Нюансы предоставления сведений о расходах
С 1 января 2013 года вступил в силу Закон N 230-ФЗ*(1), которым установлен контроль за расходами определенных категорий лиц, замещающих государственные должности, а также за расходами их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. В связи с этим 17 июля 2013 года Минтруд опубликовал Разъяснения по применению Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и иных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции" (далее - Разъяснения). В статье рассмотрим, кто, в каком порядке и в какие сроки должен представлять сведения о расходах с учетом разъяснений специалистов Минтруда.
Напомним, что согласно ч. 1 ст. 8.1 Закона N 273-ФЗ*(2) лицо, замещающее (занимающее) должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ или нормативными актами ЦБ РФ, обязано представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Законом N 230-ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными актами ЦБ РФ.
Лица, обязанные предоставлять сведения о расходах
В статье 2 Закона N 230-ФЗ указаны категории лиц, которые должны представлять сведения о своих расходах, расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Данный перечень был полностью приведен в статье О. Заболонковой "Противодействие коррупции: расходы должны соответствовать доходам" (N 2, 2013).
Отметим, что в п. 1 ч. 1 Разъяснений Минтруд уточнил, что те служащие (работники), для которых установлена обязанность представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, должны представлять сведения о расходах.
На основании ч. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах. В настоящее время данный перечень утвержден Указом Президента РФ N 557*(3), и в него включены:
1) должности федеральной государственной гражданской службы, отнесенные к высшей группе должностей;
2) руководящие должности военной службы (МВД, МЧС, Минобороны, ФСБ, ФТС, прокуратуры и другие должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом или Правительством РФ);
3) другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками (эти должности должны были утвердить руководители федеральных государственных органов до 1 сентября 2009 года (пп. "а" п. 2 Указа Президента РФ N 557)). На сегодняшний день они утверждены приказами федеральных государственных органов, в частности:
- для Министерства внутренних дел - приказами МВД РФ от 31.08.2009 N 680, от 26.06.2013 N 474;
- для Федеральной миграционной службы - Приказом ФМС РФ от 31.08.2009 N 205;
- для Министерства по делам гражданской обороны - Приказом МЧС РФ от 22.03.2011 N 135;
- для Генеральной прокуратуры - Приказом Генпрокуратуры РФ от 15.04.2013 N 155;
- для Министерства обороны - Приказом Минобороны РФ от 16.12.2011 N 2525;
- для Федеральной службы исполнения наказаний - Приказом ФСИН РФ от 31.08.2009 N 372;
- для Федеральной службы судебных приставов - Приказом ФССП РФ от 22.03.2010 N 150;
- для Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков - Приказом ФСКН РФ от 09.06.2011 N 253.
В каких случаях необходимо предоставить сведения о расходах?
В части 1 ст. 3 Закона N 230-ФЗ сказано, что поименованные выше лица обязаны представить сведения о расходах, расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке, если ее сумма превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за последние три года, предшествующие совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, - если она связана с приобретением:
- земельного участка, другого объекта недвижимости;
- транспортного средства;
- акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций).
В пункте 2 ч. 1 Разъяснений уточнено, что сведения о расходах представляются в случае, если:
- сделка совершена в отчетный период с 1 января по 31 декабря 2012 года либо в последующие отчетные периоды (с 1 января по 31 декабря 2013 года и т.д.). При совершении сделок в 2011 году или ранее сведения о расходах не представляются;
- сумма одной (каждой) сделки превышает общий доход служащего (работника) и его супруги (супруга) за последние три года, предшествующие совершению сделки.
Кроме того, в ст. 4 Закона N 230-ФЗ предусмотрено, что основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, которое должно предоставлять такие сведения, является достаточная информация о том, что этим лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми совершена сделка на сумму, превышающую общих доход данного лица и его супруги (супруга) за последние три года, предшествующие совершению сделки. Причем указанная информация может быть представлена в письменном виде:
- правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, работниками (сотрудниками) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, ЦБ РФ, государственной корпорации, ПФР, ФСС, ФФОМС, иной организации, созданной РФ на основании федеральных законов, организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
- постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
- Общественной палатой РФ;
- общероссийскими средствами массовой информации.
Обратите внимание! Информация анонимного характера не может служить основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, которое должно представлять такие сведения, и за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (ч. 2 ст. 3 Закона N 230-ФЗ).
Порядок представления сведений о расходах
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона N 230-ФЗ сведения о расходах представляются в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, нормативными актами ЦБ РФ, ПФР, ФСС, ФФОМС и локальными нормативными актами государственной корпорации, иной организации, созданной РФ на основании федеральных законов. В настоящее время порядок представления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера утвержден, в частности:
- для сотрудников федеральной службы безопасности - приложением к Приказу ФСБ РФ от 08.07.2013 N 361;
- для сотрудников федеральных государственных гражданских служащих органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - приложением к Приказу ФСКН РФ от 24.06.2013 N 261;
- для граждан, претендующих на замещение должностей в системе МВД, и сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД - приложением 1 к Приказу МВД РФ от 19.03.2010 N 205;
- для граждан, претендующих на замещение должностей, и работников, замещающих должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны, - Приказом Минобороны РФ от 29.06.2013 N 484.
Во всех вышеперечисленных приказах говорится, что сведения о расходах представляются путем заполнения справки о расходах госслужащего по форме, утвержденной Указом Президента РФ N 310*(4).
В пункте 3 ч. 1 Разъяснений специалисты Минтруда уточнили, что сведения о расходах должны представляться одновременно со сведениями о доходах. Кроме того, к справке о расходах прилагается копия договора или иного документа о приобретении права собственности.
В этом же пункте Разъяснений сказано, что в случаях, когда супруга (супруг) сотрудника отказывается сообщить (сообщает недостоверные) сведения о стоимости приобретенного ею (им) имущества, нужно принимать во внимание следующее. Служащий (работник), обнаруживший, что в представленной им в кадровую службу федерального государственного органа справке о расходах не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения или есть ошибки, не может представить уточненные сведения о расходах, а также не имеет права обратиться с заявлением о невозможности по объективным причинам представить сведения о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по причине отсутствия в настоящее время в законодательстве РФ такой возможности.
Однако если представленные сведения о расходах вызывают сомнения в их достоверности (в том числе на предмет соответствия доходов расходам), то это является основанием для осуществления проверки (пп. "а.1" п. 10 Положения*(5)).
Получается, что с учетом результатов анализа сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей служащего (работника) при наличии заявления последнего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей может приниматься решение о необходимости осуществления контроля за расходами.
Обратите внимание! При принятии комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов решения следует исходить из оценки всей совокупности имеющихся сведений, содержащихся в заявлении государственного служащего (работника), в том числе его пояснений в отношении мер, предпринятых им в целях получения необходимых сведений, иных материалов, свидетельствующих о невозможности представить указанные сведения (например, о том, что супруги при юридически оформленном браке фактически не проживают друг с другом и (или) между ними существуют личные неприязненные отношения, супруг (супруга) признан безвестно отсутствующим, находится в розыске). Об этом сказано в п. 1 ч. 6 Разъяснений.
Срок представления сведений о расходах
В связи с тем, что в Законе N 230-ФЗ не установлены сроки представления сведений, а только сказано, что обязанность предоставлять сведения о своих расходах, расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке, если ее сумма превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за последние три года, предшествующие совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых она и совершена, возникает у лица в отношении сделок, совершенных с 1 января 2012 года (ч. 2 ст. 18 Закона N 230-ФЗ). Специалисты Минтруда в п. 4 ч. 3 Разъяснений уточнили данный срок:
- при совершении сделки в 2012 году сведения нужно подать до 1 июля 2013 года;
- при совершении сделки в 2013 году - до 1 апреля 2014 года (Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, заместителям Председателя Правительства РФ, федеральным министрам, лицам, замещающим государственные должности в Администрации Президента РФ) или до 30 апреля 2014 года (федеральным государственным служащим, служащим ЦБ РФ, работникам ПФР, ФСС, ФФОМС, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).
Период, за который учитываются доходы лица и его супруги (супруга) для определения их общего дохода
Сотрудники Минтруда в п. 5 ч. 1 Разъяснений отметили, что при расчете общего дохода служащего (работника), представляющего сведения о расходах за 2012 год, и его супруги (супруга) необходимо просуммировать доходы, полученные ими за отчетные периоды (с 1 января по 31 декабря 2009 года, с 1 января по 31 декабря 2010 года, с 1 января по 31 декабря 2011 года).
При этом доходы за указанные периоды суммируются:
- вне зависимости от того, замещал ли (занимал ли) служащий (работник) должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами, весь обозначенный период или нет;
- вне зависимости от места осуществления трудовой деятельности (на территории РФ или за рубежом).
Кроме этого, доход за 2012 год может также являться источником получения средств, за счет которых приобретено имущество, что указывается в справке о расходах.
Порядок заполнения справки о расходах
При заполнении справки необходимо учитывать следующие нюансы:
1) если сделка совершена супругой (супругом) и (или) несовершеннолетним ребенком, указываются Ф.И.О., дата рождения, место жительства и (или) место регистрации соответственно супруги (супруга) и (или) несовершеннолетнего ребенка;
2) к справке прилагается копия договора или иного документа о приобретении права собственности;
3) в строке "источниками получения средств, за счет которых приобретено имущество, являются" необходимо указать данные источники, которыми могут быть:
- доход по основному месту работы лица, представившего справку, и его супруги (супруга) (указываются Ф.И.О., место жительства и (или) место регистрации супруги (супруга));
- доход названных лиц от иной разрешенной законом деятельности;
- доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях;
- накопления за предыдущие годы;
- наследство;
- дар;
- заем;
- ипотека;
- доход от продажи имущества;
- иные кредитные обязательства;
- другое.
Кроме того, в п. 6 ч. 1 Разъяснений сказано, что в этой строке должны быть отражены все источники получения средств с проставлением сумм, полученных от каждого источника. Причем в таком случае законодательством не предусмотрено представление документов, подтверждающих источники получения средств.
Если для приобретения вышеуказанного имущества были использованы доходы (часть дохода) несовершеннолетних детей, данный факт указывается в справке о расходах в качестве источника получения средств, за счет которых приобретено имущество.
Контроль за соответствием расходов доходам
Контроль за расходами осуществляется при наличии оснований, приведенных в ст. 4 Закона N 230-ФЗ, и принятии соответствующего решения. Основания для осуществления контроля были описаны выше.
Согласно ч. 4 ст. 4 Закона N 230-ФЗ контроль за расходами включает в себя:
1) истребование от проверяемого лица сведений:
- о его расходах, расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке, которая подлежит контролю;
- об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка;
2) проверку достоверности и полноты сведений;
3) определение соответствия расходов данного лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке, которая подлежит контролю, их общему доходу.
Обратите внимание! Если сведения о расходах за отчетный период были представлены в срок и в установленном порядке (ранее), представлять их повторно в тот период, когда осуществляется контроль за расходами, не требуется (поскольку они уже имеются в личном деле) (п. 1 ч. 2 Разъяснений).
В пункте 2 ч. 2 Разъяснений сотрудники Минтруда уточнили, что кроме сведений, указанных в ч. 4 ст. 4 Закона N 230-ФЗ, в рамках контроля за расходами у лица могут быть истребованы:
- сведения о доходах за последние три года, предшествующие приобретению имущества, если служащий (работник) ранее не замещал (занимал) должность, включенную в перечень, утвержденный нормативными правовыми актами, и не представлял таких сведений;
- сведения, подтверждающие источники получения средств, за счет которых совершена сделка.
Если в ходе осуществления контроля за расходами выявлены обстоятельства, свидетельствующие:
- о несоответствии расходов сотрудника, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, то материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры (ч. 3 ст. 16 Закона N 230-ФЗ). При получении материалов генеральный прокурор или подчиненные ему прокуроры в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход РФ земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых не были представлены сведения, подтверждающие их приобретение на законные доходы (ст. 17 Закона N 230-ФЗ);
- о признаках преступления, административного или иного правонарушения, то материалы, полученные в результате контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в государственные органы в соответствии с их компетенцией (ч. 4 ст. 16 Закона N 230-ФЗ).
В заключение отметим, что за непредставление лицами, обязанными представлять сведения о расходах, или представление ими неполных или недостоверных сведений о своих расходах либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является правонарушением, влекущим освобождение указанных лиц от замещаемой (занимаемой) должности, увольнение в установленном порядке с государственной или муниципальной службы, из ЦБ РФ, с работы в государственной корпорации, ПФР, ФСС, ФФОМС, иной организации, созданной РФ на основании федерального закона, с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (ч. 3 ст. 8.1 Закона N 273-ФЗ).
Е. Соболева,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
*(2) Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
*(3) Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей".
*(4) Указ Президента РФ от 02.04.2013 N 310 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
*(5) Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утв. Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"