Женщина-пенсионерка (бывший медицинский работник) зарегистрирована по месту жительства в г. Москве, получает пенсию по старости, является инвалидом 3 группы.
Сохранится ли право на социальную доплату к пенсии в случае трудоустройства пенсионерки?
В целях дополнительной социальной поддержки неработающих пенсионеров и реализации Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" с 1 января 2010 года для неработающих пенсионеров установлена региональная социальная доплата к пенсии (далее также - социальная доплата) взамен ежемесячной компенсационной выплаты (ЕКВ) к пенсии. Назначение и выплата социальной доплаты производятся в соответствии с Порядком назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденным указанным постановлением (далее - Порядок).
В соответствии с п. 6 Порядка неработающим пенсионерам, зарегистрированным в г. Москве по месту жительства, социальная доплата устанавливается, если сумма их материального обеспечения не достигает величины городского социального стандарта. Городской социальный стандарт - это социальный норматив материального обеспечения неработающих пенсионеров и инвалидов, получающих пенсию (пожизненное содержание) в г. Москве и зарегистрированных по месту жительства в г. Москве, устанавливаемый Правительством Москвы. Пунктом 3 постановления Правительства Москвы от 01.11.2011 N 514-ПП "Об установлении размеров отдельных социальных выплат некоторым категориям граждан на 2012 год" определена величина городского социального стандарта с 1 января 2012 года. Для определения размера социальной доплаты неработающим пенсионерам и инвалидам она составляет 12 000 руб. (в 2013 году размер городского социального стандарта не изменился).
Таким образом, неработающим пенсионерам, зарегистрированным в г. Москве по месту жительства, региональная социальная доплата к пенсии устанавливается, если общая сумма их материального обеспечения не достигает 12 000 руб. При подсчете общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера, получающего пенсию в г. Москве и зарегистрированного в г. Москве по месту жительства, учитываются получаемые данным пенсионером денежные выплаты, перечень которых исчерпывающим образом поименован в п. 9 Порядка.
Размер социальной доплаты для граждан, зарегистрированных по месту жительства в г. Москве, определяется как разница между величиной городского социального стандарта, установленной Правительством Москвы, и общей суммой материального обеспечения пенсионера, определенной на дату назначения (перерасчета) социальной доплаты (п. 30.1 Порядка). При индексации размера пенсии или ее увеличении в рамках отдельных федеральных законов размер социальной доплаты не изменяется по 31 декабря года, в котором осуществлена индексация размера пенсии (п. 31 Порядка). Однако в случаях, установленных п. 32 Порядка, размер социальной доплаты подлежит перерасчету.
Основания и сроки утраты права на получение социальной доплаты исчерпывающим образом поименованы в п. 33 Порядка. В соответствии с пп. "з" п. 33 при поступлении пенсионера на оплачиваемую работу (заключении трудового договора) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем поступления на работу (начала действия трудового договора), пенсионер утрачивает право на получение социальной доплаты.
Однако для отдельных категорий работающих пенсионеров сохранена ежемесячная компенсационная выплата (ЕКВ), ранее установленная в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП "Об утверждении положения о начислении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы" (далее - Постановление N 1005-ПП). К таким категориям относятся:
1) инвалиды и участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
2) дети, получающие пенсию в связи со смертью кормильца;
3) пенсионеры, занятые на отдельных должностях в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней;
4) пенсионеры, работающие в организациях жилищно-коммунального хозяйства города;
5) пенсионеры, работающие в качестве дежурных по подъездам (консьержей, швейцаров) жилых домов;
6) пенсионеры, работающие гардеробщиками в ОАО "Комбинат гардеробного обслуживания", занятые в бюджетных учреждениях здравоохранения, культуры, образования, физической культуры и спорта;
7) инвалиды 1 и 2 группы, а также дети-инвалиды (в возрасте до 18 лет), независимо от места работы и занимаемой должности;
8) инвалиды 3 группы, совмещающие работу с обучением по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы (за исключением учреждений дополнительного образования) - до окончания ими такого обучения, но не дольше, чем до достижения возраста 23 лет;
9) инвалиды 3 группы, работающие на предприятиях, применяющих труд инвалидов, взаимодействующих с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, а также на расположенных в городе Москве специализированных предприятиях и в организациях Всероссийского общества слепых (ВОС), Всероссийского общества глухих (ВОГ) и Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), независимо от занимаемой должности;
10) работающие инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо выполнения работ по ликвидации ее последствий, а также аварии в 1957 г. на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
11) работающие инвалиды из числа ветеранов подразделений особого риска, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1986-1990 гг., граждан, эвакуированных из зоны отчуждения, переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации играет значение характер работы и место работы пенсионера - инвалида 3 группы, т.е. та работа, которая относится к социальной работе (работа в поликлинике, библиотеке, школе), а также работа по коммунальному обслуживанию территории (дворник; рабочий по комплексной уборке и содержанию домовладений; уборщик территорий) и некоторая другая, не лишает права на ежемесячную компенсационную выплату к пенсии.
Назначение ЕКВ к пенсии в период работы для инвалидов 1 и 2 групп, а также инвалидов 3 группы, совмещающих работу с обучением, производится независимо от места работы, занимаемой должности и размера заработной платы.
26 декабря 2012 г. Правительством Москвы принято постановление N 829-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы", которым внесено изменение в следующие правовые документы:
- постановление Правительства Москвы от 1 ноября 2011 г. N 514-ПП "Об установлении размеров отдельных социальных выплат некоторым категориям граждан на 2012 год". Принятый документ пролонгирует предоставление ежемесячных и единовременных социальных выплат жителям города Москвы на 2013 год в размерах 2012 года;
- постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. N 1005-ПП "Об утверждении Положения о начислении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы".
Как и в отношении неработающих пенсионеров, для отдельных категорий работающих граждан с 1 января 2013 г. введено дополнительное условие при предоставлении ежемесячной компенсационной выплаты (ЕКВ) к пенсии - наличие регистрации по месту жительства в городе Москве не менее 10 лет в общей сложности (с учетом периодов проживания на присоединенной к г. Москве территории Московской области, в том числе до 01.07.2012).
Продолжительность регистрации по месту жительства, как правило, подтверждается соответствующей отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации о дате прописки по адресу места жительства заявителя. В случае, если по паспорту регистрация составит менее 10 лет, а пенсионер утверждает, что имелись более ранние периоды регистрации, они могут быть подтверждены одним из нижеперечисленных документов:
1) единый жилищный документ;
2) выписка из домовой книги;
3) копия финансового лицевого счета нанимателя жилого помещения;
4) справка о регистрации по адресу;
5) справка, выданная организацией (учреждением), имеющей жилищный фонд на праве оперативного управления (ЖК, ЖСК, ТСЖ, общежития и т.д.).
Указанное условие предъявляется к следующим пенсионерам:
- обратившимся за назначением ЕКВ после 01.01.2013;
- обратившимся в декабре 2012 г., по которым Пенсионным фондом принято решение о назначении (начале выплаты) пенсии в г. Москве после 1 января 2013 г.
Если у заявителя, зарегистрированного по месту жительства в городе Москве, на день обращения за назначением ЕКВ отсутствует требуемый период постоянной регистрации, права на получение ЕКВ он не имеет.
С 01.01.2013 ЕКВ к пенсии, в том числе работающим инвалидам 1 и 2 группы, назначается с месяца обращения в управление социальной защиты населения города Москвы либо многофункциональный центр с заявлением и необходимыми документами, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дроздова Анжелика
Ответ прошел контроль качества
15 октября 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.