Управление многоквартирным домом осуществляет ТСЖ. Оплата коммунальных услуг собственниками жилья производится непосредственно ресурсоснабжающей организации, минуя ТСЖ.
В каком случае исполнителем коммунальной услуги может быть ресурсоснабжающая организация, а не ТСЖ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поскольку в качестве способа управления собственники помещений многоквартирного дома избрали ТСЖ, то именно оно становится исполнителем коммунальных услуг, даже если собственники помещений приняли решение вносить денежные средства за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающей организации.
Обоснование вывода:
Положения ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) предоставляют собственникам помещений в многоквартирном доме право выбора одного из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений, управление товариществом собственников жилья (далее - ТСЖ) либо кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), коммунальные услуги представляют собой деятельность исполнителя по подаче потребителям холодной и горячей воды, электрической и тепловой энергии, природного газа, по отведению сточных бытовых вод с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых и нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме.
Отношения по обеспечению жильцов коммунальными услугами строятся по схеме: ресурсоснабжающая организация - исполнитель коммунальных услуг - потребитель (смотрите определение ВАС РФ от 30.07.2013 N ВАС-9823/13 по делу N А47-536/2012). При этом исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуг. В качестве исполнителей коммунальных услуг в силу п. 8 Правил N 354 могут выступать лица, указанные в п. 9 и п. 10 Правил N 354, а именно: управляющая организация, ТСЖ, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, избранные в установленном жилищным законодательством РФ порядке для управления многоквартирным домом*(1), а в отношении собственника и пользователя жилого дома (домовладения) - непосредственно ресурсоснабжающая организация. В свою очередь, ресурсоснабжающая организация (РСО) - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов. Аналогичные определения приведены в п. 2 постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Постановление N 124).
Поскольку в рассматриваемой ситуации собственники многоквартирного дома в качестве способа управления избрали ТСЖ, то оно и является исполнителем коммунальных услуг. Будучи управляющей организацией, ТСЖ не вправе отказываться от заключения договоров с РСО, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов в соответствии с правилами, установленными в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ. По смыслу п. 11 Правил N 124, РСО предоставлено право требовать в судебном порядке понуждения исполнителя, как обязанной стороны, к заключению договора ресурсоснабжения.
Следовательно, ТСЖ с момента выбора его в качестве управляющей организации становится исполнителем коммунальных услуг и обязано заключать договоры с РСО на приобретение коммунальных ресурсов (смотрите, например, решения Арбитражного суда Астраханской области от 09.09.2013 по делу N А06-3557/2013, Арбитражного суда Пензенской области от 18.06.2013 по делу N А49-2768/2013).
Таким образом, при управлении многоквартирным домом ТСЖ поставщик коммунальных ресурсов ни при каких обстоятельствах не может быть исполнителем коммунальных услуг, даже если собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение вносить денежные средства за коммунальные услуги напрямую РСО (ч.ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ). В подобной ситуации внесение собственником платы за коммунальные услуги в РСО рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги исполнителем. Ответственность же за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям возлагается на исполнителя (п. 64 Правил N 354). Исходя из этого исполнителем коммунальных услуг по отношению к потребителям все же остается ТСЖ.
РСО, по нашему мнению, может выступать в качестве исполнителя коммунальных услуг, если в многоквартирном доме не избран способ управления, если он избран, но не наступил срок предоставления коммунальных услуг*(2) либо собственники помещений отказались от одной управляющей организации, но другая еще не приступила к обслуживанию данного дома.
Кроме того, при непосредственном управлении многоквартирным домом каждый из собственников помещения от своего имени самостоятельно заключает договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и отопления (ч. 8 ст. 155, ч. 2 ст. 164 ЖК РФ, подп. "в" п. 9 Правил N 354) и вносит плату организации - поставщику в соответствии с условиями заключенного договора (п.п. 25 и 26 Правил N 354). В данном случае РСО, оказывающая коммунальные услуги, также приобретает статус исполнителя услуг и несет перед собственниками ответственность за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами и установленными правилами предоставления коммунальных услуг (ч. 2.1 ст. 161 ЖК РФ). В этой связи смотрите, к примеру, решение Олонецкого районного суда Республики Карелии от 09.04.2013 по делу N 2-56/2013.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
29 октября 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Решение о выборе способа управления принимается на общем собрании собственников помещений большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании домовладельцев или их представителей и оформляется протоколом (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). Указанное решение является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе и для тех, которые независимо от причин не приняли участия в голосовании или голосовали против (ч. 5 ст. 46 ЖК РФ). При этом не имеет значения, кто является собственником помещений в многоквартирном доме: физические лица, юридические лица или публично-правовые образования.
*(2) Таковой является дата начала поставки коммунального ресурса по договору о его приобретении (п.п. 14-16 Правил N 354).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.