Обязательность очной ставки на предварительном следствии
Как известно, ч. 1 ст. 192 УПК РФ устанавливает, что если в показаниях ранее допрошенных лиц есть существенные противоречия, то следователь вправе провести очную ставку. Многие следователи и дознаватели, а также некоторые учёные понимают эту норму так, что это исключительное право следователя решать - проводить очную ставку или нет.
Такая позиция сегодня уже устарела. Всё дело в том, что в новом постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 апреля 2013 г. N 11 "О внесении изменения в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 1996 года N 1 "О судебном приговоре" указывается, что выводы суда о виновности подсудимого в совершении преступления не могут быть основаны исключительно или главным образом (в решающей степени) на фактических данных, содержащихся в оглашённых показаниях потерпевшего или свидетеля, если обвиняемый (подсудимый) в стадии предварительного расследования либо предыдущих судебных заседаниях не имел возможности оспорить эти показания (например, допросить показывающего против него потерпевшего или свидетеля на очной ставке, задавать ему вопросы, высказывать свои возражения в случае несогласия с показаниями).
На наш взгляд, позиция Пленума Верховного Суда РФ весьма обоснованна, в связи с чем законодателю следует внести изменения в ч. 1 ст. 192 УПК, изложив её в следующей редакции: "Если в показаниях ранее допрошенных лиц имеются существенные противоречия, то следователь обязан провести очную ставку".
Однако уже до внесения законодателем изменений в ст. 192 УПК следователи и дознаватели при решении вопроса о проведении очной ставки должны руководствоваться указанным постановлением Пленума Верховного Суда РФ.
В. Быков,
доктор юридических наук, профессор
"Законность", N 10, октябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.