7 сентября 2007 г.
Приказом Минтранса РФ от 7 сентября 2007 г. N 133 преамбула настоящего приказа изложена в новой редакции
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; N 35, ст. 3607; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 29; N 27, ст. 3213) приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие Федеральные авиационные правила "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов".
Директор |
В.И. Андреев |
------------------------------
* Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 15.02.96 г. N 1031.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 августа 2000 г.
Регистрационный N 2369
Приказом Минтранса РФ от 7 сентября 2007 г. N 133 в настоящие Федеральные авиационные правила внесены изменения
См. текст Федеральных авиационных правил в предыдущей редакции
Федеральные авиационные правила
"Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов"
(утв. и введены в действие приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 6 мая 2000 г. N 121)
7 сентября 2007 г.
О Федеральных авиационных правилах см. справку
1. Общие положения
1.1. Настоящие Федеральные авиационные правила обязательной сертификации организаций, осуществляющих аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации (далее - Правила), разработаны в соответствии с действующими и нормативными правовыми актами в области обеспечения безопасности полетов, сертификации в гражданской авиации.
1.2. Обязательная сертификация в области по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации проводится в целях:
- создания условий для эффективной деятельности воздушного транспорта Российской Федерации;
- обеспечения необходимого уровня безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности;
- защиты интересов пассажиров при пользовании услугами воздушного транспорта.
1.3. Аэропортовая деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации включает в себя:
- эксплуатационное содержание и текущий ремонт аэродромных покрытий, водоотводных и дренажных систем, грунтовой части летного поля, внутриаэропортовых дорог и привокзальной площади;
- разработку изменений к схемам руления воздушных судов на перроне и местах стоянок; обеспечение информацией об ограничениях, действующих на аэродроме; внесение изменений в документы аэронавигационной информации;
- согласование и контроль за строительством объектов на аэродроме и приаэродромной территории;
- подготовку документации по вводу вертолетных площадок в эксплуатацию в зоне ответственности аэропорта и осуществление контроля за их техническим состоянием;
- обеспечение работ по ликвидации последствий авиационных происшествий имеющимися в наличии средствами и техникой в составе аварийно-спасательной команды аэропорта;
- орнитологическое обеспечение;
- обеспечение контроля за работой сторонних подрядных организаций на аэродроме;
- обеспечение спецмашинами и средствами механизации работ по эксплуатационному содержанию аэродрома и восстановительному ремонту искусственных покрытий;
- обеспечение спецмашинами перевозок в пределах аэропорта работников, хозяйственных и иных грузов;
- обеспечение спецмашинами работ по организации аварийно-спасательных работ, медицинскому обеспечению полетов, расследованию авиационных и транспортных происшествий;
- организацию технической эксплуатации и ремонта спецтранспорта согласно требованиям инструкций предприятий-изготовителей;
- обеспечение подготовки и аттестации водителей и руководителей подъезда (отъезда) к воздушному судну по соблюдению правил движения спецмашин на перроне с выдачей допуска;
- эксплуатацию грузоподъемных машин и механизмов;
- техническое обслуживание и ремонт спецмашин, средств механизации, технологического оборудования;
- обеспечение спецмашинами работ по проведению технического обслуживания воздушных судов;
- обеспечение спецмашинами работ по заправке авиационными горючесмазочными материалами и специальными жидкостями (далее - авиаГСМ) воздушных судов, сливу авиаГСМ из баков воздушных судов;
- встреча и сопровождение воздушных судов.
1.4. Правила содержат сертификационные требования, которые предъявляются к организациям, желающим осуществлять или осуществляющим деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности (далее - Заявитель).
1.5. Сертификация проводится в установленном порядке уполномоченным органом в области гражданской авиации и его территориальными органами.
1.6. Действие Сертификата соответствия может быть приостановлено, в Сертификат соответствия могут быть внесены изменения уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальными органами, выдавшими этот документ, в порядке, установленном воздушным законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.
1.7. Сертификат соответствия может быть аннулирован решением выдавшего его уполномоченного органа в области гражданской авиации или его территориального органа в порядке, установленном воздушным законодательством Российской Федерации.
1.8. Проведение обязательной сертификации деятельности по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации осуществляется возмездно.
1.9. Осуществление деятельности по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации без Сертификата соответствия или с нарушением порядка, установленного настоящими Правилами, не допускается.
1.10. В целях применения настоящих Правил к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов, кроме уже указанных, используются следующие термины, определения и сокращения:
- Аэродром - участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
- Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.
- Международный аэропорт - аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля (п. 4 статьи 40 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации").
- Деятельность, осуществляемая юридическими лицами по обеспечению взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, их технического обслуживания и заправки авиационными горюче-смазочными материалами, коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов, далее по тексту - "аэропортовая деятельность".
- Комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, далее по тексту - "аэродромное обеспечение".
- Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам Системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации для подтверждения соответствия сертифицированного юридического лица установленным требованиям.
1.11. Сертификация организаций-заявителей проводится с применением процедур, утвержденных в установленном порядке.
2. Требования, предъявляемые к Заявителю
2.1. Требования к организационной структуре;
2.1.1. Для осуществления аэропортовой деятельности по аэродромному обеспечению полетов Заявитель должен иметь в своей структуре аэродромную службу (подразделение) и службу спецавтотранспорта (подразделение).
Состав и название указанных служб (подразделений) могут изменяться в зависимости от организационной структуры аэропорта Заявителя.
2.1.2. Организация и управление функциональной деятельностью служб (подразделений), осуществляющих аэродромное обеспечение полетов, должны быть определены:
- организационной структурой Заявителя, утвержденной в установленном порядке;
- положениями о службах (подразделениях), утвержденными в установленном порядке;
- штатным расписанием, утвержденным в установленном порядке.
2.1.3. Положения о службах (подразделениях) должны содержать:
- общие положения, отражающие статус, назначение и подчиненность службы (подразделения) в соответствии с учредительными документами и организационной структурой Заявителя;
- основные задачи службы (подразделения), возложенные на службу (подразделение) в соответствии с документами, регламентирующими ее деятельность;
- функции службы, включающие перечень работ, выполняемых службой в соответствии с возложенными на нее задачами;
- перечень документов, регламентирующих деятельность службы (подразделения);
- структуру службы (подразделения).
2.1.4. Структура подразделений Заявителя, занимающихся аэродромным обеспечением, должна состоять из администрации, эксплуатационных участков, где группируются по технологическим признакам персонал и спецмашины, ремонтной мастерской для проведения технического обслуживания и ремонта спецмашин.
Ремонтная мастерская должна состоять из ремонтных участков, которые должны быть оснащены оборудованием в соответствии с технологическим процессом технического обслуживания и ремонта спецмашин.
2.2. Требования к функциональной деятельности
2.2.1. Функциональная деятельность Заявителя должна осуществляться согласно утвержденному руководителем Заявителя плану мероприятий по содержанию и ремонту аэродрома, табеля выделения спецмашин и механизмов, разрабатываемого с учетом объема выполняемых работ, который должен составляться два раза в год на осенне-зимний период и весенне-летний период.
2.2.2. План мероприятий должен включать:
объемы работ на планируемый период;
способы и сроки выполнения работ;
расчетные значения потребной численности личного состава на планируемый объем работ;
расчетные значения количества машин и механизмов, материалов и топлива для содержания и ремонта летного поля.
2.2.3. Обеспечение спецмашинами других служб (подразделений) Заявителя должно производиться согласно плану распределения (табеля выделения), разрабатываемого с учетом объема выполняемых работ и утвержденного его руководителем. Выделение спецмашин для хозяйственных нужд должно осуществляется на основании заявок соответствующих служб.
2.2.4. Заявитель должен иметь на текущий год план подготовки к осенне-зимнему периоду (весенне-летнему периоду), который должен утверждаться руководителем Заявителя и содержать перечень планируемых мероприятий, сроки их выполнения, ответственных лиц и отметку о выполнении мероприятий.
2.2.5. Для учета производственной деятельности службы (подразделения) Заявителя должны иметь:
- журнал учета и контроля выполняемых работ;
- журнал выхода спецавтотранспорта на линию;
- журнал учета наработки (пробега) спецавтотранспорта.
2.2.6. Заявитель должен иметь утвержденный руководителем организации документ о фактических данных элементов летного поля с указанием типа, размеров и очередности очистки элементов аэродрома, внутриаэропортовых дорог и привокзальной площади.
2.2.7. Заявитель должен иметь альбом технологических карт выполнения работ по эксплуатационному содержанию и восстановительному ремонту аэродромных покрытий, содержащих информацию по используемым методам и средствам.
2.2.8. Технология работы по аэродромному обеспечению полетов должна соответствовать положениям руководства по организации работы и обслуживанию спецавтотранспорта аэропортов и руководству по эксплуатации гражданских аэродромов.
2.2.9. Для выполнения работ по эксплуатационному содержанию и восстановительному ремонту искусственных покрытий допускается использование только сертифицированных материалов.
2.2.10. В службах, осуществляющих аэродромное обеспечение полетов, должна быть отработана схема взаимодействия эксплуатационных участков, ремонтной мастерской, персонала между собой.
2.2.11. Взаимодействие служб Заявителя с другими службами аэропорта должно осуществляться в соответствии с утвержденной руководителем аэропорта технологией взаимодействия аэродромной службы со службой движения и другими наземными службами, обеспечивающими полеты (далее - технология взаимодействия).
На аэродромах совместного базирования технология взаимодействия утверждается совместно руководителями секторов гражданской, государственной и (или) экспериментальной авиации.
Изменения и дополнения в технологию взаимодействия в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации гражданских аэродромов, вносятся до 1 октября каждого года и утверждается приказом по аэропорту.
2.2.12. Управление аэропортовой деятельностью и схема взаимодействия служб, осуществляющих аэродромное обеспечение полетов, между собой и с другими службами должны обеспечивать выполнение основных правил безопасности и регулярности полетов воздушных судов, исключать случаи повреждения воздушных судов на земле при техническом обслуживании воздушных судов, эксплуатационном содержании аэродрома, выполнении транспортных работ в аэропорту.
2.2.13. Технология взаимодействия должна содержать:
указание должностного лица, определяющего готовность аэродрома к полетам, разрешающего и запрещающего прием и выпуск воздушных судов;
требования к проведению работ на летном поле;
требования при выезде транспортных средств на летные полосы, рулежные дорожки и другие рабочие площади;
требования при выполнении работ на аэродроме сторонними организациями;
обязанности ответственных должностных лиц, обеспечивающих выполнение полетов, до начала проведения работ, в процессе выполнения работ, после выполнения работ на летном поле;
требования при замере коэффициента сцепления;
инструкцию по ведению журнала учета состояния летного поля;
позывные абонентов;
позывные аэродромных машин, назначаемые в соответствии с их типом и гаражным номером;
фразеология радиообмена между абонентами и аэродромной службой;
порядок вызова и ответа на вызов;
действия при отказе радиосвязи.
2.2.14. Выбор метода организации работы водителей осуществляется в зависимости от конкретных условий, характера и объемов работы аэропорта.
2.2.15. Организация работы спецмашин при эксплуатационном содержании аэродрома должна соответствовать требованиям руководства по эксплуатации гражданских аэродромов, технологических карт проведения работ.
2.2.16. Организация движения спецтранспорта и средств механизации на аэродроме, действия водителей и должностных лиц, ответственных за руководство подъездом (отъездом) спецмашин при обслуживании воздушных судов, должны соответствовать требованиям руководства по организации работы и обслуживанию спецавтотранспорта аэропортов.
См. Инструкцию по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденную приказом Минтранса РФ от 13 июля 2006 г. N 82
2.2.17. Должна быть разработана схема расстановки и организация движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме.
2.2.18. Распоряжением начальника соответствующей службы Заявителя должны быть установлены Правила внутреннего распорядка, которые определяют порядок:
обеспечения сохранности спецмашин, зданий, оборудования и имущества;
допуска личного состава на территорию службы и к стоянкам спецмашин;
выезда на линию и возвращения спецмашин;
организации работы на летном поле, в ремонтно-профилактической зоне и складах;
вывод личного состава и спецмашин с территории службы в случае стихийных бедствий.
2.2.19. В службах должны быть организованы контроль и регистрация выхода спецмашин на линию.
2.3. Требования к наличию зданий и сооружений
2.3.1. Для выполнения производственной деятельности, удовлетворения собственных хозяйственных нужд Заявителя должно быть обеспечено необходимыми производственными площадями и должно иметь в пользование на весь срок сертифицируемой деятельности.
административно-бытовыми зданиями;
производственными помещениями для проведения технического обслуживания и ремонта спецавтотранспорта и оборудования;
закрытыми складами для хранения запасных частей, химического реагента, красок, растворителей, мастик и других материалов для эксплуатационного содержания и восстановительного ремонта аэродромных покрытий;
открытыми площадками с навесом для хранения песка и щебня и приготовления материалов для содержания и текущего ремонта аэродромных покрытий;
закрытыми и открытыми стоянками спецавтотранспорта;
зоной консервации;
контрольно-пропускным пунктом;
площадкой для установки емкостей отработавших нефтепродуктов;
пунктом чистки и мойки техники;
площадкой для санитарной обработки спецавтотранспорта;
очистными сооружениями;
автозаправочной станцией;
площадкой для мусоросборников.
2.3.2. Здания и сооружения должны быть оборудованы в соответствии со следующими требованиями:
2.3.2.1. Административно-бытовое здание должно включать в себя следующие рабочие и санитарно-бытовые помещения:
рабочие комнаты начальника службы, а также других должностных лиц, имеющих непосредственное отношение к деятельности Заявителя, оснащенные мебелью, средствами связи и оргтехникой;
комнаты разборов и технической учебы, оснащенные соответствующими стендами, схемами и плакатами;
комнаты отдыха рабочего состава и водителей спецавтотранспорта, оборудованные средствами связи;
санитарно-бытовые помещения.
2.3.2.2. Производственные помещения для проведения технического обслуживания и ремонта спецавтотранспорта должны быть оснащены соответствующим оборудованием, инструментами и запасными частями, а также иметь помещение для их хранения.
2.3.2.3. Складские помещения должны обеспечивать сохранность запасных частей, материалов, инвентаря.
Склад для химического реагента должен быть сухим, не отапливаемым и обеспечивать возможность растаривания, а при необходимости - дробления химического реагента и его загрузку в распределитель.
Вместимость склада химических реагентов должна соответствовать максимальной потребности реагента, расходуемого за сезон.
Складские помещения для хранения лакокрасочных материалов и растворителей должны иметь вентиляцию и отвечать требованиям пожарной безопасности и взрывобезопасности в соответствии с техническими условиями на них.
Помещение для травосмесей должно обеспечивать их хранение с соответствующей температурой и влажностью для данных семян.
2.3.2.4. Площадки для хранения строительных материалов и приготовления материалов должны быть оснащены оборудованием для дозирования и приготовления материалов для содержания и текущего ремонта аэродромных покрытий.
2.3.2.5. Места проезда и стоянок спецавтотранспорта должны иметь твердое и ровное искусственное покрытие и дневную маркировку. Должны быть установлены указатели проездов и проходов. Зоны, опасные для движения должны быть ограждены или их границы обозначены предупредительными знаками, видимыми как в дневное, так и в ночное время.
2.4. Требования к наличию спецавтотранспорта и средств механизации
2.4.1. Заявитель должен быть оснащен спецавтотранспортом и средствами механизации в соответствии с функциональной деятельностью.
2.4.2. Заявитель должен располагать следующей номенклатурой спецавтотранспорта и средств механизации:
для зимнего содержания аэродрома
роторные снегоочистители;
тепловые и ветровые машины;
комбинированные (универсальные) с плужным, щеточным и поливомоечным оборудованием;
машины для очистки от снега посадочных огней;
машины для распределения химреагентов;
пескоразбрасыватели;
оборудование для определения коэффициента сцепления;
аэродромные передвижные электроагрегаты;
для летнего содержания аэродрома и восстановительного ремонта искусственных покрытий
поливомоечные машины;
тракторы с косилками;
маркировочные машины;
электромагнитные очистители;
разбрасыватели минеральных удобрений;
катки самоходные (прицепные) для уплотнения грунтовой части летного поля;
оборудование для очистки и заливки швов;
оборудование для восстановления дефектных участков покрытия;
для обеспечения хозяйственной деятельности
автогрейдеры (прицепные грейдеры);
бульдозеры;
экскаваторы;
автокраны;
тракторы вспомогательные;
автосамосвалы;
грузовые и легковые автомобили;
автобусы;
2.4.3. Спецавтотранспорт, допускаемый к эксплуатации на аэродроме и за его пределами, должен состоять на учете в соответствующих государственных органах.
2.4.4. Наружная поверхность машин и самоходных механизмов, работающие на аэродроме, должна быть окрашена в соответствии с установленными ГОСТами.
2.4.5. Спецмашины, выезжающие на летную полосу и рулежной дорожки, в соответствии с руководством по организации работы и обслуживанию спецавтотранспорта аэропортов, должны быть оборудованы габаритными и проблесковым огнями, радиостанцией внутри аэропортовой связи, буксировочным устройством, средствами пожаротушения.
2.4.6. Спецавтотранспорт и средства механизации, работающие в аэропорту, должны быть сертифицированы или приняты на оснащение в гражданской авиации.
2.5. Требования к наличию материалов для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий аэродрома
2.5.1. Заявитель должен иметь необходимый запас материалов для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий.
2.5.2. Заявитель должен располагать следующей номенклатурой материалов для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий:
эмали для дневной маркировки искусственных аэродромных покрытий;
эмали для маркировки переносных маркировочных знаков;
мастики для герметизации швов;
антигололедные реагенты;
быстротвердеющие материалы для проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий.
2.6. Требования к квалификации персонала
2.6.1. Заявитель должен иметь квалифицированный персонал в количестве, необходимом для выполнения функций по аэродромному обеспечению полетов.
2.6.2. На каждого сотрудника службы (подразделения) Заявителя должна быть разработана должностная инструкция, утвержденная руководителем Заявителя. Должностные инструкции должны отражать квалификационные требования к персоналу, рекомендованные квалификационным справочником, утвержденным в установленном порядке.
2.6.3. Обеспечение подготовки (переподготовки, технической учебы, переучивания) сотрудников должно осуществляться в соответствии с утвержденным руководителем организации Заявителя планом на календарный год.
2.6.4. Допуск к работе персонала должен быть оформлен приказом руководителя организации Заявителя.
2.7. Требования к метрологическому обеспечению Заявителя
2.7.1. Метрологический контроль и поверка средств измерений и контрольно-измерительных приборов, имеющихся у Заявителя, в том числе на транспортных средствах и механизмах, должны производиться только в организациях (подразделениях), имеющих соответствующие разрешения на выполнение этих работ.
2.7.2. У Заявителя должен быть соответствующий документ, устанавливающий права, обязанности и ответственность Заявителя и метрологического органа по вопросам контроля и поверки средств измерений и контрольно-измерительных приборов.
2.7.3. Для практического осуществления мероприятий и проведения работ по метрологическому обеспечению распоряжением руководителя Заявителя назначаются лица, ответственные за метрологическое измерение из числа квалифицированных специалистов, прошедших курс обучения в области метрологии.
2.7.4. В своей деятельности лица, ответственные за метрологическое обеспечение, должны руководствоваться соответствующими нормативными актами.
2.8. Требования к наличию нормативной правовой и справочной документации
2.8.1. В своей деятельности Заявитель должен руководствоваться и иметь в наличии нормативные, правовые и организационно-распорядительные документы или выписки из них в части, касающейся деятельности по аэродромному обеспечению полетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 6 мая 2000 г. N 121 "Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 августа 2000 г.
Регистрационный N 2369
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 4 сентября 2000 г., N 36, в "Российской газете" от 20 сентября 2000 г., N 181, в приложении к "Российской газете" 2001 г., N 1
Приказом Минтранса России от 15 марта 2017 г. N 102 настоящий приказ признан не подлежащим применению
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минтранса РФ от 27 октября 2011 г. N 274
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказ Минтранса РФ от 7 сентября 2007 г. N 133
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа