Несовершеннолетний учащийся начал обучение в образовательном учреждении Пермской области с начала учебного года, а с 1 октября 2013 года вступило в силу решение суда о лишении обоих его родителей родительских прав.
Полагается ли ему с 1 октября 2013 года ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, которое выплачивается детям-сиротам и лицам, приравненным к ним? Если да, то каков порядок выплаты пособия?
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ).
Круг лиц, на которых распространяются предусмотренные Законом N 159-ФЗ гарантии, определен в ст. 1 данного закона. Так, статус детей-сирот имеют лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. А дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в том числе и в связи с лишением их родительских прав. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Законом N 159-ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Иными словами, приобретение статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель связывает исключительно с фактом утраты ими родительского попечения до достижения совершеннолетия. По смыслу приведенных норм только в этом случае граждане приобретают право на дополнительные меры социальной поддержки в соответствии с Законом N 159-ФЗ, в том числе и при получении профессионального образования (ст. 6 Закона N 159-ФЗ).
В числе одной из таких мер указана выплата ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей (далее - пособие) в размере трехмесячной стипендии, которая производится детям-сиротам и лицам, приравненным к ним, обучающимся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (п. 5 ст. 6 Закона N 159-ФЗ). Аналогичное положение закреплено в п. 4 ст. 5 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Порядок выплаты такого пособия регламентируется законами субъектов РФ и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ. В частности, п.п. 1-4 Порядка выплаты ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в государственных краевых и муниципальных образовательных учреждениях, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 23.03.2007 N 40-п (далее - Порядок) определено, что пособие выплачивается в течение всего периода обучения по очной форме на основании приказа образовательного учреждения путем перечисления средств на лицевые счета учащегося, а при необходимости выдается наличными деньгами по ведомости. При этом срок выплаты пособия установлен не позднее 30 дней с начала учебного года.
По нашему мнению, обязанность соблюдения срока выплаты данного пособия, с учетом его целевого назначения, адресована образовательному учреждению. То есть в этот период времени образовательное учреждение обязано предоставить в распоряжение учащегося указанную в приказе сумму пособия. То обстоятельство, что учащийся приобрел статус лица, оставшегося без попечения родителей, после истечения этого срока не может умалять его право на социальную поддержку, предоставленное ему государством.
В соответствии со ст. 4 Закона N 159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. При этом Закон N 159-ФЗ не связывает предоставление обучающимся дополнительных компенсационных выплат ни с датой издания приказа образовательного учреждения, ни с истечением сроков таких выплат, установленных законодательством субъектов РФ. Из смысла этого нормативно-правового акта следует, что дополнительные гарантии по социальной защите предоставляются указанной категории граждан с момента возникновения права на их получение (смотрите, например, решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 20.02.2012 по делу N 2-562/2012). Применительно к рассматриваемому случаю такое право возникло у учащегося с даты вступления в законную силу решения суда о лишении его родителей родительских прав.
Таким образом, даже если несовершеннолетний к моменту начала учебного года не являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, он наделяется правом на получение ежегодного пособия с момента его отнесения к указанной категории лиц. В противном случае такие дети будут поставлены в неравное положение с остальными обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения других специалистов. Рекомендуем обратиться за официальными разъяснениями в Минобрнауки России.
Ответ подготовил:
адвокат Рижская Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
8 ноября 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.