/ | \----------------------\
|
/-----------------------\ | /------------------------\
| вопросы, связанные с | | |о порядке взаимодействия|
| использованием | | | с налоговыми органами |
| программного | | | по различным вопросам |
| обеспечения, | | | (процедуры, сроки, |
| разработанного ФНС | | | документы, обязанности |
| России | | | и права) |
| для налогоплательщиков| | | |
\-----------------------/ \------------------------/
вопросы, связанные с пользованием портала ФНС России |
М. Чекунов,
начальник Управления по взаимодействию с налогоплательщиками
ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России
Мнение. Разъяснение ФНС России, пусть и неофициальное
Олег Москвитин, адвокат Коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры"
В силу статьи 111 Налогового кодекса исключается вина в совершении налогового правонарушения при выполнении налогоплательщиком (налоговым агентом) письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц налоговым органом (уполномоченным лицом такого органа).
Если компания получила в контакт-центре ФНС России именно письменное разъяснение о том, как вести себя в конкретной налоговой ситуации, то полагаем, что, выполняя такое разъяснение, налогоплательщик не может нести отрицательные последствия неверного толкования закона должностным лицом ФНС России.
При этом не имеет значения, что это письменное разъяснение не было дано в ответ на "классический" письменный запрос налогоплательщика. Государство, организуя подобные сервисы и рекомендуя их налогоплательщикам, не должно снимать с себя ответственность за возможные ошибки сотрудников. При этом наделение работника контакт-центра правом давать ответы на запросы налогоплательщиков должно означать, что такой работник является уполномоченным на разъяснения должностным лицом в смысле статьи 111 Налогового кодекса. Надеемся, налоговые органы и суды поддержат эту точку зрения. Отметим, иностранные суды в отдельных случаях считают, что налогоплательщик должен быть защищен от штрафов, даже если он следует устным, а не письменным разъяснениями налоговиков.
"Актуальная бухгалтерия", N 11, ноябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ч. 4 ст. 31 НК РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.