Комментарий к постановлению Правительства РФ от 26.08.2013 N 739
Утверждено Положение об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, а также внесены изменения в целый ряд нормативно-правовых документов Правительства РФ. Согласно поправкам, ФСФР отлучили от контроля за деятельностью страховщиков с перераспределением этих функций в пользу Центробанка России.
Комментируемым документом (далее также - Постановление N 739) утверждено Положение об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений (далее - Положение), а также внесены изменения в целый ряд нормативно-правовых документов Правительства РФ. Согласно изменениям ФСФР отлучили от контроля за деятельностью страховщиков с перераспределением этих функций в пользу Центробанка России.
Начнем с рассказа о Положении, согласно которому с 1 января 2014 года уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений в части осуществления деятельности по:
- государственному регулированию в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, является Министерство финансов РФ;
- контролю за соблюдением ПФР законодательства РФ о формировании и об инвестировании средств пенсионных накоплений - Министерство труда и социальной защиты РФ.
Положение содержит перечень функций Минфина и Минтруда России для выполнения возложенных на них обязанностей. В частности, Министерство финансов РФ определяет перечень рейтинговых агентств, рейтинги которых используются для целей Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ". В этом смысле комментируемое Положение утверждено во исполнение пункта 4 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ, согласно которому перечень рейтинговых агентств, рейтинги которых используются для целей настоящего Федерального закона, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (т.е. Минфином России). Указанным законом предусмотрено, что в структуре инвестиционного портфеля должны быть ценные бумаги, эмитенту которых присвоен рейтинг долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте одним из международных рейтинговых агентств (ст. 28 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ).
Минтруд России, как уполномоченный в соответствии с комментируемым Положением орган, выполняет функции, за исключением функций по контролю за ПФР, которые Федеральным законом от 24.07.2002 N 111-ФЗ отнесены к функциям Центрального банка РФ. Перечень указанных функций, которые должен выполнять ЦБ РФ, содержится в статье 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ. Функции Минтруда России, согласно комментируемому Положению, сведены, главным образом, к утверждению соответствующих форм отчетов и рассмотрению отчетов ПФР.
От ФСФР к ЦБ РФ
Говоря об изменениях, которые произошли в актах Правительства РФ, отметим, что все они в большинстве своем касаются организационных моментов (межведомственного взаимодействия Минтруда, Центробанка и Минфина России) и на деятельности организаций и предпринимателей никак не скажутся. Так, например, согласно комментируемому документу Федеральная служба по финансовым рынкам со следующего года не является органом, осуществляющим нормативно-правовое регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, а также надзор и контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (подп. "б" п. 6 Изменений, утв. Постановлением N 739). Соответственно изменениям подверглись и функции Минтруда России, связанные с необходимостью согласования своих действий с ФСФР России. Также и в Правилах корректировки совокупного инвестиционного портфеля управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление накоплениями для жилищного обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2005 N 407, многие функции от ФСФР России перешли Центробанку.
ОСАГО
Благодаря Постановлению N 739 со следующего года произойдут существенные изменения в области контроля страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Так, документ предусматривает, что предоставление информации может осуществляться с использованием автоматизированной информационной системы с участием ЦБ РФ путем обмена документами и сведениями, предусмотренными специальным перечнем информации, аккумулируемой Центробанком России. В соответствии с комментируемым документом перечень дополнен новыми тремя пунктами:
- информация, необходимая для осуществления расчетов между страховщиками в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков;
- информация о наличии или отсутствии страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- информация, необходимая для анализа экономической обоснованности страховых тарифов.
Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта
Согласно внесенным поправкам, при определении фиксированной страховой выплаты со следующего года необходимо пользоваться не приложением N 5 к постановлению Правительства РФ от 03.11.2011 N 916, а Правилами расчета суммы страхового возмещения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.11.2012 N 1164. В соответствии с этими же Правилами будет определяться и размер дополнительной фиксированной страховой выплаты. Кроме того, комментируемым документом увеличен размер дополнительной фиксированной страховой выплаты, который выплачивается для категории "ребенок-инвалид" - с 1,4 миллиона до 2 миллионов рублей.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 20, октябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.