На основании ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ энергоснабжающая организация обязана установить общий прибор учета тепловой энергии в тех многоквартирных домах, собственники которых до 1 июля 2012 года самостоятельно указанное оборудование не установили.
Прибор энергоснабжающая организация установила. Управляющая компания отказывается подписывать договор на установку общедомовых приборов учета тепловой энергии и акт о выполненных работах в связи с нежеланием жителей многоквартирного дома устанавливать данные приборы.
До какого момента общедомовой прибор учета будет оставаться в собственности энергоснабжающей организации?
В соответствии с ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) на ресурсоснабжающие организации возложена обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета (далее - ОПУ), включая приборы учета тепловой энергии, в тех многоквартирных домах, собственники которых до 1 июля 2012 г. самостоятельно указанное оборудование не установили.
При этом обязанность по оплате расходов энергоснабжающих организаций на установку ОПУ возникает у лиц, не исполнивших в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета, включая собственников помещений в многоквартирных домах (ч.ч. 5 и 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ). Граждане - собственники помещений, не исполнившие в установленный срок данной обязанности, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. Данное положение корреспондируется с п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Таким образом, если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили оснащение дома ОПУ, а также ввод установленного прибора учета в эксплуатацию до 01.07.2012, то ресурсоснабжающая организация должна была осуществить принудительную установку такого прибора учета на основании п. 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ. Отметим, что срок обязательной установки ОПУ ресурсоснабжающими организациями (при неисполнении этой обязанности собственниками) определен до 1 июля 2013 г.*(1) Оборудовав многоквартирный доме ОПУ, ресурсоснабжающая организация управомочена взыскать напрямую с собственников помещений многоквартирного жилого дома свои затраты на его установку путем выставления соответствующих счетов (абз. 2 п. 38.1 Правил N 491). В этой связи смотрите, к примеру, решение Арбитражного суда Томской области от 13.09.2013 по делу N А67-1297/2013.
В то же время ОПУ входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, п.п. 2, 5-7 Правил N 491). Установка таких приборов отнесена к видам работ по капитальному ремонту многоквартирного дома (п. 6 ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", п. 6 ч. 1 ст. 166 ЖК РФ). Принятие решения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме отнесено к исключительной компетенции общего собрания домовладельцев (п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Причем решение общего собрания по данному вопросу принимается квалифицированным большинством: не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).
Поскольку в рассматриваемой ситуации собственники помещений решения об установке ОПУ не принимали, то право общей долевой собственности на этот прибор учета у них не возникло.
Основания приобретения права собственности регламентированы гражданским законодательством. Так, в п. 2 ст. 223 ГК РФ указано, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. При этом граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством (п. 1 ст. 421 ГК РФ). Из содержания положений Закона N 261-ФЗ такой обязанности не следует.
Следовательно, заставить собственников многоквартирного дома приобрести право собственности на ОПУ тепловой энергии, принудительно установленный ресурсоснабжающей организацией, на наш взгляд, невозможно, пока они сами не примут соответствующего решения на общем собрании. Более того, отдельные суды признают такую установку ОПУ незаконной (смотрите, например, кассационное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 20.05.2011 по делу N 33-3335, решение Белевского районного суда от 14.02.2012 по делу N 2-17/12, решение Кировского районного суда г. Томска (Томская область) от 16.05.2013 по делу N 2-734/2013).
Вместе с тем, учитывая, что обязанность по оборудованию многоквартирных домов ОПУ возложена на ресурсоснабжающие организации в силу закона и в настоящее время не зависит от волеизъявления собственников, суд может обязать исполнителей коммунальных услуг (например, управляющую организацию и т.п.) принять в эксплуатацию ОПУ, находящийся в собственности установившей его организации (смотрите, например, решение Арбитражного суда Амурской области от 24.08.2013 по делу N А04-3813/2013, с которым можно ознакомиться на сайте: http://sudact.ru).
Однако факт принятия ОПУ в эксплуатацию сам по себе не означает возникновения у домовладельцев права собственности на этот прибор учета. Чтобы ОПУ стал частью общего имущества многоквартирного дома, он должен быть передан домовладельцам в общедолевую собственность, а для этого необходимо согласие собственников помещений. Действующее законодательство не допускает принудительного наделения частных лиц правом собственности на какое-либо имущество. По нашему мнению, оснащение многоквартирных домов приборами учета за счет средств ресурсоснабжающих организаций, в том числе при отсутствии согласия собственников помещений, направлено на ликвидацию безучетного потребления коммунальных ресурсов и никак не связано с возникновением у собственников помещений многоквартирного дома права общедолевой собственности на установленный прибор.
В то же время установка ОПУ тепловой энергии, принадлежащего ресурсоснабжающей организации, не лишает собственников дома возможности принять решение об установке такого прибора учета и включить его в общедомовое имущество.
Ответ подготовил:
адвокат Рижская Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
22 октября 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статьей 9.16 КоАП РФ установлена административная ответственность для должностных и юридических лиц за нарушение ими требований оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (смотрите, например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2013 N 17АП-6730/13).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.