Часть квартир в 27-квартирном доме отапливается централизованно, а часть (около 40%) - индивидуальными квартирными источниками тепловой энергии. Отопительные батареи в подъезде есть только на первом этаже, на втором и третьем этажах их нет.
Должны ли жильцы квартир с индивидуальным отоплением платить за отопление в многоквартирных домах на общедомовые нужды?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С 1 июня 2013 г. плата за отопление в многоквартирных домах на общедомовые нужды не рассчитывается.
Обоснование вывода:
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 344) п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), изложен в новой редакции, согласно которой с 1 июня 2013 года потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения её на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Кроме того, если ранее при расчете норматива потребления общий расход тепловой энергии распределялся на суммарную площадь как жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, так и помещений, входящих в состав общего имущества, то теперь общий расход тепловой энергии распределяется только на площадь жилых и нежилых помещений в доме (п.п. 3 и 18 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306). Иными словами, начисления будут производиться, как и раньше, пропорционально занимаемой площади, но размер мест общего пользования при этом учитываться не должен. В этой связи органам государственной власти субъектов РФ предписано до 1 июня 2013 года пересмотреть нормативы потребления услуги по отоплению (п. 2 Постановления N 344).
Порядок расчета зависит от наличия (отсутствия) общедомовых и индивидуальных приборов учета коммунального ресурса в порядке, предусмотренном п. 42.1 Правил N 354.
Так, при отсутствии общедомового прибора учета (ОПУ), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета (ИПУ) платеж начисляется по нормативу потребления исходя из общей площади квартиры по формуле 2 Приложения N 2 к Правилам N 354. Если ОПУ установлен, часть помещений оборудована ИПУ, то объем тепловой энергии распределяется пропорционально общей площади между жилыми и нежилыми помещениями без учета мест общего пользования по формуле 3 Приложения N 2 к Правилам N 354. В случае, когда многоквартирный дом оборудован ОПУ тепловой энергии и все жилые и нежилые помещения оборудованы ИПУ, то оплата производится по показаниям индивидуальных приборов в соответствии с формулой 3.1 Приложения N 2 Правил N 354.
Таким образом, начиная с 1 июня 2013 г. плата за отопление на общедомовые нужды не рассчитывается.
Как мы поняли из вопроса, в доме часть квартир отапливается централизованно, а часть - индивидуальными квартирными источниками тепловой энергии. По нашему мнению, если переоборудование жилых помещений произведено с соблюдением действующего законодательства, то отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления является основанием для прекращения начисления платы за коммунальную услугу по отоплению. В подобных ситуациях взимание платы за коммунальную услугу, которой потребитель не пользуется, суды признают незаконной (смотрите, например, решение Хасанского районного суда (Приморский край) от 08.08.2013 по делу N 2-591/2013, Макаровского районного суда (Сахалинская область) от 28.08.2013 по делу N 2-193/13, с которыми можно ознакомиться на сайте: http://sudact.ru/).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
29 октября 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.