Комментарий к постановлению Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 N 821 "Об утверждении Правил принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, предоставленного государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений), при его ненадлежащем использовании"
Все имущество государственных (муниципальных) учреждений закрепляется за ними собственником на праве оперативного управления. В силу ч. 2 ст. 298 ГК РФ автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на данное приобретение. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, это учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на его приобретение, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, это учреждение тоже вправе распоряжаться самостоятельно (ч. 3 ст. 298 ГК РФ).
Земельные участки закрепляются за бюджетными учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (ч. 1 ст. 20 ГК РФ).
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение названного имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник указанного имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (ч. 2 ст. 296 ГК РФ).
Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 54 ЗК РФ.
В силу ч. 2 ст. 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается принудительно:
1) при ненадлежащем использовании земельного участка, а именно при:
- использовании земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
- порче земель;
- невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
- невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 55 ЗК РФ;
3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Исходя из ч. 1 ст. 54 ЗК РФ принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по приведенным выше основаниям осуществляется согласно вступившему в законную силу судебному акту об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания). Исключением из данного правила являются случаи изъятия земельного участка, предоставленного государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений). В силу ч. 2 ст. 54 ЗК РФ принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным по основаниям, названным в пп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК РФ, осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ, об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка).
Порядок принятия указанных решений устанавливается Постановлением Правительства РФ от 18.09.2013 N 821 "Об утверждении Правил принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, предоставленного государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений), при его ненадлежащем использовании" (далее - Правила N 821).
Эти правила определяют порядок принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, предоставленного государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений), при его ненадлежащем использовании.
Согласно п. 3 Правил N 821 решение об изъятии земельного участка принимается:
1) в отношении земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования;
2) на основании поступивших из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного земельного надзора, копий следующих документов, заверенных должностным лицом данного федерального органа исполнительной власти:
- предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства;
- акта проверки выполнения землепользователем предписания об устранении выявленного нарушения;
- иных документов, связанных с результатами проверки выполнения указанного предписания;
3) в двухмесячный срок со дня поступления копий документов, поименованных выше, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный принимать решение об изъятии земельного участка.
Напомним, что под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с Земельным кодексом, законодательством РФ в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В силу п. 1 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 689, государственный земельный надзор осуществляется:
1) Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии;
2) Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;
3) Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
В случае выявления при осуществлении государственного земельного надзора нарушений требований земельного законодательства федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление данного вида надзора, выдают землепользователям и землевладельцам предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В случае неустранения нарушений в установленный срок федеральный орган исполнительной власти, выдавший такое предписание, направляет копию акта проверки выполнения землепользователем и землевладельцем названного предписания с приложением копии предписания и иных связанных с результатами проверки документов в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Решение об изъятии земельного участка содержит (п. 4 Правил N 821):
1) основание для изъятия земельного участка;
2) наименование лица, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком которого подлежит прекращению;
3) кадастровый номер и площадь земельного участка, подлежащего изъятию.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный принимать решение об изъятии земельного участка, в течение семи рабочих дней со дня принятия решения об изъятии направляет посредством почтового отправления копию поименованного решения государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, в отношении которых принято решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также органу государственной власти или органу местного самоуправления, в ведении которых указанная организация находится.
А. Гусев,
к.п.н., редактор журнала "Бюджетные организации: акты и
комментарии для бухгалтера"
"Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 11, ноябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"