Комментарий к постановлению Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.09.2013 N А22-2122/2012
В комментируемом Постановлении ФАС СКО от 03.09.2013 N А22-2122/2012 рассмотрен иск медицинского учреждения, предъявленный территориальному фонду обязательного медицинского страхования, о недополучении в 2009-2010 годах денежных средств из средств фонда на выплату заработной платы работникам больницы.
Поводом для данного иска послужили взыскание, которое было вынесено решениями судов общей юрисдикции, с больницы в пользу ее работников сумм невыплаченной заработной платы и отказ фонда в добровольном возмещении образовавшихся убытков.
При рассмотрении дела судом было установлено, что согласно п. 7.12 Примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Республики Калмыкия от 31.10.2008 N 653пр, предусматривались выплаты компенсационного характера, рассчитываемые в процентном отношении к окладу (должностному окладу) без учета повышающих коэффициентов. Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях) на основании п. 7.1 этого положения отнесены к выплатам компенсационного характера. Аналогичный порядок расчета оплаты труда был установлен положением об оплате труда работников данной больницы.
Однако прокуратура опротестовала положение об оплате труда работников, действовавшее в больнице, в части начисления коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях. Сотрудники прокуратуры заявили, что это противоречит ст. 144, 148, 316 ТК РФ, устанавливающим порядок принятия систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, повышенную оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, размер и порядок применения районного коэффициента для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в соответствующих местностях.
Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в:
- федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
- государственных учреждениях субъектов РФ - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
- муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
При этом Правительство РФ может определять базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Таким образом, заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, предусмотренные Правительством РФ, обеспечиваются:
- федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета;
- государственными учреждениями субъектов РФ - за счет средств бюджетов субъектов РФ;
- муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 135 ТК РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей. В настоящее время действуют Рекомендации*(1).
Подпунктом "в" п. 5 Рекомендаций определено, что обязательными для применения на территории РФ являются нормы и условия оплаты труда, предусмотренные ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В частности, Правительством РФ установлены размеры районных коэффициентов (коэффициентов) и порядок их применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также размеры процентных надбавок к заработной плате работников за стаж работы в указанных местностях и порядок их выплаты.
Кроме этого, согласно ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке, определенном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и в размерах не ниже установленных данными нормативными актами размеров выплат.
На основании ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ. При этом сказано, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований определять более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, предусмотренного входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями.
При этом суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Сотрудники прокуратуры обратили внимание не только на вышеперечисленные нормы трудового права, но и на то, что Распоряжением Правительства РФ от 26.12.1991 N 199-р было отменено ограничение размера заработка, на который начисляются районные коэффициенты, коэффициенты за работу в пустынных, безводных местностях и в высокогорных районах и процентные надбавки за непрерывный стаж работы.
Таким образом, на основании вышеназванных нормативных актов прокуратура вынесла представление больнице, в котором сказано, что она должна произвести перерасчет заработной платы сотрудникам, на которую не начислялись коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях. Данное предписание указанное учреждение здравоохранения выполнило, в связи с чем у него образовался убыток. Поэтому больница обратилась в суд с взысканием данного убытка с территориального фонда ОМС, так как оказываемая больницей медицинская помощь в части, приходящейся на заработную плату работников больницы, оплачивалась страховой компанией в соответствии с заключенным между ними договором на предоставление медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования от 31.12.2008 в пределах средств, получаемых от территориального фонда ОМС.
Однако арбитры не поддержали иск больницы к территориальному фонду ОМС. Свою позицию они аргументировали следующим образом: деятельность территориальных фондов ОМС, источники формирования денежных средств, аккумулируемых фондами, регулируются в спорном периоде законами N 1499-1*(2) и N 326-ФЗ*(3). В соответствии с этими законами организация обязательного медицинского страхования на территориях субъектов РФ отнесена к полномочиям РФ в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ. Непосредственно к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере обязательного медицинского страхования относится, в частности, утверждение бюджетов территориальных фондов и отчетов об их исполнении.
Расходы бюджетов территориальных фондов, контролируемые Федеральным фондом и субъектами РФ, осуществляются в целях финансового обеспечения: выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования; исполнения расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий РФ в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и (или) Правительства РФ в сфере охраны здоровья граждан; исполнения расходных обязательств субъектов РФ, возникающих в результате принятия законов и (или) нормативных правовых актов субъектов РФ.
Кроме этого, размер расходов из формируемого в составе бюджета территориального фонда нормированного страхового запаса, размер и цели использования средств которого устанавливаются законом о бюджете территориального фонда, строго регламентирован.
В соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории Республики Калмыкия на 2009 и 2010 годы тарифы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС, включают расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария и т.п. Усредненная структура тарифа в системе ОМС на 2009-2010 годы дана в Тарифном соглашении на соответствующий год.
Арбитры также обратили внимание на тот факт, что средства фонда на оплату труда формировались в 2009-2010 годах на основании ошибочных сведений о расходах, представлявшихся больницей, что ею и не оспаривается.
Таким образом, из приведенных норм законодательства, а также установленного факта следует, что фонд не включил тарифы на оплату медицинской помощи в часть компенсационных выплат по вине самой больницы, так как она представила фонду неверные сведения о предстоящих расходах на оплату труда. Это значит, что формирование бюджетов территориальных фондов в виде законов на соответствующий год из определенных источников поступления денежных средств и строго целевое их расходование исключают возможность признания фонда неосновательно обогатившимся за счет средств истца (больницы).
Е.С. Конева,
эксперт журнала "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 11, ноябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 год, утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21.12.2012, протокол N 11.
*(2) Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
*(3) Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"