Этапы совершенствования сферы размещения заказов
Процесс совершенствования сферы размещения заказов находится в тесной взаимосвязи с деятельностью органов Федерального казначейства. Его можно разделить на несколько этапов.
С 1 января 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", положениями которого устанавливается обязательность ведения Реестра контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, а также определены основные требования к содержанию и порядку его ведения. Через год, с 1 января 2007 г., функции по ведению Реестра государственных контрактов, заключаемых от имени Российской Федерации, по итогам размещения заказов возложены на Федеральное казначейство.
Основной задачей Казначейства России и его территориальных органов на тот момент являлось включение в Реестр максимального количества сведений о контрактах, содержащих все необходимые реквизиты.
Для качественной организации исполнения новой функции Федеральным казначейством была проделана большая подготовительная работа: доработано программное обеспечение, закуплено необходимое оборудование, проведено обучение сотрудников центрального аппарата и территориальных органов, создана система электронного документооборота, готовились и направлялись письма разъясняющего характера.
В результате Федеральное казначейство создало Реестр, содержащий достаточно полную и достоверную информацию о заключенных от имени Российской Федерации государственных контрактах.
Важным этапом стало введение с 1 января 2011 г. в промышленную эксплуатацию единого информационного ресурса - Официального сайта Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru. Этот сайт позволил сформировать единое информационное пространство в сфере госзаказа. Его создание направлено на реализацию одного из самых главных принципов Закона N 94-ФЗ - открытость государственных закупок, поскольку обеспечивает доступ к информации всем участникам закупочного процесса.
Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по созданию, ведению, развитию и обслуживанию Официального сайта определены Министерство экономического развития РФ и Федеральное казначейство.
В целях обеспечения беспрепятственного доступа к Официальному сайту Федеральное казначейство и его территориальные органы уже с июля 2010 г. приступили к формированию и ведению Сводного перечня заказчиков, включающего в себя информацию обо всех организациях, которые попадают под действие Закона N 94-ФЗ в части обязательного размещения официальной информации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Для подготовки к этой работе УФК по Забайкальскому краю (впрочем, как и все территориальные органы Федерального казначейства) разъяснило заказчикам, почему необходимо представлять документы для включения их в Сводный перечень. Все заказчики после включения в Сводный перечень были обеспечены электронными цифровыми подписями.
В то же время в целях бесперебойного функционирования Официального сайта на органы Федерального казначейства были возложены функции по его сопровождению и техническому обслуживанию организаций, размещающих на нем информацию.
В соответствии с положениями Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" сведения о государственных и муниципальных контрактах и гражданско-правовых договорах учреждений с 1 января 2011 г. включаются в Единый реестр государственных контрактов, заключенных от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципальных образований, а также гражданско-правовых договоров федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъектов РФ, муниципальных бюджетных учреждений. Ведение Единого реестра осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Государственная функция по ведению Реестра контрактов осуществляется Федеральным казначейством в электронном виде. Реестр контрактов ведется на Официальном сайте.
Таким образом, 2011 г. принес много нового участникам сферы госзаказа как в области законодательства, так и в практической работе. Несомненно, появление Официального сайта явилось новым витком в развитии Российской системы государственного заказа.
Вступление в силу в 2012 г. Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" ознаменовало новый этап повышения прозрачности и открытости формирования затратной составляющей хозяйственной деятельности монополистов и хозяйствующих субъектов с государственным и муниципальным участием. Закон регламентирует закупки государственных корпораций, субъектов естественных монополий; организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, автономных учреждений, хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия государства или муниципального образования превышает 50%, филиалов всех указанных выше предприятий. Таким образом, состав клиентов, с которым пришлось работать органам Федерального казначейства в рамках реализации Закона N 223-ФЗ, значительно расширился.
Для обеспечения требований ст. 8 данного Закона с июля 2012 г. органы Федерального казначейства начали заблаговременно регистрировать юридические лица, которые подпадают под его действие, на Официальном сайте (с учетом поэтапного вступления в силу Закона N 223-ФЗ для отдельных категорий указанных юрлиц).
К этому времени УФК по Забайкальскому краю был накоплен значительный практический опыта в части информирования организаций по вопросам представления Сведений о контрактах для формирования и ведения Реестра контрактов, по вопросам необходимости включения в Сводный перечень заказчиков, по вопросам обеспечения регистрации на Официальном сайте в рамках Закона N 94-ФЗ. Наработанная практика была использована и при реализации отдельных положений Закона N 223-ФЗ.
В рамках обеспечения заблаговременной регистрации на Официальном сайте организаций, подпадающих под действие Закона N 223-ФЗ, УФК по Забайкальскому краю активно ведет работу в двух направлениях: осуществляет формирование Перечня организаций, являющихся заказчиками в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, и непосредственно обеспечивает заблаговременную регистрацию заказчиков, подпадающих под действие Закона N 223-ФЗ, на Официальном сайте в установленный законодательством срок.
Работа проводилась по уже апробированному сценарию: от осуществления организационных мероприятий, направленных на всеобщий охват юридических лиц, подпадающих под действие Закона N 223-ФЗ, до индивидуального общения с каждым заказчиком.
В результате УФК по Забайкальскому краю удалось создать благоприятные условия для осуществления заблаговременной регистрации заказчиков, подпадающих под действие Закона N 223-ФЗ, на Официальном сайте.
Законодательство о публичных закупках постоянно развивается, примером тому служит грядущее вступление в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Комплексная федеральная контрактная система ориентирована на обеспечение соответствия показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям бюджета. Это позволит более четко определить приоритеты, цели и результаты использования бюджетных средств, установить индикаторы, характеризующие их достижение, организовать на постоянной основе мониторинг эффективности бюджетных расходов. В свою очередь, залогом успешного функционирования федеральной контрактной системы является использование внушительного объема информации, содержащейся на Официальном сайте.
Е.Н. Мельникова,
начальник отдела ведения федеральных реестров
УФК по Забайкальскому краю
"Финансы", N 8, август 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансы"
Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал. Издается с 1926 г.
Учредители - Министерство финансов Российской Федерации и ООО "Книжная редакция "Финансы"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24300 от 27 апреля 2006 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-4427, 699-4333, 699-4385
тел./факс: 8 (495) 699-9616
Internet: http://www.finance-journal.ru/
Подписные индексы
"Роспечать" - 71027, 73442
"Пресса России" - 45493, 39414