Комментарий к определению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2013 N ВАС-12390/13 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
В комментируемом Определении ВАС РФ от 17.09.2013 N ВАС-12390/13 рассмотрена следующая ситуация.
По результатам камеральной проверки индивидуального предпринимателя территориальный орган ФСС принял решение о возмещении предпринимателю расходов, произведенных в связи с выплатой работнику страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. С целью получения денежных средств предприниматель предоставил фонду информацию о реквизитах универсального банковского счета физического лица. Фонд сообщил в письме, что на такой счет невозможно перечислить сумму компенсации пособия, поскольку он не предназначен для совершения расчетных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, например, для зачисления сумм возмещения расходов, произведенных в рамках обязательного социального страхования. Предприниматель, полагая, что фонд нарушил его права, обратился в суд с заявлением о признании действий территориального органа ФСС незаконными.
Суды всех инстанций поддержали позицию предпринимателя и указали, что нормативными правовыми актами в области обязательного социального страхования не предусмотрен порядок совершения расчетных операций, связанных с возмещением территориальными органами ФСС расходов страхователей. В частности, указанные нормативные правовые акты не запрещают перечислять сумму компенсации на личный счет страхователя-работодателя в банке.
Итак, в силу ст. 6 Федерального закона N 165-ФЗ*(1) предприниматель является страхователем по обязательному социальному страхованию. При этом отношения по названному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем (п. 1 ст. 9 Федерального закона N 165-ФЗ).
Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств (пп. 6 п. 2 ст. 12 Федерального закона N 165-ФЗ).
Согласно п. 1.1 ст. 7, пп. 7 п. 2 ст. 8 Федерального закона N 165-ФЗ наступление материнства - один из страховых случаев, страховым обеспечением которого являются пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие при рождении ребенка.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона N 165-ФЗ является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Исходя из положений ст. 1.4 Федерального закона N 255-ФЗ*(2) условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются названным законом, а также Федеральным законом N 81-ФЗ*(3).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета ФСС и за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных п. 1 ч. 2 данной статьи.
К сведению. В случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности - за счет средств бюджета ФСС (п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 255-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона N 81-ФЗ аналогично предусмотрено, что выплата государственных пособий производится за счет средств ФСС. При этом согласно п. 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в данном положении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Таким образом, застрахованное лицо в случае наступления страхового случая, включая основания для выплаты гражданам, имеющим детей, пособий в связи с рождением и воспитанием последних, имеет право на получение от страхователя страхового обеспечения (пособия) за счет средств ФСС при подтверждении оснований для выплаты такого обеспечения (пособия).
В рассматриваемом случае целевое использование средств социального страхования, которые предприниматель просит взыскать в свою пользу, органом социального страхования не оспаривается.
Предприниматель является страхователем по отношению к лицу, которому выплачено пособие по социальному страхованию, а не застрахованным лицом, в связи с чем ограничения, установленные абз. 2 п. 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, на порядок расчетов, осуществляемых между органом социального страхования и страхователем, не распространяются.
Кроме того, ни Федеральным законом N 165-ФЗ, ни Федеральным законом N 212-ФЗ*(4), ни иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области обязательного социального страхования, не предусмотрен порядок совершения расчетных операций, связанных с возмещением территориальным органом ФСС расходов, произведенных страхователем по обязательному социальному страхованию.
Получается, что действующим законодательством в области обязательного социального страхования не предусмотрено обязательное представление страхователем реквизитов расчетного счета в кредитном учреждении и не определено, на какой конкретно счет могут быть перечислены средства, возмещаемые страхователям-работодателям.
Соответственно, отказ контролирующего органа в возмещении понесенных страхователем расходов по социальному страхованию является неправомерным.
Также отметим, что положения ст. 2 Федерального закона N 212-ФЗ не содержат требований по открытию расчетных счетов индивидуальными предпринимателями в целях получения возмещения пособий по социальному страхованию, а лишь приводят понятие расчетного счета, открытого на основании договора банковского счета.
Статьей 28 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов об открытии (закрытии) счетов в банке в течение семи дней со дня открытия (закрытия) указанных счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в орган контроля за уплатой страховых взносов о счетах в банке, используемых ими в предпринимательской деятельности.
Однако данная обязанность возникает у индивидуальных предпринимателей только в случае открытия ими расчетного счета в банке на основании договора банковского счета. При этом действующее законодательство не связывает осуществление предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с обязательным наличием у него расчетного счета в банке.
Другими словами, отсутствие у страхователя расчетного счета в банке, открытого им в качестве индивидуального предпринимателя при наличии у него счета в ином кредитном учреждении, не может являться основанием для отказа в возмещении предусмотренной законом компенсации выплаченного единовременного пособия при рождении ребенка.
Итак, поскольку запрет на перечисление возмещаемых средств социального страхования на лицевой счет страхователя-работодателя нормативно не закреплен, не установлена обязанность по представлению названным страхователем сведений о наличии расчетного счета и поскольку предприниматель представил все документы, подтверждающие обоснованность произведенных расходов, то у контролирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа предпринимателю в осуществлении и произведении возмещения по мотиву отсутствия расчетного счета. Отметим, что аналогичное мнение приведено в Постановлении ФАС СЗО от 26.02.2006 N А21-5383/05-С1.
Р.В. Немирович,
эксперт журнала "Оплата труда:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера", N 11, ноябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
*(2) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
*(3) Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
*(4) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"