Расчеты с учредителем по недвижимому и особо ценному движимому имуществу
Расчеты бюджетных (автономных) учреждений с органом власти, выполняющим в отношении них функции и полномочия учредителя (далее - учредитель), формируются в размере общей стоимости недвижимого и особо ценного движимого имущества (ОЦДИ), числящегося на праве оперативного управления у этих учреждений. В статье мы рассмотрим порядок отражения операций, связанных с поступлением и выбытием данного имущества.
Какое имущество является ОЦДИ?
При создании бюджетного (автономного) учреждения учредитель передает ему в оперативное управление имущество, используемое им впоследствии для исполнения определенных целей и задач, в соответствии с которыми оно создано. Согласно законодательству РФ все имущество делится на недвижимое, особо ценное движимое и иное движимое имущество. При этом под особо ценным движимым имуществом (ОЦДИ) понимается имущество, без которого уставная деятельность бюджетного (автономного) учреждения будет существенно затруднена (п. 11 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ*(1), п. 3 ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ*(2)).
Порядок отнесения имущества к категории ОЦДИ, а также виды и перечни такого имущества устанавливаются учредителями с учетом Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 N 538, которым предусмотрены общие критерии для отнесения имущества к особо ценному. Это имущество, балансовая стоимость которого превышает:
- для федеральных автономных учреждений - от 200 до 500 тыс. руб.;
- для автономных учреждений субъектов РФ - от 50 до 500 тыс. руб.;
- для автономных муниципальных учреждений - от 50 до 200 тыс. руб.
Таким образом, в каждом министерстве, субъекте РФ, муниципальном образовании в отношении подведомственных им учреждений действуют свои порядки, которыми определены, в частности, стоимостные критерии имущества и конкретные виды имущества, относящегося к особо ценному, а также порядок формирования перечня такого имущества. Так, в отношении особо ценного движимого имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений физической культуры и спорта действует ведомственный Приказ Минспорттуризма РФ от 28.12.2010 N 1436. В соответствии с нормами данного приказа установлены следующие стоимостные критерии отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу:
- спортивный инвентарь балансовой стоимостью свыше 200 тыс. руб.;
- компьютеры и оргтехника балансовой стоимостью свыше 200 тыс. руб.;
- транспортные средства балансовой стоимостью свыше 250 тыс. руб.;
- иное движимое имущество, за исключением видов имущества, перечисленных выше (с первой по третью позицию), балансовой стоимостью свыше 250 тыс. руб.;
- иное движимое имущество, за исключением видов имущества, перечисленных выше (с первой по третью позицию), предусмотренное уставом учреждений, без которого осуществление основных видов деятельности будет существенно затруднено, балансовой стоимостью свыше 80 тыс. руб.
Пример 1
Федеральное автономное учреждение физической культуры и спорта закупило за счет целевых субсидий спортивное оборудование стоимостью 485 000 руб. Транспортные расходы, расходы на разгрузку, непосредственно связанные с приобретением этого оборудования, составили 40 000 руб.
Первоначальная стоимость приобретенного оборудования составила 525 000 руб. (485 000 + 40 000). Согласно стоимостному критерию данное оборудование подлежит учету как особо ценное движимое имущество.
Как поставить на учет ОЦДИ?
Как отмечает Минфин в Письме от 17.01.2013 N 02-06-07/111, основным критерием отнесения имущества к особо ценному является стоимостный критерий. Поэтому если приобретаемое дорогостоящее оборудование соответствует данному критерию, то оно подлежит к учету как ОЦДИ, при этом источник приобретения данного имущества не имеет значения. Согласно п. 37 Инструкции N 157н*(3) особо ценное движимое имущество бюджетного (автономного) учреждения, в том числе ОЦДИ от приносящей доход деятельности, учитывается на соответствующих счетах счета 100 00 "Нефинансовые активы" по аналитической группе синтетического счета объекта учета 20 "Особо ценное движимое имущество учреждения".
Объекты основных средств, соответствующие критериям отнесения имущества к категории особо ценного, подлежат учету на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 101 20 000 "Основные средства - особо ценное движимое имущество учреждения".
Стоит отметить, что к ОЦДИ могут относиться не только основные средства, но и нематериальные активы и материальные запасы. В бухгалтерском учете данные группы нефинансовых активов, относимые к категории ОЦДИ, отражаются на следующих счетах бухгалтерского учета:
- 0 102 20 000 "Нематериальные активы - особо ценное движимое имущество учреждения";
- 0 105 20 000 "Материальные запасы - особо ценное движимое имущество учреждения".
Порядок отражения операций по принятию к учету объектов нефинансовых активов, относящихся к ОЦДИ, регламентирован п. 53 Инструкции N 174н*(4), п. 53 Инструкции N 183н*(5):
Содержание операции | Бюджетное учреждение | Автономное учреждение | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
Приняты к учету: - основные средства по первоначальной стоимости на основании первичных учетных документов*; | 0 101 20 310 | 0 106 21 310 | 0 101 20 000 | 0 106 21 000 |
- нематериальные активы по первоначальной стоимости; | 0 102 20 320 | 0 106 22 320 | 0 102 20 000 | 0 106 22 000 |
- материальные запасы по первоначальной стоимости** | 0 105 20 340 | 0 106 24 340 | 0 105 20 000 | 0 106 24 000 |
* Первичными документами в данном случае являются: - акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), - акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031). ** Первичными документами являются: - акт о приемке материалов (ф. 0315004), - требование-накладная (ф. 0315006). |
Как отразить расчеты с учредителем?
Согласно ст. 298 ГК РФ бюджетное (автономное) учреждение не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и ОЦДИ, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным (автономным) учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
С учетом разъяснений, приведенных Минфином в Письме от 18.09.2012 N 02-06-07/3798, на счете 210 06 "Расчеты с учредителем" отражается показатель расчетов в объеме прав по распоряжению ОЦДИ в стоимостной оценке, равной балансовой стоимости данного имущества.
Изменение показателей, отраженных на счете 210 06 "Расчеты с учредителем", осуществляется только в случае поступления или выбытия ОЦДИ при составлении годовой бухгалтерской отчетности, реорганизационной отчетности (либо с иной периодичностью, установленной учреждением по согласованию с учредителем, но не реже одного раза в год). При этом операции отражаются с использованием счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" (4 401 10 172, 2 401 10 172) следующим образом:
Содержание операции | Бюджетное учреждение | Автономное учреждение | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
Изменение показателя в результате операций, произведенных с ОЦДИ: | 4 401 10 172 | 4 210 06 660 | 4 401 10 172 | |
- увеличение показателя в сумме балансовой стоимости поступившего имущества; | ||||
- уменьшение показателя в сумме балансовой стоимости выбывшего имущества (методом "Красное сторно") | 4 401 10 172 (2 401 10 172) | 4 210 06 660 (2 210 06 660) | 4 401 10 172 (2 401 10 172) |
Как видно из приведенных корреспонденций счетов, увеличение показателя возможно только по коду 4 (по приобретенному имуществу за счет средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания). Уменьшение данного показателя может осуществляться и по коду 2. Это связано с тем, что ранее при изменении типа за учреждением закреплялось все особо ценное имущество независимо от источника его приобретения.
Отметим также, что данные, отражаемые в учете бюджетного (автономного) учреждения по кредиту счета 0 210 06 000, должны сопоставляться с данными в учете учредителя по дебету счета 1 204 33 000 "Участие в государственных (муниципальных) учреждениях".
На суммы изменений показателей счетов 4 210 06 000, 2 210 06 000 учреждение направляет учредителю извещение по форме 0504805 в порядке, установленном учредителем и отраженном учреждением в учетной политике.
Пример 2
Учредитель предоставил школе олимпийского резерва субсидию на выполнение государственного задания в размере 10 000 000 руб. За счет указанных средств в июне 2013 г. учреждение приобрело дорогостоящее спортивное оборудование стоимостью 2 500 000 руб., которое было отнесено к особо ценному движимому имуществу. Срок полезного использования данного оборудования - 10 лет. В этом же году учреждение по согласованию с учредителем списало пришедшее в негодность оборудование стоимостью 250 000 руб. Амортизация на него была начислена полностью. При составлении годовой бухгалтерской отчетности учреждение скорректировало расчеты с учредителем на сумму поступившего и выбывшего имущества.
В соответствии с Письмом Минфина РФ N 02-06-07/3798 указанные операции отражаются следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислены доходы от получения субсидии на выполнение государственного задания на основании соглашения | 4 205 81 000 | 4 401 10 180 | 10 000 000 |
Поступила субсидия на лицевой счет бюджетного учреждения, открытый в ОФК | 4 201 11 000 (увеличение забалансового счета 17 по статье 180 КОСГУ) | 4 205 81 000 | 10 000 000 |
Отражена поставка оборудования | 4 106 21 000 | 4 302 31 000 | 2 500 000 |
Произведена оплата поставленного оборудования | 4 302 31 000 | 4 201 11 000 (уменьшение забалансового счета 18 по статье 180 КОСГУ) | 2 500 000 |
Принято к учету оборудование | 4 101 24 000 | 4 106 21 000 | 2 500 000 |
Начислена ежемесячная амортизация на принятое оборудование за 2013 год (2 500 000 руб. / 10 л. / 12 мес. x 6 мес.) | 4 401 20 271 | 4 104 24 000 | 125 000 |
Списано пришедшее в негодность основное средство за счет начисленной амортизации | 4 104 24 000 | 4 101 24 000 | 250 000 |
Скорректированы в конце года расчеты с учредителями: | |||
- в сумме балансовой стоимости поступившего оборудования; | 4 401 10 172 | 2 500 000 | |
- в сумме балансовой стоимости списанного оборудования (методом "Красное сторно") | 4 401 10 172 | (250 000) |
Учреждения физической культуры и спорта могут приобретать имущество за счет целевых субсидий, которые относятся к особо ценному движимому имуществу. Поскольку средства на содержание имущества по коду вида деятельности 5 не выделяются, учреждению следует перевести данное имущество на код вида деятельности 4.
Корреспонденция счетов по совершению таких операций приведена в Письме Минфина РФ N 02-06-07/3798.
Пример 3
Школе олимпийского резерва была выделена целевая субсидия, за счет которой она приобрела спортивное оборудование, балансовая стоимость которого - 500 000 руб.
В бухгалтерском учете операции по принятию объекта к учету и начислению на него амортизации были отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Получено оборудование от поставщика | 5 106 21 310 | 5 302 31 730 | 500 000 |
Перечислены поставщику денежные средства на оплату стоимости оборудования | 5 302 31 830 | 5 201 11 610 | 500 000 |
Переведено оборудование с кода вида деятельности 5 "Субсидии на иные цели" на код вида деятельности 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания" | 5 304 06 830 4 106 21 310 | 5 106 21 410 4 304 06 730 | 500 000 500 000 |
Принято оборудование к учету как объект имущества | 4 101 24 310 | 4 106 21 410 | 500 000 |
Отражены расчеты с учредителем | 4 401 10 172 | 4 210 06 660 | 500 000 |
Следует ли проводить инвентаризацию расчетов с учредителем?
Общий порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств изложен в Методических указаниях по проведению инвентаризации, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания).
Пунктом 3.44 Методических указаний установлено, что инвентаризация расчетов должна подтвердить обоснованность сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Исходя из этого, в основу инвентаризации расчетов должны быть положены сведения о задолженности, отраженные по состоянию на соответствующую календарную дату по счетам расчетов. Заметим, что аналогичные требования закреплены в п. 9 Инструкции N 33н*(6).
Таким образом, при проведении инвентаризации имущества (ОС, НМА, материалов) следует обратить внимание:
- на стоимость имущества, поступившего в учреждение в 2013 году, его источник и правильность постановки на учет как ОЦДИ;
- на правомерность формирования показателя расчетов в объеме прав по распоряжению особо ценным движимым имуществом, отражаемым на счете 210 06 "Расчеты с учредителем".
М. Зарипова,
эксперт журнала "Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(2) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
*(3) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(4) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(5) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.
*(6) Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"