Особенности отражения в бухгалтерском учете операций по использованию бюджетных субсидий на возмещение убытка в сфере ЖКХ
Повышение эффективности использования средств в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) является предметом постоянного интереса органов государственной исполнительной власти. Одним из направлений этой работы в последнее время стала реорганизация предприятий ЖКХ из организационно-правовой формы государственных унитарных предприятий в форму бюджетных учреждений. В частности, такая реорганизация предусмотрена Постановлением Правительства Москвы от 14.03.2013 N 146-ПП "О проведении эксперимента по оптимизации деятельности отдельных государственных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере городского хозяйства города Москвы" (далее - Постановление N 146-ПП). В этой статье поговорим об отражении в учете операций по получению и использованию такими учреждениями субсидий на содержание и ремонт многоквартирных жилых домов (МКЖД).
В соответствии с Постановлением N 146-ПП девять государственных унитарных предприятий (ГУП) города Москвы (Дирекции единого заказчика) в 2013 году были преобразованы в государственные бюджетные учреждения. Основной целью указанных выше организационных мероприятий было осуществление мероприятий по реализации на территории районов города Москвы задач надежного, безопасного и качественного предоставления жилищных, коммунальных и прочих услуг, включая управление многоквартирными домами, а также благоустройства территорий и содержания объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры. При этом следует признать, что кроме названной цели, реорганизация государственных унитарных предприятий была предпринята для достижения иных целей, в частности:
- повышения уровня контроля со стороны органов исполнительной власти города Москвы за деятельностью и имуществом указанных организаций, ведь последние в соответствии с требованиями действующего законодательства имеют существенно больше рычагов влияния на бюджетные учреждения, чем на ГУП (более детально формируются государственные задания, в отличие от ГУП имущество за бюджетными учреждениями закреплено на праве оперативного управления, что ограничивает свободу последних в его самостоятельном использовании, и т.п.);
- в отличие от унитарного предприятия, являющегося ориентированной на получение прибыли коммерческой организацией, бюджетное учреждение относится к некоммерческим организациям, основным критерием деятельности которых является не рост прибыли, а целевое и эффективное использование средств. Поэтому бюджетное учреждение в меньшей степени заинтересовано в повышении цен на свои услуги, что является предпосылкой организации мер по противодействию росту коммунальных тарифов.
По первоначальным итогам анализа организации финансово-хозяйственной деятельности в реорганизованных бюджетных учреждениях ЖКХ остро встал вопрос отражения в их бухгалтерском учете операций по получению и использованию бюджетных субсидий на содержание и ремонт МКЖД, которые и ранее выделялись данным учреждениям для возмещения не полученных ими доходов по причине применения льгот по оплате услуг ЖКХ для отдельных категорий граждан.
Порядок получения и использования указанных бюджетных субсидий регламентирован Жилищным кодексом, а также Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП (далее - Постановление N 299-ПП), в соответствии с которыми размер предоставляемой бюджетной субсидии определяется как разница между доходом управляющей организации от начисления платежей за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по ценам, установленным Правительством Москвы, и фактически состоявшимися расходами, но не выше планово-нормативного расхода.
Если в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденного Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 N 92н, в бухгалтерском учете государственных унитарных предприятий суммы полученных бюджетных субсидий признавались прочими доходами и использовались вместе с остальной выручкой от оказания этих платных услуг населению в рамках единого баланса, то в бухгалтерском учете бюджетных учреждений указанное ПБУ не применяется, а операции по получению и использованию бюджетных субсидий и выручки от приносящей доход коммерческой деятельности отражаются строго обособленно друг от друга. Кроме того, учитывая, что бухгалтерская отчетность государственных бюджетных учреждений, в отличие от отчетности ГУП, носит сквозной характер, неверное отражение операций по получению и использованию бюджетных субсидий в бухгалтерском учете бюджетного учреждения может привести к существенным искажениям не только их бухгалтерской отчетности, но и бухгалтерской отчетности государственного сектора экономики в целом. Поэтому если государственный исполнительный орган выделяет учреждению бюджетные средства в форме субсидии, подлежащей отражению в бухгалтерском учете по коду источника финансового обеспечения 5 "Субсидии на иные цели", то и в бухгалтерском учете учреждения операции с данными средствами должны отражаться по аналогичному коду финансового обеспечения.
Конечно, в бухгалтерском учете бюджетных учреждений наработаны определенные методики разделения их собственных и возмещаемых из бюджета расходов. Например, в случае возмещения арендаторами части коммунальных затрат учреждения в учетной политике последнего зачастую регламентируется предварительное разделение данных затрат уже между источниками их покрытия на стадии их приема у поставщиков (исполнителей) по актам приема-сдачи. Однако в случае с организацией учета операций по использованию указанных бюджетных субсидий данный механизм неприменим, так как на момент отражения в бухгалтерском учете учреждения соответствующих фактических затрат разницу между ними и фактическими доходами от оказания услуг по содержанию МКЖД определить невозможно.
И наконец, указанные субсидии на иные цели, полученные для возмещения неполученных доходов бюджетного учреждения при реализации им услуг по содержанию и ремонту МКЖД, освобождены от обложения НДС на стадии их получения (п. 3 ст. 162 НК РФ). А с 1 января 2010 года в соответствии с пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями (независимо от их организационно-правовой формы), при условии приобретения ими данных работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги)*(1).
Рекомендуем в бухгалтерском учете бюджетного учреждения ЖКХ операции, связанные с оказанием им услуг населению по содержанию и ремонту МКЖД, а также по использованию бюджетных субсидий на частичное погашение соответствующих неполученных данным учреждением платежей, отражать следующим образом:
1. В течение текущего квартала все операции по получению выручки от оказания услуг по содержанию и ремонту МКЖД и формированию связанных с этим фактических расходов отражаются в бухгалтерском учете учреждения по коду источника финансового обеспечения 2 "Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения". При этом НДС на указанные доходы в соответствии с пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ не начисляется, а "входной" НДС, начисленный поставщиками соответствующих услуг, подлежит включению в состав фактических расходов учреждения на их оплату.
2. Полученные учреждением доходы в форме бюджетных субсидий на содержание и ремонт МКЖД учитываются по коду источника финансового обеспечения 5 "Субсидии на иные цели". При этом согласно требованиям п. 3 ст. 162 НК РФ полученные бюджетные субсидии относятся на прочие доходы учреждения с учетом включенного в их сумму НДС.
3. В конце текущего квартала на основании анализа соотношения доходов и расходов по аналитическим счетам учета операций по содержанию и ремонту МКЖД и в соответствии с требованиями и методиками, регламентированными Постановлением N 299-ПП, определяется сумма соответствующих фактических расходов (с детализацией по видам затрат), подлежащая переносу на код источника финансового обеспечения 5 "Субсидии на иные цели", которая переносится на указанный источник сторнировочными проводками.
Проиллюстрируем на примере порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения описанных операций.
Пример
Бюджетное учреждение, являющееся управляющей компанией в сфере ЖКХ, в III квартале 2013 г. получило бюджетную субсидию на погашение платежей по содержанию и ремонту МКЖД, недополученных в связи с применением льгот для отдельных категорий граждан, в сумме 1 180 руб. В извещении о выделении субсидии, а также в платежных документах на ее перечисление на счет учреждения выделен НДС в сумме 180 руб.
В течение III квартала фактические затраты учреждения на оплату услуг сторонних организаций по содержанию и ремонту МКЖД составили 2 560 руб. (в том числе НДС - 560 руб.).
Указанные операции подлежат отражению в бухгалтерском учете учреждения в следующем порядке:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | |
Начислена и получена выручка от оказания услуг по содержанию МКЖД | 2 205 31 560 | 2 401 10 130 | 1 180 | |
2 508 10 130 | 2 507 10 130 | 1 180 | ||
2 201 11 510 | 2 205 31 660 | 1 180 | ||
1 180 | ||||
Начислены и оплачены затраты на оказание услуг по содержанию МКЖД | 2 502 12 226 | 2 502 11 226 | 2 560 | |
2 109 60 226 | 2 302 26 730 (контрагент) | 2 560 | ||
2 302 26 830 | 2 201 11 610 | 2 560 | ||
(контрагент) | 2 560 | |||
Назначена и получена субсидия | 5 205 81 560 | 5 401 10 180 | 1 180 | |
5 508 10 180 | 5 507 10 180 | 1 180 | ||
5 201 11 510 | 5 205 81 660 | 1 180 | ||
- | 1 180 | |||
Возмещены убытки по услугам на содержание МКЖД за счет полученной субсидии (операция проводится в конце квартала; возмещению подлежат фактически произведенные платежи выбранных учреждением контрагентов в пределах сумм полученной субсидии с учетом осуществления этих платежей в соответствии с установленными планово-расчетными нормами): | ||||
- скорректированы убытки от приносящей доход деятельности; | 2 502 12 226 | 2 502 11 226 | (1 180) | |
2 109 60 226 | 2 302 26 730 (контрагент) | (1 180) | ||
- восстановлены убытки, перенесенные на деятельность, финансируемую по коду вида деятельности 5; | 5 502 12 226 | 5 502 11 226 | 1 180 | |
5 109 60 226 | 5 302 26 730 (контрагент) | 1 180 | ||
- перенесены платежи с приносящей доход деятельности на деятельность, финансируемую за счет субсидий на иные цели | 2 302 26 830 (контрагент) | 2 201 11 610 | (1 180) | |
- | (1 180) | |||
5 302 26 830 (контрагент) | 5 201 11 610 | 1 180 | ||
- | 1 180 |
Поскольку описанный порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетных учреждений операций по получению и использованию бюджетных субсидий на возмещение неполученных платежей на содержание и ремонт МКЖД прямо не регламентирован действующими нормативными актами, рекомендуем его прописать в учетной политике учреждения для целей бухгалтерского учета. Кроме того, в целях применения описанных выше налоговых льгот по НДС для управляющих организаций в сфере ЖКХ учетной политикой учреждения должен быть регламентирован порядок организации раздельного учета облагаемых и не облагаемых НДС доходов и расходов.
И. Гарнов,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) С этого же дня от обложения НДС освобождена и реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями независимо от их организационно-правовой формы, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций (пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ). При этом в соответствии с указанной нормой освобождение от обложения НДС коммунальных услуг, реализуемых управляющим компаниям, товариществам собственников жилья и другим вышеназванным налогоплательщикам, организациями коммунального комплекса, а также поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями, НК РФ не предусмотрено (см. Письмо Минфина РФ от 23.12.2009 N 03-07-15/169).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"