Может ли предприятие списывать стоимость канцелярских товаров сразу в расходы без отражения их на счете 10 "Материалы"?
Согласно Инструкции по применению Плана счетов канцтовары учитываются по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам на счете 10 "Материалы", субсчет 10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности" в корреспонденции с кредитом счетов 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Канцелярские товары предприятия покупают часто и в большом количестве, и на практике сложилось два способа отражения этих операций в бухгалтерском учете:
- с использованием счета 10, когда канцтовары приходуются отдельно по каждой позиции, указанной в накладной или товарном чеке, либо по группам (позиция 1);
- списывают канцтовары сразу в расходы, без отражения их на счете 10 (позиция 2).
Наиболее обоснованной является позиция 1, но при этом каждый вправе руководствоваться своим профессиональным суждением.
Позиция 1. Данный способ является довольно трудоемким, но позволяет избежать арифметических ошибок, организовать контроль за сохранностью канцелярских товаров (которые бывают дорогостоящими). До 01.01.2013 предприятия, принимая канцтовары к учету, составляли приходный ордер по форме М-4 *(1), а при отпуске в эксплуатацию - требование-накладную по форме М-11. Начиная с этого года они вправе разрабатывать и утверждать формы самостоятельно (за исключением кассовых документов), но и сейчас экономические субъекты не освобождены от обязанности оформлять каждый факт хозяйственной жизни первичным учетным документом (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). В силу пп. 8 ст. 3 данного закона под фактом хозяйственной жизни понимается сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.
Право приходовать канцелярские товары по группам (например, "ручки", "бумага", "маркеры", "калькуляторы") предоставлено п. 3 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", согласно которому единица бухгалтерского учета МПЗ выбирается организацией самостоятельно, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением (например, номенклатурный номер, партия, однородная группа).
Однако в отношении канцелярских товаров этот способ не облегчит работу бухгалтера, а скорее усложнит ее, да еще может привести к арифметическим ошибкам (поскольку в накладной поставщика нужно будет подсчитать общее количество единиц одной группы, рассчитать среднюю цену единицы).
Позиция 2. Этот способ, с точки зрения трудоемкости, самый выгодный, но его применение грозит предприятию финансовыми потерями. В первую очередь, в таком случае нарушаются требования п. 5, 16 ПБУ 5/01, согласно которым материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету и отпускаются в производство по определенным правилам. Отсутствие необходимой составляющей бухгалтерского учета позволяет квалифицировать эти операции как неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, материальных ценностей, что в соответствии со ст. 120 НК РФ считается грубым нарушением правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения и, соответственно, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб. (30 000 руб. - если деяние совершено в течение более одного налогового периода). Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается неправильное отражение операций, материальных ценностей не только на счетах бухгалтерского учета, но и в регистрах налогового учета.
Второй момент: как правило, налогоплательщики формируют налоговый учет на основании данных бухгалтерского учета в силу ст. 313 НК РФ, и, если они будут признаны "недостоверными", это автоматически повлечет искажение налогового учета.
Ну и наконец, проблемы могут возникнуть и с правом на вычет "входного" НДС, поскольку согласно ст. 172 НК РФ налог может быть принят к вычету после принятия на учет товаров (работ, услуг). В этом случае нужно помнить, что налоговики могут решить, что канцелярские товары на учет налогоплательщиком не принимались.
Н.В. Лебедева,
редактор журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 октября 2013 г.
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2013 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"