Еще раз о контроле за расходами лиц, замещающих государственные должности
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ) лица, замещающие одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 закона, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. В статье мы рассмотрим разъяснения Минтруда по данному вопросу.
Кто обязан представлять сведения о расходах?
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 230-ФЗ контролю подлежат расходы лиц, замещающих следующие должности:
- государственные должности РФ, в отношении которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок осуществления контроля за расходами;
- государственные должности субъектов РФ;
- муниципальные должности на постоянной основе;
- должности федеральной государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Президента РФ;
- должности государственной гражданской службы субъектов РФ, включенные в перечни, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
- должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные законами, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными нормативными правовыми актами;
- должности в государственных корпорациях, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ;
- должности в ПФР, ФСС, ФФОМС, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ;
- должности в иных организациях, созданных РФ на основании федеральных законов, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ;
- отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для решения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами федеральных государственных органов.
Кроме того, контролю подлежат расходы супруг (супругов) и несовершеннолетних детей лиц, указанных выше.
В соответствии с п. 3 и 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и лица, замещающие указанные должности, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю).
Контроль за расходами Президента РФ, членов Правительства РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной думы, судей, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей осуществляется в порядке, определяемом Федеральным законом N 230-ФЗ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, устанавливающими статус лиц, замещающих указанные должности, нормативными правовыми актами Президента РФ и другими нормативными правовыми актами РФ (ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 230-ФЗ).
Сведения о расходах представляются в случае, если:
- сделка совершена в отчетный период с 01.01.2012 по 31.12.2012 либо в последующие отчетные периоды (с 01.01.2013 по 31.12.2013 и т.д.). При совершении сделок в 2011 году или ранее сведения о расходах не представляются;
- сумма одной (каждой) сделки превышает общий доход служащего (работника) и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки.
Каков порядок представления сведений о расходах?
Сведения о расходах представляются:
- посредством заполнения соответствующей справки (справка о расходах), форма которой утверждена Указом Президента РФ от 02.04.2013 N 310 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам";
- одновременно со сведениями о доходах;
К справке о расходах прилагается копия договора или иного документа о приобретении права собственности.
В случаях, когда супруга (супруг) лица отказывается сообщить (сообщает недостоверные) сведения о стоимости приобретенного ею (им) имущества, нужно принимать во внимание следующее.
В настоящее время законодательством РФ не предусмотрена возможность служащего (работника), обнаружившего, что в представленной им в кадровую службу федерального государственного органа справке о расходах не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, представить уточненные сведения о расходах, а также право обратиться с заявлением о невозможности по объективным причинам представить сведения о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В связи с этим представленные сведения о расходах, вызывающие сомнения в их достоверности (в том числе на предмет соответствия доходов расходам), являются основанием для осуществления проверки.
С учетом результатов анализа сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей служащего (работника), наличия заявления служащего (работника) о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, может приниматься решение о необходимости осуществления контроля за расходами.
Напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 230-ФЗ основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами является достаточная информация о том, что контролируемым лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми совершена контролируемая сделка на сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три года, предшествующих совершению сделки. Указанная информация в письменной форме может быть представлена в установленном порядке:
- правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, работниками (сотрудниками) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, ЦБ РФ, государственной корпорации, ПФР, ФСС, ФФОМС, иной организации, созданной РФ на основании федеральных законов, организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
- постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
- Общественной палатой РФ;
- общероссийскими средствами массовой информации.
Необходимо отметить, что не может служить основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами контролируемых лиц, а также их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей информация анонимного характера (ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 230-ФЗ).
При расчете общего дохода служащего (работника), представляющего сведения о расходах за 2013 год, и его супруги (супруга) суммируются доходы, полученные ими за отчетные периоды (с 1 января по 31 декабря 2010, 2011, 2012 годов) вне зависимости от того, замещал ли (занимал ли) служащий (работник) должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами, весь обозначенный период или нет, а также вне зависимости от места осуществления трудовой деятельности (на территории РФ, за рубежом). При этом доход за 2013 год может также являться источником получения средств, за счет которых приобретено имущество, что указывается в справке о расходах.
В строке "Источниками получения средств, за счет которых приобретено имущество, являются" приводятся все источники средств с указанием сумм, полученных от каждого источника. При этом в данном случае законодательством не предусмотрено представление документов, подтверждающих источники получения средств.
В случае если для приобретения вышеуказанного имущества были использованы доходы (часть дохода) несовершеннолетних детей, данный факт указывается в справке о расходах в качестве источника получения средств, за счет которых приобретено имущество.
Каков порядок осуществления контроля за расходами?
Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона N 230-ФЗ контроль за расходами включает в себя:
1) истребование от контролируемого лица сведений:
- о его расходах, а также расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой контролируемой сделке;
- об источниках получения средств, за счет которых совершена такая сделка;
2) проверку достоверности и полноты представленных сведений;
3) определение соответствия расходов данного лица, а также его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой контролируемой сделке их общему доходу.
Указанный контроль осуществляется при наличии оснований и принятии соответствующего решения. В случае если сведения о расходах за отчетный период были представлены в срок и в установленном порядке (ранее), представлять их повторно в тот период, когда осуществляется контроль за расходами, не требуется (они имеются в личном деле).
Результаты, полученные в ходе осуществления контроля за расходами, подлежат рассмотрению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в случае принятия такого решения лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 230-ФЗ проверяемое лицо имеет право:
1) давать пояснения в письменной форме:
а) в связи с истребованием сведений, предусмотренных п. 4 ст. 4 Федерального закона N 230-ФЗ;
б) в ходе проверки достоверности и полноты сведений, предусмотренных ст. 3 и п. 4 ст. 4 Федерального закона N 230-ФЗ, и по ее результатам;
в) об источниках получения средств, за счет которых им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми совершена контролируемая сделка;
2) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме;
3) обращаться с ходатайством в орган, подразделение или к должностному лицу, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений, о проведении с ним беседы по вопросам, связанным с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Ходатайство подлежит обязательному удовлетворению. Необходимо отметить, что в случае обращения с ходатайством в течение семи рабочих дней со дня его поступления (в случае наличия уважительной причины - в срок, согласованный с данным лицом) уполномоченные органы, подразделения, должностные лица проводят с проверяемым лицом беседу, в ходе которой должны быть даны разъяснения по интересующим его вопросам (п. 1 ст. 7 Федерального закона N 230-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона N 230-ФЗ в случае, если в ходе осуществления контроля за расходами выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры РФ.
При направлении материалов, полученных в результате осуществления контроля за расходами, в органы прокуратуры РФ следует учитывать, что материалы должны соответствовать требованиям, установленным ст. 71 ГПК РФ, предъявляемым к письменным доказательствам.
При этом материалы (справки о доходах, расходах, иные дополнительные материалы, полученные в ходе проверки) рекомендуется направлять с сопроводительным письмом за подписью лица, принявшего решение об осуществлении контроля за расходами, в котором указываются основание направления материалов, перечень прилагаемых документов.
Как применяются взыскания за коррупционные правонарушения?
Статьей 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) установлен специальный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения, отличный от общего порядка применения дисциплинарных взысканий за совершение дисциплинарного проступка (за неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей), предусмотренного ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 79-ФЗ.
За несоблюдение служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом N 79-ФЗ, Федеральным законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами, налагаются взыскания (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии). Данные взыскания налагаются на служащего в порядке, установленном ст. 59.3 Федерального закона N 79-ФЗ, и применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.
В соответствии с п. 28 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 (далее - Положение о проверке), должностному лицу, уполномоченному назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившему служащего на должность федеральной государственной службы, в установленном порядке представляется доклад, который может содержать выводы о применении к служащему мер юридической ответственности или об отсутствии оснований для применения к служащему мер юридической ответственности.
Как следует из п. 31 Положения о проверке, указанное должностное лицо, рассмотрев доклад и соответствующее предложение, вправе принять одно из следующих решений:
- применить к служащему меры юридической ответственности. В случае принятия должностным лицом данного решения в соответствии с ч. 1 ст. 59.3 Федерального закона N 79-ФЗ представителем нанимателя издается приказ о применении к служащему взыскания, предусмотренного ст. 59.1 и 59.2 Федерального закона N 79-ФЗ;
- представить материалы проверки в комиссию. В случае принятия должностным лицом данного решения в соответствии с пп. "а" п. 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821 (далее - Положение о комиссиях), руководителю государственного органа необходимо направить в комиссию представление, а также материалы проверки, свидетельствующие:
- о представлении служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных пп. "а" п. 1 Положения о проверке;
- о несоблюдении служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.
Пунктом 22 Положения о комиссиях предусмотрено, что по итогам рассмотрения вышеуказанного вопроса комиссия принимает одно из следующих решений:
- о том, что сведения, представленные служащим в соответствии с пп. "а" п. 1 Положения о проверке, являются достоверными и полными;
- о том, что сведения, представленные служащим в соответствии с пп. "а" п. 1 Положения о проверке, являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа применить к служащему конкретную меру ответственности.
Во всех вышеуказанных случаях решение о применении к служащему мер юридической ответственности оформляется приказом руководителя государственного органа.
Кроме того, ст. 59.3 Федерального закона N 79-ФЗ не предусмотрено право представителя нанимателя снять со служащего взыскание за коррупционное правонарушение по собственной инициативе, по письменному заявлению служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя. Вместе с тем ч. 7 ст. 59.3 Федерального закона N 79-ФЗ установлено право служащего обжаловать наложенное взыскание в письменной форме в комиссии государственного органа по служебным спорам или в суде.
А. Павелин,
эксперт журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 10, октябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"