У нас проходило сокращение численности работников. Мы не уведомили службу занятости об этом. Может ли такое неуведомление послужить основанием для признания нарушения процедуры увольнения и, соответственно, повлечь восстановление работников?
При принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости. Однако считаем, что нарушение данной обязанности не может служить основанием для восстановления работника, поскольку такое неуведомление не нарушает права работника.
Обоснование. Увольнение в связи с сокращением численности или штата работников предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Процедура увольнения по данному основанию регламентирована нормами ТК РФ.
Регулирование трудовых отношений осуществляется Трудовым кодексом, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права. Следовательно, работодатель должен руководствоваться не только ТК РФ, но и иными нормативными актами при проведении сокращения.
В силу п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1) при принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
Однако нарушение данной обязанности не свидетельствует о нарушении прав граждан при соблюдении процедуры увольнения (своевременное уведомление работника, предложение иных вакансий, соблюдение преимущественного права на оставление на работе, выплата компенсаций и пр.). Поэтому считаем, что неуведомление службы занятости о предстоящем сокращении не может служить основанием для вывода о незаконности увольнения.
Отметим, что неуведомление службы занятости может повлечь административную ответственность работодателя по ст. 5.39 КоАП РФ. В частности, данной нормой предусмотрен административный штраф в размере от 1 000 до 3 000 руб. за несвоевременное предоставление или непредоставление информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами.
Судебная практика: Кассационное определение ВС Удмуртской Республики от 19.12.2011 по делу N 33-4458/11. Как указано в ч. 2 ст. 25 Закона N 1032-1, работодатель обязан в письменной форме сообщить о планируемом сокращении в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника. Вместе с тем орган службы занятости населения не является стороной трудовых правоотношений, в связи с чем его неуведомление не может свидетельствовать о нарушении порядка увольнения работников. Уведомление органа службы занятости населения о принятии решения о ликвидации организации и возможном расторжении трудовых договоров является одной из форм содействия работодателей в обеспечении занятости населения, следовательно, неисполнение Закона N 1032-1 в указанной части может повлечь негативные последствия только для работодателя.
А.И. Сувернева,
эксперт журнала "Отдел кадров коммерческой организации"
1 ноября 2013 г.
"Отдел кадров коммерческой организации", N 11, ноябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"