Понятие электронных денег по законодательству России и отдельных зарубежных стран с развитым рынком финансовых услуг
Первые нормативные правовые акты, затронувшие оборот электронных денег, который возник на российском рынке в 1998 г., появились 3 июля 1998 г. Тогда же были приняты Указания Банка России N 276-У "О порядке выдачи разрешений кредитным организациям - резидентам на распространение платежных карт или предоплаченных финансовых продуктов других эмитентов"*(1) и N 277-У "О порядке выдачи регистрационных свидетельств кредитным организациям - резидентам на осуществление эмиссии предоплаченных финансовых продуктов" (далее - Указание N 277-У)*(2). Под предоплаченными финансовыми продуктами понимались денежные обязательства кредитной организации, заменяющие в процессе их обращения требования юридических и (или) физических лиц по оплате товаров или услуг, в том числе денежные обязательства, составленные в электронной форме.
Данные Указания Банка России не устанавливали каких-либо позитивных гражданско-правовых норм, регулирующих оборот электронных денег, однако устанавливали разрешительный порядок эмиссии и (или) распространения предоплаченных финансовых продуктов. Организация, намеревающаяся заниматься эмиссией или распространением предоплаченного финансового продукта другого эмитента, должна была подать соответствующее заявление в Банк России, который выдавал регистрационные свидетельства на осуществление эмиссии или разрешение на распространение. В период действия Указания N 277-У регистрационное свидетельство было выдано только одному эмитенту электронных денег [1, с. 266].
С принятием Положения об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием, утв. Банком России 24 декабря 2004 г. N 266-П*(3) (далее - Положение N 266-П), Указания N 276-У и 277-У были отменены.
В Положении N 266-П взамен "предоплаченного финансового продукта" был введен другой термин - "предоплаченная карта", которая наряду с расчетной (дебетовой) и кредитной картой является типом банковских карт. В первоначальной редакции Положения N 266-П было указано: "Предоплаченная карта предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются кредитной организацией - эмитентом от своего имени, и удостоверяет право требования держателя предоплаченной карты к кредитной организации - эмитенту по оплате товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) или выдаче наличных денежных средств" (п. 1.5). Установлено также, что при совершении клиентом - физическим лицом операций с использованием предоплаченной карты договор банковского счета (договор банковского вклада) с физическим лицом не заключается (п. 1.13).
Как видно из определения, предоплаченная карта имела признаки носителя электронных денежных средств, поскольку такой платежный механизм был основан на предварительном предоставлении денежных средств, используемых для расчетов, эмитенту карты, и банковский счет для учета данных денежных средств не использовался. Вместе с тем банковские предоплаченные карты не получили распространения. Используя диспозитивные нормы гражданского права, небанковскими операторами был реализован ряд схем расчетов, аналогичных или сходных с электронными деньгами (на базе сети "Интернет"). Такие платежные услуги в отличие от банковского обслуживания были более привлекательны для граждан в силу возможности регистрации пользователя в системе онлайн, быстроты операций, низких издержек, а также возможности совершения микроплатежей (до 100 руб.) [1, с. 267]. Небанковские же операторы получали при этом конкурентное преимущество перед банками, поскольку они не получали банковскую лицензию и не соблюдали пруденциальные требования.
Кроме того, одним из недостатков Положения N 266-П было то, что оно первоначально регулировало только один вид электронных денег - основанные на картах, но не затрагивала сетевой вид электронных денег (на базе сети "Интернет"), который и получил наибольшее распространение в России. Однако в 2008 г. в Положение N 266-П была введена норма, согласно которой "Положение не устанавливает требования к характеристикам банковской карты (карта с магнитной полосой, карта с микропроцессором, "скрэтч-карта", карта в электронном виде и прочие)". Данная норма позволила распространять правовой режим предоплаченных карт и на сетевые электронные деньги, считая их предоплаченными картами в электронном виде.
27 июня 2011 г. был принят Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ), которым впервые в России комплексно и на уровне закона урегулирован оборот электронных денег. Данный закон дал определение понятия электронных денег и определил основные права и обязанности операторов электронных денежных средств, до этого основывавших свою деятельность преимущественно на общих диспозитивных нормах гражданского законодательства.
Закон N 161-ФЗ дает следующее определение: "...электронные денежные средства - денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа". Далее делается исключение: "При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций".
После принятия Закона N 161-ФЗ Положение N 266-П не было отменено, а было приведено в соответствие с законом. В частности, изменено определение предоплаченной карты, которая отныне считается электронным средством платежа, используемым для осуществления перевода электронных денежных средств и возврата остатка электронных денежных средств.
В зарубежных странах с развитым рынком финансовых услуг правовое регулирование оборота электронных денег было инициировано раньше, чем в России, и к моменту принятия Закона N 161-ФЗ во многих таких странах (регионах) сложилась устойчивая нормативная правовая основа оборота электронных денег.
В Европейском союзе общественные отношения по поводу электронных денег урегулированы на уровне директив Европейского союза и национального законодательства, принятого во исполнение директив.
Первоначально в Европе в связи с появлением и развитием информационных технологий под электронными деньгами понимались все так или иначе хранимые и перемещаемые в электронной форме денежные средства, в частности, электронными деньгами считались кредитные и дебитные карты. После появления в начале 1990-х годов института, получившего в практике наименование "электронные деньги", стало выделяться широкое и узкое понятие электронных денег (последнее включало то, что мы в настоящее время понимаем под электронными деньгами). Однако уже в 1998 г. в Докладе Европейского Центрального Банка об электронных деньгах было использовано узкое понятие электронных денег, что свидетельствует об обособлении института электронных денег: ими обозначалось электронное хранилище денежной стоимости на техническом устройстве, которое может быть использовано для совершения платежей организациям, отличным от эмитента, без обязательного использования банковских счетов при совершении операций, но действующее как предоплаченный документ на предъявителя [2].
Позднее исследователи и власти Европейского союза отказались от широкого понятия электронных денег в пользу узкого, которое включает только средства платежа, не связанные с доступом к банковскому счету. Кредитные и дебитные карты при этом считаются самостоятельными институтами, представляющими собой инструменты удаленного доступа к банковскому счету.
В пункте 7 Преамбулы Директивы 2009/110/ЕС Европейского парламента и Совета Европы от 16 сентября 2009 г. об организации, осуществлении и пруденциальном надзоре над деятельностью эмитентов электронных денег, изменяющей Директивы 2005/60/EC и 2006/48/EC и отменяющей Директиву 2000/46/EC [3], указано: "Целесообразно ввести чистое определение понятия электронных денег, чтобы сделать его технически нейтральным. Это определение должно охватывать все ситуации, когда поставщик платежных услуг эмитирует предоплаченную хранимую стоимость в обмен на денежные средства, которая может быть использована в целях совершения платежа, поскольку принимается третьими лицами в качестве платежа".
В одноименной Директиве 2000 г. [4] (подп. (b) п. 3 ст. 1) давалось следующее понятие электронных денег: электронные деньги - денежная стоимость, представленная правом требования к эмитенту, которая хранится на электронном устройстве; эмитируется взамен полученных денежных средств суммой не меньше, чем эмитированная денежная стоимость; принимается в качестве средства платежа организациями, отличными от эмитента.
В Директиве 2009 г. определение подверглось некоторым изменениям. "Электронные деньги, - гласит п. 2 ст. 2 Директивы 2009 г., - означают электронно, в том числе на магнитном носителе, хранимую денежную стоимость, представленную в виде права требования к эмитенту, эмитированную в обмен на денежные средства для целей совершения платежных операций, как они определены в п. 5 ст. 4 Директивы 2007/64/EC, и которые принимаются физическим или юридическим лицом, отличным от эмитента".
Второй признак определения 2000 г. (эмитируется взамен полученных денежных средств суммой не меньше, чем эмитированная денежная стоимость), который был направлен на борьбу с неконтролируемой эмиссией новых денег, был убран из нового определения, поскольку многие юристы, прежде всего британские, во время действия Директивы 2000 г. отмечали, что этот признак позволяет выводить электронные деньги, эмитированные в сумме, большей, чем переданные денежные средства, из-под правового регулирования, поскольку в таком случае средство платежа не подпадает под понятие электронных денег. Реализовать преследуемую цель можно юридически грамотнее, создав вместо соответствующего признака в определении электронных денег отдельную норму о запрете необеспеченной эмиссии, что и было сделано в п. 1 ст. 11 Директивы 2009 г.: "Государства-члены должны обеспечить, что эмитенты электронных денег выпускают электронные деньги взамен переданных денежных средств по номиналу". В Директиве 2009 г. также в определение электронных денег включена "хранимая на магнитном носителе денежная стоимость", которая охватывает платежные (предоплаченные) карты и память жесткого диска компьютера.
В Великобритании в рамках имплементации Директивы 2009/110/ЕС Казначейством было принято Положение об электронных деньгах 2011 г., утв. Парламентом 19 января 2011 г.*(4). Определение электронных денег в п. 2.1 Положения об электронных деньгах 2011 г. практически дословно воспроизводит определение Директивы 2009 г. Однако Положение вводит в п. 3 исключения из данного понятия, т.е. случаи, при которых денежная стоимость, обладающая признаками электронных денег, тем не менее не считается в соответствии с Положением таковыми и не подпадает под соответствующее регулирование. Так, в соответствии с п. 3 Положения электронными деньгами не считается: денежная стоимость, хранимая на платежных инструментах, которые могут быть использованы для приобретения товаров и услуг только: (1) в помещении или на территории эмитента электронных денег; или в соответствии с коммерческим соглашением с эмитентом электронных денег в пределах ограниченной сети поставщиков товаров или услуг, или для ограниченного круга товаров или услуг; (2) денежная стоимость, которая используется для совершения платежных операций, исполняемых посредством любого телекоммуникационного, цифрового или информационного устройства, если приобретаемые товары и услуги доставляются и используются через телекоммуникационное, цифровое или информационное устройство, при условии, что оператор телекоммуникационного, цифрового или информационного устройства не действует только в качестве посредника между пользователем платежной услуги и поставщиком товаров и услуг.
Первое исключение имеет в виду случаи расчетов электронными средствами платежа, которые похожи по своим признакам на электронные деньги, но масштаб и широта их использования позволяет их отнести, скорее, к способам расчетов за отдельные товары и услуги, чем к деньгам. В данном случае поставщики товаров и услуг оказываются связанными определенными хозяйственными отношениями с эмитентом платежного инструмента (электронных денег). Например, горнолыжный центр выпускает карты, которые используются для расчетов клиентами горнолыжного центра не только за услуги, оказываемые горнолыжным центром, но и в кафе и ресторанах на территории горнолыжного центра (которые могут последнему не принадлежат). Карты пополняются наличными деньгами через терминал*(5). Второе исключение касается так называемой виртуальной валюты, которая используется для приобретения и продажи виртуальных товаров в различных сетевых сообществах: социальных сетях, виртуальных мирах и онлайн-играх. Пользователь приобретает предусмотренные соглашением с оператором счетные единицы - виртуальную валюту (как бы она ни называлась: голоса, очки, кредиты и т.д.), с помощью которых расплачивается за сервисы этой онлайн-игры, социальной сети и т.п. Например, в онлайн-играх виртуальная валюта используется для покупки усовершенствований для игрока, в так называемых виртуальных мирах - в основном как механизм обмена, в онлайн сообществах - для покупки очков (points), повышения статуса и престижа лица, в социальных сетях - для покупки очков, повышения статуса и престижа лица, а также как механизм обмена*(6). Аналогичный подход принят в Директиве Европейского парламента и Совета Европы от 13 ноября 2007 г. 2007/64/EC о платежных услугах на внутреннем рынке [5]: Директива не должна применяться к операторам, которые торгуют цифровыми товарами, так как их деятельность выходит за рамки простых платежных услуг [6]. Виртуальная валюта, на самом деле, не является валютой (деньгами), а представляет собой товар, покупаемый за деньги.
Инструкция Службы по финансовым услугам, созданная для обеспечения руководства по основным вопросам систем электронных денег, ищет пути разграничить электронные деньги и другие платежные инструменты, устанавливая, что "...при решении вопроса, используется ли отдельная схема электронные деньги или нет, необходимо принимать во внимание существо схемы" (draftAUTHApp 3.3.22G). Соответствующие показатели в этой оценке должны включать риски, возложенные на держателя, природу прав и обязанностей держателя, а также те действия, которые схема позволяет совершать держателю стоимости (draftAUTHApp 3.3.23G). Текст инструкции также добавляет, что "...любые искусственные свойства системы, которые скрывают или пытаются скрыть платежную функцию", скорее всего, не воспрепятствуют квалификации схемы в качестве использующей электронные деньги (draftAUTHApp 3.3.24G) [7].
По мнению Банка Англии, электронные деньги не являются законным платежным средством*(7).
В Нидерландах деятельность по эмиссии и обращение электронных денег регулируется Законом о финансовом надзоре, вступившим в силу 1 января 2007 г.*(8). По Закону о финансовом надзоре понятие "кредитная организация" включает слова "банк", а также "эмитент электронных денег". Эмитент электронных денег определяется как организация, не являющаяся банком, чья деятельность заключается в привлечении денежных средств, в обмен на которые выпускаются электронные деньги, с помощью которых могут быть совершены платежи, в том числе лицам, не являющимся эмитентом этих электронных денег. Закон о финансовом надзоре определяет электронные деньги (elektronischgeld) просто как денежную стоимость, хранящуюся на электронном устройстве или хранящуюся в удаленной централизованной расчетной системе. Как видно, это определение шире того, которое предлагает Директива 2009/110/ЕС.
Эмитенты электронных денег, учрежденные в Нидерландах, требуют получения лицензии от Банка Нидерландов. Без лицензии деятельность по привлечению денежных средств в целях эмиссии электронных денег запрещена. Исключение из запрета эмитировать электронные деньги без лицензии сделано для эмитентов электронных денег, стоимость которых не превышает 150 евро на одно электронное устройство-носитель, при условии, что общие обязательства эмитента, связанные с выпуском электронных денег, никогда не превысят 6 млн евро и при соблюдении некоторых других условий (ст. 1:5 Закона о финансовом надзоре) [8].
В США правовое регулирование оборота электронных денег является многоуровневым, поскольку к таким отношениям в той или иной части могут применяться нормы законов штатов, федеральных законов и общего права. Однако наибольшее распространение получили предоплаченные карты (storedvaluecards, иначе называемые "умными картами", англ. smartcards), поэтому большинство исследований посвящено именно им.
Органы государственной власти США, в том числе Совет директоров Федерального Резерва и Федеральная корпорация по страхованию вкладов, в свое время озвучивали позицию, согласно которой нет нужды вмешиваться путем государственного регулирования в отношения по поводу эмиссии и обращения электронных денег, поскольку это может навредить развитию этого нового института [7]. Между тем оборот электронных денег все же регулируется правом США.
Регулирование оборота электронных денег относится к компетенции штатов. В 2000 г. Национальной конференцией уполномоченных по единообразным законам штатов был принят Единообразный закон о денежных услугах США, который является модельным законом, рекомендованным к принятию во всех штатах США. Данный закон вводит понятие "хранимая стоимость" (storedvalue), которое является эквивалентом европейского понятия "электронные деньги". Хранимая стоимость обозначает денежную стоимость, подтвержденную электронной записью (п. 21 ст. 102 Закона). В свою очередь, денежная стоимость обозначает средство обмена, погашаемое или не погашаемое деньгами (п. 11 ст. 102 Закона).
Согласно мнению Федеральной Резервной Системы финансовые продукты с хранимой стоимостью должны иметь три признака: (1) карта или иное устройство, хранящее в электронном виде или предоставляющее доступ к определенной сумме денежных средств, истребуемых держателем устройства и доступных для совершения платежей другим; (2) устройство является единственным средством доступа к денежным средствам в обычном режиме; и (3) эмитент не учитывает средства, прикрепленные к устройству, на банковском счете держателя (в том числе предоставленных в виде кредита средств)*(9). В Единообразном законе о денежных услугах термин "хранимая стоимость" специально отделен от термина "устройство", поскольку на одном устройстве (например, предоплаченной карте) может быть записана хранимая стоимость разных эмитентов. Кроме того, стоимость может не храниться на идентифицируемом физическом объекте, но, вместо этого, может храниться с помощью чисто криптографических средств (например, в памяти компьютера, на интернет-сервере. - М.К.)*(10).
Таким образом, данный Закон распространяет свое действие на оборот электронных денег. Закон устанавливает требования в области лицензирования деятельности, взаимоотношений лицензиата (эмитента электронных денег) и его уполномоченных представителей (агентов), надзора за деятельностью по эмиссии электронных денег, ведению и представлению отчетности эмитентом в уполномоченные органы, в том числе касающейся противодействия отмыванию денежных средств, и требований к эмитенту, касающихся конфиденциальности информации, допустимых видов деятельности эмитента, собственных средств.
Во вводной записке к Единообразному закону о денежных услугах выделяются следующие виды инновационных платежных механизмов Интернета и хранимой стоимости, которые подпадают под регулирование Закона (раздел D вводной записки):
1. Хранимая стоимость.
2. Электронные деньги и механизмы платежа через Интернет.
3. Интернет-сертификаты (англ. internetscrip, данным термином обозначается стоимость, которая может быть обменяна через Интернет, но которая не может быть погашена деньгами (купоны, бонусные очки и т.п.)*(11)).
4. Перевод средств через Интернет.
5. Перевод и платеж в золоте и других драгоценных металлах.
6. Платежные сервисы оплаты чеков в Интернете.
Данная классификация не совсем понятна с точки зрения взгляда на юридическую природу электронных денег и не укладывается в юридические рамки. Так, электронные деньги и механизмы платежа через Интернет объединяются в один пункт, несмотря на то, что это разные по правовой природе институты: механизмы платежа через Интернет представляют собой обычные платежи с использованием банковского счета, осуществляемые через операционный (процессинговый) центр, функционирующий в Интернете, тогда когда электронные деньги являются тем, что Закон называет "хранимая стоимость", но почему-то указываются они раздельно. В самом Законе употребляется только понятие "хранимая стоимость", понятие "электронные деньги" не выделяется.
Еще одна отличительная черта американского Единообразного закона о денежных услугах по сравнению с российским и европейским регулированием - включение в сферу регулирования Закона оборота нефиатных электронных денег, так называемых Интернет-сертификатов (internetscrip) и электронных денежных единиц, выраженных в золоте и других драгоценных металлах*(12).
При этом Единообразный закон о денежных услугах исключил из сферы своего действия, подобно законодательству Европейского союза, одноцелевые финансовые продукты, которые представляют собой предоплату (аванс) за товары, работы, услуги, а не средство платежа (электронные деньги, хранимую стоимость). Сделано это путем определения хранимой стоимости через денежную стоимость, которая представляет собой "средство обмена". Термин "средство обмена" подразумевает, что обмениваемая стоимость принимается к оплате сообществом большим, чем стороны обмена*(13) (свойство быть принимаемым в платеж должно вытекать не из согласованной воли сторон сделки, а из согласованной воли сообщества, не связанного условиями сделки). До принятия Единообразного закона о денежных услугах некоторые юристы США относили одноцелевые финансовые продукты к хранимой стоимости. Так, С.М. О'Коннор в 1998 г. относил карты метрополитена, а также предоплаченные телефонные карты к так называемым предоплаченным картам (storedvaluecards) [9].
Однако по состоянию на 9 июня 2013 г. всего восемь штатов приняли Единообразный закон о денежных услугах: Аляска, Вашингтон, Техас, Арканзас, Айова, Вермонт, Пуэрто-Рико и Американские Виргинские острова. В остальных штатах правовое регулирование оборота электронных денег существенно отличается от предлагаемого Единообразным законом о денежных услугах. В некоторых штатах, в которых данный Закон не принят, к электронным деньгам применяются общие нормы о переводе денежных средств. Так, в Коннектикуте хранимая стоимость считается формой "электронного платежного инструмента". В Западной Вирджинии термины "перевод валюты" или "перевод денег" включают перевод денежных средств через выпуск и продажу предоплаченных карт, которые предназначены для всеобщего принятия в платеж и использования в коммерческих и потребительских сделках. Другие штаты (например, Техас до принятия Единообразного закона о денежных услугах) распространяют на оборот хранимой стоимости существующие законы штатов (в Техасе - Закон о продаже чеков) путем толкования. Власти Техаса в таком случае указывали, что деятельности по эмиссии и обороту хранимой стоимости предполагает привлечение денежных средств третьих лиц, что требует получения соответствующей лицензии по Закону о продаже чеков. В случае если законов штата, регулирующих оборот предоплаченных карт и хранимых в компьютерной памяти электронных денег, нет, может применяться общее договорное право штатов [10].
В США также на федеральном уровне действует Закон об электронном переводе средств*(14), который со времени внесения изменений в 2010 г. наряду с Единообразным законом о денежных услугах регулирует оборот объектов прав, сходных с электронными деньгами. Сфера действия Закона об электронном переводе средств отличается от сферы действия Единообразного закона о денежных услугах: первый устанавливает нормы о защите прав потребителей, тогда как второй преследует цели лицензирования и контроля.
Вместе с тем терминология данных законов отличается. Закон об электронном переводе средств использует понятия "предоплаченная карта общего пользования", "подарочный сертификат" и "подарочная карта магазина". Предоплаченная карта общего пользования представляет собой многоцелевой предоплаченный финансовый продукт (принимаемый в платеж лицами, отличными от эмитента), имеющий признаки электронных денег, тогда как подарочный сертификат и подарочная карта являются одноцелевыми финансовыми продуктами.
Термин "предоплаченная карта общего пользования" означает карту или другой платежный код или устройство, эмитированное лицом, которое:
погашается многочисленными не аффилированными продавцами или поставщиками услуг, или в банкоматах;
эмитируется в запрашиваемой сумме, могущей или не могущей, по выбору эмитента, быть пополняемой или перезагружаемой стоимостью по требованию держателя;
покупается или загружается на основе предоплаты;
принимается к оплате по предъявлении продавцу за товары или услуги, либо в банкоматах (§ 915(a)(2)(A)).
Закон об электронном переводе средств регулирует такие аспекты оборота предоплаченных карт общего пользования, как случаи и порядок взимания вознаграждения эмитента и других лиц, порядок раскрытия информации эмитентом, распределение ответственности сторон при списании денежных средств без согласия клиента.
Из изложенного выше следует, что в США понятие электронных денег отличается от европейского. Если на федеральном уровне Единообразный закон о денежных услугах и Закон об электронном переводе средств содержат достаточно близкие европейскому понятию "электронные деньги" понятия "хранимая стоимость" и "предоплаченная карта общего пользования", то законодательство большинства штатов США вообще не выделяет такого объекта прав и считает обычными денежными средствами, передаваемыми посредством электронного перевода с помощью различных правовых механизмов (как правило, по агентской схеме).
Подходы США и Европы к регулированию обращения электронных денег и вообще деятельности платежных систем расходятся настолько, что одна и та же платежная система PayPal*(15) в пользовательском соглашении для потребителей из Европейского союза провозглашает себя эмитентом электронных денег, а в США последняя в пользовательском соглашении указывает, что действует как агент пользователей в целях содействия совершению платежей. Европейское регулирование трактует платежную схему PayPal как некий "обмен денежных средств": "реальных денег" на "электронные деньги", тогда как американская интерпретация видит в той же технологической схеме прямой перевод "реальных денег" на счета пользователей системы в банках, являющихся по отношению к PayPal третьими лицами [7].
В азиатских странах с развитым рынком финансовых услуг подход к правовому регулированию электронных денег наиболее близок к тому, что принят к США на федеральном уровне.
В Сингапуре для обозначения электронных денег используется термин "хранимая стоимость" (storedvalue), а для обозначения ее носителя - "средство хранения стоимости" (storedvaluefacility)*(16). Средство хранения стоимости является, по утверждению Валютной службы Сингапура, формой предоплаченной электронной наличности или картой, которая может быть использована в пределах системы эмитента. Эмитент средства хранимой стоимости также известен как держатель хранимой стоимости. Однако не все средства хранимой стоимости являются электронными деньгами. Собственно, сам термин "электронные деньги" в законодательстве Сингапура не используется и, соответственно, употребляется преимущественно экономистами, нежели юристами.
Оборот средств хранимой стоимости в Сингапуре регулируется Законом о платежных системах (надзор) от 2006 г. N 1 [11].
В пункте 1 ст. 2 Закона о платежных системах (надзор) в редакции от 31 июля 2007 г. дается следующее определение средства хранимой стоимости:
средство (отличное от наличных денег) в материальной или электронной форме, которое покупается или приобретается иным способом лицом (в целях настоящего Закона именуемого пользователем) для использования его в качестве средства совершения платежей за товары и услуги на сумму в пределах хранимой стоимости, которая доступна для использования по условиям, применяемым к данному средству, при этом платеж за товары и услуги совершается держателем хранимой стоимости (эмитентом. - М.К.) в интересах пользователя средства хранимой стоимости (а не пользователем); или
все средства, указанные в подп. (а), при соблюдении обозначенных требований и условий.
При этом тот же п. 1 ст. 2 под хранимой стоимостью, по отношению к средству хранимой стоимости, понимает сумму денег, которая:
была уплачена заранее за товары и услуги, планируемые приобрести посредством использования средства предоплаченной стоимости;
доступна для использования в оговоренное время для совершения платежей в соответствии с условиями, применяемыми к средству хранимой стоимости;
хранится держателем средства хранимой стоимости (эмитентом. - М.К.).
В 2002 г. властями Сингапура была озвучена идея полностью отказаться от использования наличных денег в Сингапуре и ввести в оборот так называемое электронное законное платежное средство, которое заменило бы наличные деньги в повседневном обороте и сделало бы удобными и недорогими (по сравнению с безналичными деньгами) платежи на небольшие суммы. Основные тезисы этой концепции с несколькими вариантами развития были изложены в статье Директора по качеству Совета уполномоченных по валюте Сингапура ЛоуСян Кока "Электронное законное платежное средство Сингапура - предполагаемая концепция" [12]. Предполагаемый срок реализации этого проекта был назначен на 2008 г., однако до сих пор проект не реализован. Электронные деньги (средство хранения стоимости) продолжаются оставаться одним из средств платежа наряду с наличными деньгами и другими средствами.
В Гонконге законодательство оперирует термином "карта с хранимой стоимостью" (storedvaluecard). В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о банковском деле Гонконга*(17) карта с хранимой стоимостью означает карту (подобно вещи), на которой могут храниться и записываться данные в электронной, магнитной или оптической форме и за которую или в отношении которой лицо платит сумму денег эмитенту карты прямо или косвенно в обмен на:
(а) хранение стоимости переданных денег на карте полностью или частично; и
(б) либо
(1) принятие (в выраженной или подразумеваемой форме) эмитентом на себя обязательства о том, что при предъявлении карты эмитенту, независимо от того, требуется ли для этого дополнительное действие или нет, эмитент поставит товары или услуги (которые не должны включать деньги или денежную стоимость); или
(2) принятие (в выраженной или подразумеваемой форме) эмитентом на себя обязательства о том, что при предъявлении карты эмитенту или третьему лицу, независимо от того, требуется ли для этого дополнительное действие или нет, эмитент или третье лицо, в зависимости от обстоятельств, поставит товары или услуги (которые могут включать деньги или денежную стоимость).
Карты с хранимой стоимостью Законом о банковском деле подразделяются на одноцелевые карты (single-purposecards) и многоцелевые карты (multi-purposecards). Одноцелевой картой является карта с хранимой стоимостью, обладающая признаками, указанными в подп. (а) и (б)(1). Многоцелевыми картами согласно тому же п. 1 ст. 2 Закона о банковском деле Гонконга считаются карты с хранимой стоимостью, отличные от одноцелевых карт.
При этом в соответствии с п. (14)(d) Закона Министерство финансов Гонконга (HongKongMonetaryAuthority) может объявить отдельную карту с хранимой стоимостью или класс карт с хранимой стоимостью, не являющимися картой с хранимой стоимостью или классом карт с хранимой стоимостью, в зависимости от обстоятельств, для целей определения "карта с хранимой стоимостью" (вывести их из-под регулирования Закона). Многоцелевые карты аналогичны американским предоплаченным картам общего пользования и европейскими электронными деньгами в их карточном варианте. При этом так называемые сетевые электронные деньги в Гонконге остаются за пределами правового регулирования.
Своей правовой природой электронные деньги весьма схожи с безналичными деньгами. Основное отличие в том, что электронные деньги учитываются не на банковском счете, а на так называемом виртуальном счете в системе перевода электронных денег: в соответствии с п. 4 ст. 7 Закона N 161-ФЗ оператор электронных денежных средств учитывает денежные средства, предоставленные клиентом, путем формирования записи, отражающей размер обязательств оператора электронных денежных средств перед клиентом в сумме предоставленных им денежных средств (далее - остаток электронных денежных средств).
Все же электронные деньги и безналичные деньги - не тождественные понятия, несмотря на то, что безналичные деньги могут учитываться и передаваться посредством электронных каналов связи*(18). С. Овсейко пишет по этому поводу следующее: "...неправильно рассматривать электронные деньги как разновидность безналичных денег. Помимо отмеченных в таблице отличий*(19), у них есть еще одно, причем наиболее очевидное: безналичные деньги существуют в виде записей на банковских счетах, тогда как электронные деньги не учитываются на банковских счетах клиентов. Сумма покрытия, которую вносит в банк клиент, приобретающий электронные деньги, отражается не на персональном счете данного клиента, а на сборном счете, на который зачисляются средства, за счет которых будут погашаться все электронные деньги, выпущенные данным банком" [13]. В практике стало принято называть счет, ведущийся оператором электронных денежных средств, "электронным кошельком" или виртуальным счетом.
Электронные деньги, выраженные в российских рублях, с одной стороны, не могут считаться законным платежным средством в России, поскольку они производны от наличных и безналичных денег, которые необходимы как для их эмиссии, так и для погашения. Получается, платеж ими не может быть окончательным. С другой стороны, в Налоговый кодекс Российской Федерации [14] (далее - НК РФ) внесены изменения, позволяющие налоговым органам взыскивать налоги, сборы и другие обязательные платежи за счет электронных денежных средств лица (ст. 46, 48 НК РФ). Тот факт, что электронные деньги отныне могут приниматься в казну государства напрямую, видимо, свидетельствует о том, что электронные деньги стали законным платежным средством, а платежи ими - окончательными.
Таким образом, подводя итог изложенному выше, можно утверждать, что электронные деньги возникли в Европе и сформировались там как особый институт права, отражающий европейский подход к регулированию оказания платежных услуг. Европейская модель электронных денег с присущим ей правовым регулированием была перенесена в российскую правовую систему. Особенности правовых систем отдельных стран порождают соответствующие особенности регулирования оказания платежных услуг, обозначая аналогичные электронным деньгам объекты другими понятиями либо вообще не выделяя такого термина и используя другие юридические средства для описания таких отношений.
Список литературы
1. Электронные деньги и мобильные платежи: энциклопедия / коллектив авторов. - М.: КНОРУС: ЦИПСиР, 2009.
2. Van Hove Leo. Making electronic money legal tender: pros & cons // Economics for the Future, September 17-19 2003. http://www.econ.cam.ac.uk/cjeconf/delegates/vanhove.pdf (дата обращения: 08.11.2012).
3. Directive 2009/110/EC of The European Parliament and of The Council of 16 September 2009 on the taking up, pursuit and prudential supervision of the business of electronic money institutions amending Directives 2005/60/EC and 2006/48/EC and repealing Directive 2000/46/EC // Official Journal of the European Union L 267. - 10.10.2009. - P. 7-17.
4. Directive 2000/46/EC of The European Parliament and of The Council of 16 September 2009 on the taking up, pursuit and prudential supervision of the business of electronic money institutions // Official Journal of the European Union L 275. - 27.10.2000. - Р. 39-43.
5. Directive 2007/64/EC of the European Parliament and of the Council of 13 November 2007 on payment services in the internal market amending Directives 97/7/EC, 2002/65/EC, 2005/60/ EC and 2006/48/EC and repealing Directive 97/5/EC // Official Journal of the European Union. - 05.12.2007. - L319/1.
6. Генкин А.С. Планета Web-денег в XXI веке: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2008. - С. 182.
7. Kohlbach M. Making Sense of Electronic Money // Journal of Information Law & Technology. - 2004. - N 1. <http://elj.warwick.ac.uk/jilt/04-1/kohlbach.html> (18.10.2012).
8. Bas Jennen, Niels R. van de Vi-jver. Banking and Securities Regulation in the Netherlands. - The Hague: Kluwer Law International, 2010. - P. 9-10.
9. O'Connor Sean M. The De Minimis Exemption of Stored Value Cards From Regulation E: An Invitation to Fraud? // Richmond Journal of Law & Technology. Volume V, Issue 2, Winter 1998.
10. Miller Fred H., Harrell Alvin C. The Law of Modern Payment Systems. - WEST GROUP, 2003. - P. 525.
11. Payment systems (oversight) Act (revised edition of 31 July 2007) // Government Gazette. - 2006. - No. 7.
12. Low Siang Kok. Singapore Electronic Legal Tender (SELT) - A Proposed Concept // The Future of Money. - Paris: OECD PUBLICATIONS, 2002. - P. 147-158.
13. Овсейко С. Юридическая природа электронных денег // Юрист. - 2007. - N 9.
14. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газета. - 1998. - N 148, 149.
Аннотация
Статья представляет собой сравнительно-правовое исследование вопросов, связанных с определением понятия электронных денег по законодательству различных стран, определением видов электронных денег и особенностей правового регулирования их оборота. Автором делается вывод о наибольшей близости российского правового регулирования данной сферы отношений к европейскому.
М. Коростелев,
аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения
при Правительстве Российской Федерации,
специалист по гражданскому и банковскому праву,
по платежным системам и недропользовании
"Право и экономика", N 9, сентябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Указание Банка России от 3 июля 1998 г. N 276-У "О порядке выдачи разрешений кредитным организациям - резидентам на распространение платежных карт или предоплаченных финансовых продуктов других эмитентов" // Вестник Банка России. - 1998. - N 46.
*(2) Указание Банка России от 3 июля 1998 г. N 277-У "О порядке выдачи регистрационных свидетельств кредитным организациям - резидентам на осуществление эмиссии предоплаченных финансовых продуктов" // Вестник Банка России. - 1998. - N 46.
*(3) Положение об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием, утвержденное Банком России 24 декабря 2004 г. N 266-П // Вестник Банка России. - 2005. - N 17.
*(4) The Electronic Money Regulations 2011 of 2011 No. 99. Laid before Parliament on 19th January 2011 // http://www.legislation.gov.uk/uksi/2011/99/made (дата обращения: 20.10.2012).
*(5) Пример такого горнолыжного центра есть в России: горнолыжный центр "Райдер", ЗАО "Ильмен-Тау", г. Миасс, Челябинская область.
*(6) Corwin P. Virtual Currencies and Virtual Goods - Definitions and Revenue Streams in Social Networks // http://howtostartasocialnetwork.com/2009/12/07/virtual-currencies-and-vir tual-goods-definitions-and-revenue-streams-in-social-networks/ (дата обращения: 22.10.2012).
*(7) Ответ Банка Англии на обращение гражданина от 15.06.2009 // http://www.whatdotheyknow.com/request/is_electronic_money_actually_leg (дата обращения: 05.11.2012).
*(8) Wet op het financieeltoezicht. 28 september 2006. No. BWBR0020368 // http://wetten.overheid.nl/BWBR0020368/geldigheidsdatum_21-10-2012 (дата обращения: 21.10.2012).
*(9) Prefatory note to Uniform Money Services Act // http://www.uniformlaws.org/shared/docs/ money%20services/umsa_final04.pdf. - P. 9.
*(10) Комментарий к п. 12 ст. 102 Единообразного закона о денежных услугах (в тексте закона) // http://www.uniformlaws.org/shared/docs/money%20services/umsa_final04.pdf. - P. 22.
*(11) В России Закон N 161-ФЗ напрямую не говорит о том, регулируются ли купоны, бонусные очки и иные подобные платежные инструменты данным законом. Однако Банк России занял точку зрения, что выпуск лицами, не являющимися кредитными организациями, карт, в том числе "подарочных", "накопительных", "дисконтных", "бонусных", в целях их использования физическими лицами для расчетов с поставщиками услуг (товаров, работ), отличными от эмитентов карт, лицом, не являющимся кредитной организацией (оператором электронных денежных средств) не допускается. Тем самым, Банк России включает в сферу действия Закона N 161-ФЗ институты, аналогичные американским Интернет-сертификатам. См.: Информация Банка России от 28 февраля 2013 г. "О применении отдельных положений Федерального закона "О национальной платежной системе" // Вестник Банка России. - 2013. - N 15.
*(12) Prefatory note to Uniform Money Services Act // http://www.uniformlaws.org/shared/docs/ money%20services/umsa_final04.pdf. - P. 11, 12.
*(13) Комментарий к п. 10 ст. 102 Единообразного закона о денежных услугах (в тексте Закона). В комментарии к п. 12 ст. 102 также указано: "Поскольку денежная стоимость определяется как средство обмена, погашаемое или не погашаемое деньгами, только хранимая стоимость, которая представляет собой средство обмена, подтвержденное электронной записью, может квалифицироваться как хранимая стоимость в целях регулирования. Средство обмена должно быть чем-то, что широко применяется. Закрытые платежные системы как простые двусторонние единицы счета должны быть исключены из сферы регулирования".
*(14) Electronic Fund Transfer Act // 15 U.S.C. 1601 note.
*(15) https://www.paypal.com (дата обращения: 21.08.2013).
*(16) Аналог российского понятия "электронное средство платежа".
*(17) Chapter 155. BankingOrdinanceof 1 September 1986 // L.N. 199 of 1986.
*(18) В финансово-экономических исследованиях некоторых государственных учреждений Европейского союза ранее был принят подход, согласно которому термин "электронные деньги" включал безналичные деньги, передаваемые по электронным каналам связи. Позднее в связи с принятием Директивы Европейского союза 2000/46/EC об организации, осуществлении и пруденциальном надзоре над деятельностью эмитентов электронных денег указанный подход был изменен.
*(19) Автор в таблице отличий указывает на следующие отличия электронных денег от безналичных денег: первые с точки зрения бухгалтерского учета - объект, а последние - отражение, первые - не персонифицированы, тогда как последние - персонифицированы, при расчетах первыми расчеты производятся между должником и кредитором, тогда как при расчетах последними - между банком должника и банком кредитора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Понятие электронных денег по законодательству России и отдельных зарубежных стран с развитым рынком финансовых услуг
Автор
Коростелёв Максим Анатольевич - аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Научная специализация и проблематика - гражданское право, банковское право, платежные системы, недропользование.
Родился 18 декабря 1987 г. В 2010 г. окончил Российскую академию правосудия; в 2010-2011 - обучение в аспирантуре Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.
Автор следующих работ: "Правовой режим наличных денег: к вопросу о совершенствовании гражданского законодательства России" (Журнал российского права. 2012. N 12); "Правовая природа безналичных денег" (Актуальные проблемы современного права в научных исследованиях молодых ученых-юристов. Материалы научно-практической конференции аспирантов и соискателей. М., 2012); "Некоторые вопросы исполнения денежных обязательств с условием безналичных расчетов" (Сборник статей студентов, аспирантов, соискателей и преподавателей. М., 2013).
"Право и экономика", 2013, N 9