Ценовое регулирование естественных монополий в условиях членства России в ВТО, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе
Естественная монополия как особое состояние товарного рынка в силу технологических особенностей производства товаров в ее рамках требует действенного вмешательства компетентных лиц, наделенных соответствующими полномочиями, для сдерживания тех негативных последствий, которые объективно влечет отсутствие конкурентных отношений. Одним из вариантов такого вмешательства является ценовое регулирование, осуществляемое посредством установления тарифов на оказываемые субъектами естественных монополий (операторами) услуги*(1).
Присоединение России к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 г. (Женева, 16 декабря 2011 г.) существенным образом затрагивает политику Российской Федерации в области ценообразования, промышленную политику, в т.ч. субсидирование. Заметим, что в связи с присоединением России к ВТО подробно рассматривался вопрос о регулировании цен на энергоносители, что является практикой многих членов ВТО, тем не менее представители ряда стран выражали озабоченность по данному вопросу, в т.ч. касающемуся установления ценовых параметров деятельности операторов естественной монополии*(2).
Озабоченность ВТО объективно продиктована существующими положениями ряда соглашений, которые имеют обязательную силу для всех членов ВТО. В частности Российская Федерация в рамках осуществления ценового воздействия естественных монополий должна учитывать положения ст. III-9 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) от 30 октября 1947 г.*(3), согласно которой внутренние мероприятия по контролю максимальных цен могут привести к ущемлению интересов сторон - импортеров, чего следует избегать "в наиболее полной, практически оправданной степени".
Кроме того, ст. 3 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.)*(4) устанавливает запрет на предоставление специфических субсидий, в этой связи проведение государственной ценовой политики в отношении операторов естественных монополий должно учитывать обозначенные нормы Соглашения.
Как представляется, с позиции функционирования общего рынка модель регулирования тарифов субъектов естественных монополий представляется следующей: а) при установлении тарифов на услуги, оказываемые операторами, следует руководствоваться коммерческими соображениями и учитывать необходимость возмещения ими затрат и получения нормы прибыли; б) посредством воздействия на формирование цены и последующего ее применения не должны предоставляться конкурентные преимущества национальным промышленным потребителям; в) установление и последующее применение тарифа не должно быть "ограничено определенными предприятиями, расположенными в обозначенном географическом регионе", поскольку иное влечет постановку вопроса о субсидировании.
В отношении тарифов на железнодорожные перевозки грузов особо следует отметить, что оказание услуг оператором на внутреннем или внешнем рынках не должно влиять на размер тарифа, поскольку иное свидетельствует о дискриминации и нарушает ст. III ГАТТ 1947, тарифы на транзитные перевозки должны устанавливаться в соответствие со ст. V ГАТТ 1947, что предполагает их "разумность" и учет условий перевозки*(5).
Таким образом, Россия в рамках реализации ценовой политики в отношении субъектов естественных монополий определенно ограничена взятыми на себя обязательствами в связи с присоединением к ВТО. И эти обязательства должны быть учтены в полной мере при проведении согласованной ценовой политики в связи с членством Российской Федерации в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС и Едином экономическом пространстве (ЕЭП), созданием союзной формы объединения как следующим этапом интеграционного экономического строительства.
Как представляется, функционирование Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и ЕЭП, а тем более союзная форма интеграции в перспективе должны предполагать общее ценовое воздействие по всем сегментам рынка, в том числе и естественным монополиям, поскольку иное в определенной степени ставит под сомнение единство экономического пространства, хотя вполне возможно на начальном этапе интеграции.
В настоящий период нормативное обеспечение Таможенного союза и ЕЭП последовательно ориентирует на проведение ценового регулирования естественных монополий на национальном уровне в соответствии с законодательством сторон, предполагая проведение сторонами работы по гармонизации форм и методов ценового регулирования субъектов естественных монополий*(6).
В частности ст. 17 Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции (Москва, 9 декабря 2010 г.)*(7) устанавливает, что регулирование цен на услуги субъектов естественных монополий осуществляется самостоятельно каждой из подписавшей Соглашение сторон. Пределы такой самостоятельности следуют из национального законодательства сторон, в т.ч. российского законодательства о ценовом регулировании естественных монополий, которому присущи особенности, не всегда заслуживающие позитивной оценки.
Стремление участников Таможенного союза и ЕЭП к гармонизации форм и методов ценового регулирования естественных монополий имеет непосредственную нормативную основу, обозначенную в Соглашении о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий (Москва, 9 декабря 2010 г.)*(8), применение которого ограничено определенными сферами естественно-монопольного характера, в связи с чем постановка вопроса "о единых принципах и правилах регулирования" видится несколько преждевременной.
Нормы Соглашения устанавливают согласованные сторонами ориентиры по вопросу ценового регулирования, в частности виды ценового регулирования естественных монополий, методы установления тарифов, возможность применения долгосрочных параметров регулирования, что в перспективе должно быть определено в качестве общего правила.
Нормы секторальных (отраслевых) соглашений, принимаемых по регулируемым Соглашением о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий сферам, предусматривают особенности тарифного регулирования по соответствующим сегментам рынка. К таким положениям относятся ст. 5 Соглашения об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики (Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 г.)*(9), ст. 6 Соглашения о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики (Москва, 9 декабря 2010 г.)*(10), ст. 5 Соглашения о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (Москва, 9 декабря 2010 г.)*(11).
Концептуальные основы ценовой политики в сфере транспортировки газа определены отдельным Соглашением о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики (Москва, 9 декабря 2010 г.)*(12) (ст.ст. 3-5). Заметим, что общие положения, обозначенные в Соглашении о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий, на указанную сферу не распространяются, хотя выбранная позиция регулирования представляется спорной.
Подводя итог проведенному анализу ценового регулирования естественных монополий, отметим, что стремление сторон Таможенного союза и ЕЭП к гармонизации форм и методов регулирования - весьма позитивный фактор на пути экономической интеграции. При этом процесс гармонизации должен быть концептуально согласован с правилами, установленными в рамках ВТО, что обязательно для стран-участниц Таможенного союза и ЕЭП в связи с достигнутыми договоренностями.
Соболь О.С.,
кандидат юридических наук,
старший преподаватель кафедры предпринимательского права
Московского государственного юридического университета
им. О.Е. Кутафина (МГЮА)
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Ершова И.В. Предпринимательское право: элементарный курс. - М.: ИД "Юриспруденция", 2012. С. 189-193; Варламова А.Н. Естественные монополии: понятие, отличие от смежных институтов, проблемы правового регулирования // Законодательство. 2006. N 4; Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Омега-Л, 2006. С. 448-450.
*(2) См.: Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. (Женева, 16 декабря 2011 г.) п.п. 100-133, п. 695 // СЗ РФ. 2012. N 37. Ст. 4986 // СПС "Гарант".
*(3) Является составной частью Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) // СПС "Гарант".
*(4) Является неотъемлемой частью Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-1994) // СПС "Гарант".
*(5) Федеральный закон "О естественных монополиях" определяет железнодорожные перевозки в качестве естественно-монопольного вида деятельности, но по существу к такому виду относятся услуги по предоставлению доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.
*(6) См.: решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 5 июля 2012 г. N 200 "О Консультативном комитете по конкуренции, антимонопольному и ценовому регулированию и государственным (муниципальным) закупкам" // www.tsouz.ru // СПС "Гарант".
*(7) СЗ РФ. 2012. N 5. Ст. 545 // СПС "Гарант".
*(8) СЗ РФ. 2012. N 5. Ст. 543 // СПС "Гарант".
*(9) СЗ РФ. 2012. N 5. Ст. 539 // СПС "Гарант".
*(10) СЗ РФ. 2012. N 5. Ст. 538 // СПС "Гарант".
*(11) Соглашение применяется с даты вступления в силу Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан от 9 декабря 2010 г. // СПС "Гарант".
*(12) СЗ РФ. 2012. N 5. Ст. 537 // СПС "Гарант".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соболь О.С. Ценовое регулирование естественных монополий в условиях членства России в ВТО, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе. - Специально для системы ГАРАНТ, 2013.
Автор
Соболь О.С. - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры предпринимательского права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)
Данная статья (работа) подготовлена в рамках Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА); НИР "Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России в ВТО, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе", проект N 2.1.1.1.