Чем отличаются способы управления средствами пенсионных накоплений, предусмотренные новой пенсионной реформой?
Статьей 31 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (далее - Закон N 111-ФЗ) определены три способа управления средствами пенсионных накоплений. Так, при формировании накопительной части трудовой пенсии*(1) застрахованные лица до обращения за установлением накопительной части трудовой пенсии имеют право:
1) выбирать инвестиционный портфель управляющей компании, отобранной по конкурсу, либо расширенный инвестиционный портфель государственной управляющей компании или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг государственной управляющей компании;
2) отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд РФ и выбрать негосударственный пенсионный фонд;
3) отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через негосударственные пенсионные фонды и осуществлять формирование накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд РФ, выбрав инвестиционный портфель управляющей компании, отобранной по конкурсу, либо расширенный инвестиционный портфель государственной управляющей компании или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.
При отсутствии волеизъявления гражданина на управление средствами пенсионных накоплений одним из этих способов накопительная часть его трудовой пенсии формируется по общему правилу лишь за счет поступления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с нормами Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ). При этом, в отличие от страховой части, накопительная часть трудовой пенсии не индексируется (норма об индексации накопительной части была исключена из п. 8 ст. 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 1 июля 2012 года*(2)).
А. Управление средствами пенсионных накоплений управляющей компанией, в том числе государственной управляющей компанией - Внешэкономбанком*(3), осуществляется в соответствии с Законом N 111-ФЗ. В частности, управляющая компания для допуска к управлению средствами пенсионных накоплений должна получить в установленном порядке лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и отбирается по конкурсу Пенсионным фондом РФ, который и заключает с ней договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений. Гражданин может воспользоваться правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании) не чаще одного раза в год путем подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд РФ не позднее 31 декабря текущего года.
Закон N 111-ФЗ возлагает на управляющую компанию целый ряд обязанностей, среди которых, в частности, обязанность инвестировать средства пенсионных накоплений исключительно в интересах застрахованных лиц разумно и добросовестно, исходя из необходимости обеспечения принципов надежности, ликвидности, доходности и диверсификации, а также поддерживать достаточность собственных средств (капитала) по отношению к общей сумме активов, находящихся в управлении. В качестве гарантии прав застрахованных лиц Законом N 111-ФЗ установлено, что для осуществления операций со средствами пенсионных накоплений управляющая компания обязана для каждого инвестиционного портфеля открыть отдельный банковский счет (счета) в кредитной организации. При этом управляющая компания не вправе осуществлять списание (выдачу) денежных средств с этого банковского счета (счетов) в целях иных, чем установленные законом, и без предварительного согласия специализированного депозитария, отобранного по конкурсу.
При выборе гражданином инвестиционного портфеля управляющей компании, в том числе государственной, назначение и выплата ему трудовой пенсии осуществляются Пенсионным фондом РФ. Также на Пенсионный фонд РФ возложена обязанность предоставлять застрахованным лицам сведения о результатах инвестирования средств их пенсионных накоплений.
Б. Формирование накопительной части трудовой пенсии через негосударственный пенсионный фонд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон N 75-ФЗ). Такой фонд должен обладать лицензией и соответствовать значительному числу установленных законом требований. Отношения между фондом и застрахованным лицом регулируются не только законом и иными нормативными актами, но и разрабатываемыми самим фондом правилами, а также заключенным между фондом и застрахованным лицом договором об обязательном пенсионном страховании.
Гражданин, желающий управлять средствами пенсионных накоплений через негосударственный пенсионный фонд, должен заключить с фондом договор (застрахованное лицо вправе менять фонд не чаще одного раза в год) и подать соответствующее заявление в Пенсионный фонд РФ. Обращаем Ваше внимание на то, что назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии по старости застрахованному лицу производит сам негосударственный пенсионный фонд.
Фонд аккумулирует пенсионные взносы и средства пенсионных накоплений; ведет пенсионные счета и информирует застрахованных лиц об их состоянии; организует инвестирование средств пенсионных накоплений: он может размещать средства сам либо заключить договоры с выбранными им управляющими компаниями, специализированными депозитариями. Закон N 75-ФЗ обязывает фонд размещать средства пенсионных резервов и инвестировать средства пенсионных накоплений исходя в том числе из обеспечения сохранности указанных средств, а также обеспечения доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных портфелей. Для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед участниками фонд обязан создать страховой резерв.
Отметим, что выбор гражданином способа управления его пенсионными накоплениями, начиная с 1 января 2014 года, будет влиять также на размер обязательных отчислений на накопительную часть трудовой пенсии.
Так, в настоящее время согласно п. 2.1 ст. 22, ст. 33.1 Закона N 167-ФЗ тариф страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии един для всех и составляет 6%. Однако в связи со вступлением в силу отдельных положений Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 243-ФЗ) с 1 января 2014 года размер указанного тарифа будет зависеть в том числе от волеизъявления гражданина:
- по общему правилу тариф страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии составит 2%, в связи с чем тариф страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии увеличится с нынешних 10 до 14% (п. 2.1 ст. 22 Закона N 167-ФЗ в ред. Закона N 243-ФЗ);
- если же гражданин по состоянию на 31 декабря 2013 года*(4) заключил договор об обязательном пенсионном страховании и обратился с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо обратился с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании, то тариф страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии сохранится на прежнем уровне и составит 6% (ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ, введенная Законом N 243-ФЗ).
Правда, при выборе расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании гражданин может изъявить желание изменить вариант своего пенсионного обеспечения и направить на финансирование накопительной части трудовой пенсии 2% индивидуальной части тарифа страхового взноса, увеличив тариф страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии до 14%*(5).
К сведению:
Уточнить, какой страховщик сегодня формирует Ваши пенсионные накопления, можно, получив выписку из Вашего индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде РФ, обратившись в клиентскую службу территориального органа Пенсионного фонда РФ по месту жительства, или через сайт www.gosuslugi.ru.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дроздова Анжелика
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
29 ноября 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Накопительная часть трудовой пенсии формируется у граждан 1967 года рождения и моложе, зарегистрированных в системе обязательного пенсионного страхования.
*(2) Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 359-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений".
*(3) Постановление Правительства РФ от 14 июня 2013 г. N 503.
В отличие от частной управляющей компании, которая может инвестировать средства пенсионных накоплений в различные активы, государственная управляющая компания инвестирует средства пенсионных накоплений в государственные ценные бумаги, что является менее доходным, но и менее рискованным способом управления.
*(4) 22 ноября 2013 года Государственной Думой РФ принят, а 27 ноября 2013 года Советом Федерации РФ одобрен и направлен Президенту РФ Законопроект N 364004-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения", предусматривающий продление срока выбора способа управления пенсионными накоплениями до 31 декабря 2015 года включительно.
*(5) При решении вопроса о процентном соотношении страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии застрахованному лицу необходимо также учитывать, что накопительная часть, в отличие от страховой, в случае смерти застрахованного лица до назначения ему пенсии выплачивается его родственникам (п. 12 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.