Развитие научно-исследовательского потенциала студентов в Концепции наук модернизации высшего профессионального образования Российской Федерации и в принятых в ее рамках целевых программах*(1)
В статье раскрывается специфика образовательной сферы на современном этапе. Рассматриваются вопросы модернизации образовательного законодательства, его практической реализации. Анализируется организация образовательного процесса, особое внимание уделяется проблемам, связанным с добавлением в него новых элементов. Аргументируется предположение, что именно обозначенное сочетание дает право называть современную модернизацию системы высшего профессионального образования комплексной.
Достойная реализация права на образование во многом определяет уровень развития государства как особой формы организации общества и самостоятельной единицы на мировой арене. В настоящее время вопрос создания эффективной, отвечающей современным реалиям системы образования в России является одним из наиболее актуальных. Можно предположить, что данный вопрос не потеряет своей актуальности и по истечении неопределенного промежутка времени. По уровню образованности общества можно судить не только о степени развития и удовлетворения духовных и интеллектуальных потребностей каждого его члена, но и о функционировании производственных и непроизводственных сфер, обеспечивающих государственный суверенитет и политику государства во внешних и внутренних связях. На этапе среднего общего образования закладываются базовые характеристики личности, однако ее профессиональное рождение и дальнейшее развитие заключается в успешной реализации и усвоении программ высшего профессионального образования.
В связи с реальной необходимостью приведения качества образовательных услуг и профессиональных показателей, которые являются отражением этих услуг, к уровню современных требований в рамках государственной политики Российской Федерации был выбран курс на комплексную модернизацию системы высшего профессионального образования. Модернизация всегда подразумевает усовершенствование, обновление тех или иных общественных отношений. Специфика образовательной сферы на современном этапе заключается в том, что модернизации одновременно подверглось законодательство, его практическая реализация, организация образовательного процесса (посредством добавления в ее рамках новых элементов) и т.д. Именно обозначенное сочетание дает право называть современную модернизацию системы высшего профессионального образования комплексной.
Вступление Российской Федерации в Болонский процесс способствовало кардинальным изменениям в среде высшего профессионального образовательного процесса, открытое европейское пространство предоставило перспективы российским выпускникам, но вместе с этим предъявило к ним повышенные требования. В связи с этим недостаточным стало просто создавать условия для успешного усвоения образовательных программ, необходимым стало научить действовать исходя из приобретенных компетенций.
Согласно документам Болонского периода, высшее образование на всех уровнях должно основываться на современных научных исследованиях и разработках и тем самым способствовать развитию инновационного и творческого начал в обществе*(2). Однако мысль, что стимулирование и развитие научного потенциала должно быть признано одним из приоритетных направлений функционирования государства, была привнесена в российскую действительность отнюдь не Болонскими документами. Так, в приказе Госкомвуза России от 22 июня 1994 г. N 614 "Об утверждении Положения о научной деятельности высших учебных заведений Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию" уже был изложен ряд задач в области развития науки. Соответствующими задачами являлись: приоритетное развитие фундаментальных исследований как основы для создания новых знаний; обеспечение подготовки в вузах квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе новейших достижений научно-технического прогресса; усиление влияния науки на решение образовательных и воспитательных задач; эффективное использование научно-технического потенциала высшей школы для решения приоритетных задач обновления производства и проведения социально-экономических преобразований и т.д.*(3)
Как видно, данные задачи своей актуальности не потеряли и по сей день. Действительно, роль науки в образовательном процессе нельзя умалять. С одной стороны, выпускники, обученные размышлять критически, смогут привнести новизну и творчество в решение обыденных практических проблем. С другой стороны, довольно остро встала проблема нехватки квалифицированных научно-педагогических кадров, призванных влиять как на реализацию Болонских предписаний, так и на становление инновационных подходов к формированию специалистов в интересах общества и государства.
Более того, снижение интереса к науке у обучающихся может первостепенным образом отразиться на научном потенциале страны, задействованном в разработке и внедрении инноваций, способных обеспечить рост различных высокотехнологичных секторов производства. При этом научный потенциал выступает в качестве одного из основных ресурсов роста в общегосударственном масштабе.
В концепции Госкомвуза от 1994 г. решения задач предполагалось достичь посредством обеспечения единства учебного и научного процессов в рамках высших учебных заведений. Планировалось привлекать студентов к участию в научно-исследовательских и проектно-конструкторских работах; создавать на базе кафедр и факультетов вуза учебно-научные комплексы, ориентированные на разработку и использование в учебном процессе новейших достижений науки и техники. Обращалось внимание на необходимость более активного участия вузов в фундаментальных и прикладных исследованиях и использования их результатов в образовательном процессе. Обозначенную задачу предполагалось разрешить посредством проявления внутригосударственной формы академической мобильности, т.е. свободного перемещения студентов и представителей научно-педагогического сообщества в целях обогащения опытом по ведущим российским образовательным учреждениям, а также посредством организации и проведения научных конкурсов, грантов, олимпиад, студенческих научных конференций и семинаров.
На настоящий момент необходимость интеграции образования и науки нашла отражение как в законодательстве Российской Федерации об образовании, так и в ряде современных государственных программ.
В ст. 2.1 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 123 "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" отмечается: "Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки имеет целями кадровое обеспечение научных исследований, а также развитие и совершенствование системы образования путем использования новых знаний и достижений науки и техники"*(4).
Идентичная статья содержится и в принятом 29 декабря 2012 г. в третьем чтении Государственной Думой Российской Федерации федеральном законе N 273 "Об образовании в Российской Федерации"*(5). Так, в ст. 72 закона отмечается значимость интеграции образования и науки, а также приводятся основные формы этой интеграции. Интеграция образовательной и научной деятельности в высшем образовании может осуществляться в разных формах. Первой формой интеграции является проведение образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансового обеспечения.
Новый закон упоминает такие формы, как привлечение образовательными организациями работников научных организаций и иных организаций, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность в целях обмена опыта и повышения собственного научно-исследовательского уровня. Перечисляются также такие формы, как создание в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования, научными и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность, и создание образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Необходимость достижения целей интеграции образования и науки как одного из направлений государственной политики отражена также в федеральном законе "О науке и государственной научно-технической политике" наряду с такой целью, как увеличение вклада науки и техники в:
- развитие экономики государства,
- реализации важнейших социальных задач,
- обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства,
- улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства*(6).
Нетрудно заметить, что по истечении почти десятилетия с момента принятия приказа Госкомвуза 1994 г. основные задачи и формы интеграции высшего образования и науки существенно не изменились, что свидетельствует как о важности данного процесса, так и о сложности достижения необходимого результата. Такие выводы позволяет сделать также принятие органами государственной власти целевых программ и концепций мероприятий, направленных на развитие научного потенциала России как за счет вовлечения студентов в науку, пробуждения их заинтересованности в этом, так и поддержания научно-педагогических кадров в целом. Однако необходимо также отметить, что, несмотря на идентичные задачи и формы их реализации, по истечении времени существенно изменились средства их достижения.
Так, учитывая, что процесс развития образования не может не опираться на достижения других сфер в целях реализации и учета всесторонних потребностей общества, существенно возросла роль использования компьютерных технологий в обозначенной области. Именно поэтому образовательный процесс модернизируется посредством внедрения в него качественно новых элементов. Одним из таких элементов, несомненно, является интернетизация образования, использование компьютерной техники, электронных образовательных ресурсов в процессе обучения, что в свою очередь также упрощает процесс интеграции науки и образования, выводит последнее на качественно новый уровень.
Также необходимо обратить внимание на роль академической мобильности в процессе повышения научного потенциала участников образовательных правоотношений. Ее роль отмечалась уже в приказе Госкомвуза. Однако на тот момент лишь начинала зарождаться внутригосударственная форма академической мобильности, которая, кстати, даже не имела соответствующего названия. Рост академической мобильности в форме студенческих и преподавательских обменов с зарубежными университетами в настоящий момент является одним из приоритетных направлений. Мобильность участников образовательных правоотношений на уровне высшего профессионального образования представляла и представляет собой один из основных принципов организации образовательного процесса в условиях становления Болонской системы. Большинство российских вузов и государство в целом усиливают внимание к академической мобильности. Оказываемая ими финансовая и организационная поддержка мероприятий по перемещению студентов, преподавателей, исследователей в зарубежные и российские вузы, а также образовательный и научный интерес участников образовательных правоотношений являются основными предпосылками развития академической мобильности в Российской Федерации и ее регионах.
Необходимо отметить, что академическая мобильность - это не просто перемещение студентов, преподавателей и исследователей в образовательных целях между российскими и зарубежными вузами, не просто элемент международного сотрудничества. Это, скорее, личностное качество участников образовательных правоотношений, развитию которого нужно способствовать как внутри университета (посредством проведения конференций, семинаров, на которых предоставляется нужная информация, создания специальных структур, которые занимаются этой организацией, а также посредством открытости вузов к сотрудничеству), так и в рамках Российской Федерации в целом (посредством учреждения российских денежных фондов развития академической мобильности и привлечения в этих целях зарубежных инвестиций).
При всем этом академическая мобильность - это лишь одна из граней мобильности в контексте Болонских преобразований. Болонский процесс требует более широкой парадигмы мобильности, чем просто социально-культурный обмен. В связи с этим особое значение приобретает виртуальная мобильность, основанная на использовании Интернета, электронных библиотек, виртуальных научных мероприятий (семинаров, конференций).
Как уже отмечалось, отдельные задачи в области повышения научного потенциала участников образовательных правоотношений посредством интеграции науки и образования, находят отражение в государственных целевых программах и мероприятиях. Необходимость интегрирования научной деятельности и образования, а также развитие вузовской науки и крупных научно-образовательных центров впервые была отмечена в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г.*(7) По сути, обозначенный приоритет дал основу для работы в области составления соответствующих концепций и стратегий.
В настоящий момент ключевой при разработке, принятии и реализации государственных целевых программ является Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г., утвержденная протоколом N 1 Межведомственной комиссии по научно-инновационной политике от 15 февраля 2006 г. Следует отметить, что сам по себе документ, утверждающий стратегию, по форме его принятия не относится к нормативным правовым актам. При этом смело сказать, что он содержит нормы права, также не представляется возможным. Стратегия представляет собой свод информации о текущем состоянии науки в государстве и некоторых перспективах на будущее. При этом роль стратегии значительна, так как она призвана обеспечить комплексность усилий государства в области целенаправленного развития науки и инноваций. В стратегии определена последовательность мероприятий, способствующих достижению государственной цели, их предположительные результаты. Именно стратегия развития науки и инноваций лежала и лежит в основе государственных целевых программ и мероприятий, принятых после ее утверждения в 2006 г.
Что касается интеграции науки и образования, то в рамках стратегии данную задачу предполагается решить посредством:
- создания необходимых условий для формирования и функционирования базовых кафедр ведущих вузов в академических институтах, а также отраслевых лабораторий в вузах; создание и поддержка деятельности интегрированных научно-образовательных структур, университетских и межуниверситетских комплексов, научно-учебно-производственных центров;
- государственной поддержки российских научно-педагогических коллективов и молодых ученых посредством предоставления грантов для проведения исследований;
- развития инновационных и исследовательских университетов.
Разработчиками стратегии был принят во внимание факт, что снижение научного потенциала студентов является серьезной проблемой для будущего России. Отсутствие необходимых рычагов стимулирования научной деятельности студентов во многом усугубляет положение. Именно поэтому инструменты, необходимые для разрешения проблемы и указанные нами выше, - это своего рода и есть те самые рычаги стимулирования. Действительно, для того чтобы научная сфера стала более интересной и открытой для студентов, работа в ее рамках должна на конкурсной основе поощряться материально посредством премий, грантов, стипендий и т.д.
Так, на необходимость материального поощрения научных исследований и научного потенциала обучающихся указывается в Указе Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. N 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи"*(8). Необходимость стимулирования посредством грантов отражена в постановлении Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. N 220 "О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования, научные учреждения государственных академий наук и государственные научные центры Российской Федерации". Выражается это, например, в следующей формулировке: "В целях усиления государственной поддержки развития науки и инноваций в высшей школе, государственных академиях наук, государственных научных центрах Российской Федерации и повышения качества высшего образования Правительство Российской Федерации учреждает гранты, выделяемые на конкурсной основе для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научных учреждениях государственных академий наук и государственных научных центрах Российской Федерации"*(9).
Что касается создания лабораторий, научных центров и иных структур в вузах, так этот процесс также может быть признан эффективным инструментом стимулирования. Более подробно концепция создания научно-учебных структур была отражена в Федеральной целевой программе "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы".
Так, студенты получают возможность участия в эффективных и жизнеспособных научных коллективах с исследователями старших поколений, что, несомненно, оказывает стимулирующее воздействие в связи с предоставлением возможностей, во-первых, осознать себя частью этого научного коллектива, а во-вторых, обеспечить себя необходимым и незаменимым опытом.
Развития инновационных и исследовательских университетов также отмечается в стратегии как эффективный способ повышения научного потенциала обучающихся, так как это нововведение направлено в первую очередь на обновление исследовательской, научной и лабораторной базы, разработку программы научных обменов, привлечение лучших ученых и т.д. Также необходимо учесть один важный момент. Создав соответствующие университеты, государство, по сути, возлагает ответственность за повышение научного потенциала обучающихся на сами университеты, которые обязаны готовить современных специалистов, бакалавров и магистров на базе реальной интеграции научного и образовательного процессов.
Так, работа по созданию научно-исследовательских университетов и федеральных университетов началась после принятия и вступления в силу указов Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 г. N 1448 "О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов" и от 7 мая 2008 г. N 716 "О федеральных университетах". В основе идеи создания федеральных университетов лежало слияние некоторых высших учебных заведений, территориально расположенных в рамках одного региона, и акцентирование их дальнейшей работы на достижении цели создания единого научного и методического центра. Что интересно, в основе дальнейшей научной и исследовательской деятельности полученного в результате центра должны лежать реальные потребности региона*(10).
Что касается национальных исследовательских университетов, то в основе их создания и функционирования лежало обеспечение одинаково эффективной реализации образовательных программ высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований по широкому спектру наук*(11).
Так, первоначально в рамках реализации пилотного проекта был создан Национальный исследовательский ядерный университет на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский инженерно-физический институт (государственный университет)" и Национальный исследовательский технологический университет на базе федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Государственный технологический университет "Московский институт стали и сплавов".
На базе Красноярского государственного университета путем присоединения Красноярской государственной архитектурно-строительной академии, Красноярского государственного технического университета и Государственного университета цветных металлов и золота был создан Сибирский федеральный университет. В его рамках выделены шесть приоритетных областей научной и образовательной деятельности (инженерная физика; химия новых материалов и материаловедение; биофизическая экология и биотехнология; космические и информационно-коммуникационные технологии; геотехнологии; региональная экономика и управление человеческим капиталом) и 13 укрупненных групп направлений и специальностей подготовки кадров. Это обеспечивает научное и кадровое сопровождение основных направлений социально-экономического развития территории Сибири*(12).
В настоящий момент правовые основы функционирования национальных исследовательских и федеральных университетов отражены в федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации". При этом под федеральным университетом следует понимать образовательную организацию, реализующую основные образовательные программы высшего образования, соответствующие международным стандартам качества образования; осуществляющую подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий для комплексного социально-экономического развития региона, являющуюся ведущим научным и методическим центром, обеспечивающим развитие высшего образования региона.
Под национальным исследовательским университетом современное законодательство понимает образовательную организацию, реализующую основные образовательные программы высшего профессионального образования, основной задачей функционирования которой является обеспечение интеграции науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения.
Концепция создания национальных исследовательских и федеральных университетов имеет огромное значение для повышения потенциала обучающихся, так как данные виды образовательных учреждений обязаны создавать все необходимые для этого условия, выражающиеся в следующем:
- использовании инновационных методов организации образовательного процесса (например, дистанционное обучение);
- реализации фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям;
- создании условий для академической мобильности обучающихся, преподавателей и научных работников;
- формировании кадрового потенциала университета, отвечающего высоким требованиям;
- модернизации материально-технической базы университета и развитие современных информационных технологий.
Также необходимо остановиться на еще одной государственной концепции, основной целью реализации которой является повышение научного потенциала обучающихся. Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 г., разработанная Министерством образования и науки Российской Федерации, напрямую ориентирована на определение направлений и форм интеграции научно-исследовательской и учебной деятельности*(13).
В концепции отражен принципиально важный момент относительно значимости освоение студентами базовых компетенций научно-исследовательской и инновационной деятельности, а также изменения самого подхода к организации образовательного процесса в высших учебных заведениях. Так, в условиях выхода Российской Федерации на уровень единого мирового образовательного пространства очень важно обеспечить конкурентоспособность российских вузов. Именно поэтому в рамках концепции предполагается:
- активное использование студентов прежде всего магистратуры в качестве важнейшей рабочей силы для исследований и разработок; реальное включение большинства преподавателей в научно-исследовательскую и инновационную деятельность;
- интернационализация научной деятельности и подключение к передовой науке в рамках междисциплинарного научно-технического сотрудничества, выражающиеся в формировании интернациональных исследовательских коллективов, проведении стажировок в зарубежных научных и международных центрах, публикации результатов научных исследований в ведущих зарубежных журналах.
Таким образом, развитие научного потенциала студентов, интеграция науки и образования - это сложная, требующая значительных государственных усилий как в области составления стратегий и концепций, так и в области их дальнейшей реализации работа, обусловленная внутригосударственными потребностями и Болонскими преобразованиями. К тому же, с учетом вышеизложенного, необходимо констатировать, что содержание современного образовательного процесса ввиду комплексности и сочетания в нем всех финансовых, материальных и интеллектуальных составляющих вышло за пределы его законодательного определения через процесс передачи и усвоения знаний.
На семинаре "Болонья 2020: раскрывая потенциал Европы - вклад в улучшение мира", состоявшемся 18-20 мая 2008 г. в Генте, применительно к высшему профессиональному образованию была сформулирована мысль, что "университет больше не то тихое место, где можно неторопливо учить, заниматься ученой деятельностью и созерцать Вселенную, как в прошлые века. Это большой, сложный, ответственный, конкурентный бизнес, требующий постоянных масштабных инвестиций"*(14). Именно стык экономических и социальных функций современного образования предъявляет особенные требования к качеству последнего. А повышение научного потенциала студентов, развитие всех форм академической мобильности и интеграция науки и образования являются лишь частью комплексного подхода к изменению самой сущности образования и его выхода на новый уровень.
Т.Н. Трошкина,
доцент кафедры финансового права
факультета права Национального исследовательского
университет "Высшая школа экономики",
кандидат юридических наук, кандидат экономических наук
"Право. Журнал Высшей школы экономики", N 2, апрель-июнь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В данной научной работе использованы результаты, полученные Т.Н. Трошкиной в ходе реализации проекта N 11-01-0231, выполненного в рамках Программы "Научный фонд НИУ ВШЭ" в 2012-2013 гг.
*(2) См.: Байденко В.И., Селезнева Н.А. Болонский процесс: глоссарий. М., 2009. С. 29.
*(3) Бюллетень Госкомвуза РФ. 1994. N 10.
*(4) СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.
*(5) С вступлением в силу с 1 сентября 2013 г. федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" прекращают действие Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
*(6) Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.
*(7) Российская газета. 2004. N 109.
*(8) СЗ РФ. 2006. N 15. Ст. 1583.
*(9) Российская газета. 2010. N 81
*(10) СЗ РФ. 2008. N 19. Ст. 2118.
*(11) Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 568 "О федеральной целевой программе "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы" // СЗ РФ. 2008. N 31. Ст. 3739.
*(12) Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - http://mon.gov.ru/pro/ved/ (дата обращения: 6 апреля 2013 г.).
*(13) Письмо Минобрнауки России от 22 февраля 2011 г. N 13-91 "О направлении Концепции развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года" // Администратор образования. 2011. N 7.
*(14) Байденко В.И., Селезнева Н.А. Указ. соч. С. 18.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Право. Журнал Высшей школы экономики"
Ежеквартальный научно-аналитический журнал
Издается с 2008 г.
Журнал учреждается в качестве печатного органа Высшей школы экономики с целью расширения участия ВШЭ в развитии правовой науки, в совершенствовании юридического образования.
Основные задачи:
- стимулирование научных дискуссий;
- опубликование материалов по наиболее актуальным вопросам права;
- содействие реформе юридического образования, развитию образовательного процесса, в том числе разработке новых образовательных курсов;
- укрепление взаимодействия между учебными и научными подразделениями ГУ-ВШЭ;
- участие в расширении сотрудничества российских и зарубежных ученых-юристов и преподавателей;
- вовлечение молодых ученых и преподавателей в научную жизнь и профессиональное сообщество;
- организация круглых столов, конференций, чтений и иных мероприятий.