Организация питания и отпуск блюд в школьной столовой
В соответствии с п. 15 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности, в частности, относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. В статье рассмотрены вопросы организации питания учащихся в школьной столовой и отражения в бухгалтерском учете операций по отпуску блюд учащимся и учителям.
Организация питания в школьной столовой
В силу п. 1 ст. 37 Закона об образовании обязанность по организации питания обучающихся и воспитанников возложена на образовательную организацию. Причем законодательство не содержит четких требований об обязательности использования определенных форм организации питания. Поэтому образовательные организации выбирают их самостоятельно.
На основании Письма Минобрнауки РФ от 14.04.2012 N 06-731 организация питания детей в школе должна соответствовать требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08. Согласно п. 2.2 данного нормативного акта питание в образовательных учреждениях для обслуживания обучающихся может осуществляться:
- базовыми организациями школьного питания (комбинатами школьного питания, школьно-базовыми столовыми и т.п.), которые производят закупки продовольственного сырья, выпуск кулинарной продукции, снабжение ими столовых общеобразовательных учреждений;
- доготовочными организациями общественного питания, на которых осуществляется приготовление блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов и их реализация;
- столовыми образовательных учреждений, работающими на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, которые производят и (или) реализуют блюда в соответствии с разработанным по дням недели меню;
- буфетами-раздаточными, осуществляющими реализацию готовых блюд, кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий.
При обеспечении питанием обучающихся перечисленные организации должны соблюдать особые требования:
- к их размещению, объемно-планировочным и конструктивным решениям, санитарно-техническому обеспечению, оборудованию, инвентарю, посуде и таре, санитарному состоянию и содержанию помещений и мытью посуды;
- организации здорового питания и формированию примерного меню, организации обслуживания обучающихся горячим питанием;
- условиям и технологии изготовления кулинарной продукции, профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности, условиям труда персонала и др.
Обратите внимание! Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 руб., на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 6.6 КоАП РФ).
Финансирование мероприятий, направленных на организацию питания
В соответствии с п. 4 ст. 37 Закона об образовании обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов РФ, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Хотим отметить, что в ряде отдельных субъектов РФ приняты специальные законы, направленные на решение вопросов организации питания обучающихся в образовательных организациях. Например, исходя из ст. 2 Закона Ленинградской области от 30.06.2006 N 46-оз "Об организации питания обучающихся в отдельных образовательных учреждениях, расположенных на территории Ленинградской области" на бесплатной основе питание предоставляется обучающимся, входящим в одну из следующих категорий:
- обучающиеся, среднедушевой доход семей которых (включая обучающихся) ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ленинградской области и рассчитанного за предшествующий обращению квартал;
- обучающиеся, состоящие на учете в противотуберкулезном диспансере;
- обучающиеся, признанные инвалидами в установленном порядке;
- обучающиеся из неполных семей, родители которых (один из родителей) погибли (погиб) при выполнении служебных обязанностей в качестве военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава ОВД, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
- обучающиеся из категории "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации".
Питание обучающимся из многодетных семей (где три и более ребенка), не входящим ни в одну из категорий, указанных выше, предоставляется с оплатой 50% стоимости питания.
Обучающимся по образовательным программам начального профессионального образования в образовательных учреждениях, реализующих данные программы, проживающим в общежитиях, предоставляется трехразовое питание на бесплатной основе.
Каждый обучающийся 1-4-х классов образовательного учреждения имеет право на ежедневное бесплатное получение 0,2 л молока или иного молочного продукта в течение учебного года в дни и часы работы образовательного учреждения.
На основании ст. 3 Закона Ленинградской области N 46-оз порядок организации бесплатного питания в образовательных учреждениях устанавливается Правительством Ленинградской области.
Стоимость льготного питания, предоставляемого на бесплатной основе или с частичной оплатой, тоже регулируется законодательными актами субъектов РФ. Так, согласно ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 24.02.2009 N 32-13 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в части предоставления на льготной основе питания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга" стоимость льготного питания устанавливается Правительством Санкт-Петербурга не реже одного раза в год с учетом следующих ограничений:
- завтрак не менее 18 руб. в день, обед не менее 42 руб. в день - для школьников 1-4-х классов школ, школьников специальных (коррекционных) школ, школьников специальных (коррекционных) классов школ;
- обед не менее 60 руб. в день - для школьников 5-11-х классов школ и учащихся профессиональных училищ.
Дополнительные меры социальной поддержки, установленные данным законом, финансируются за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
В ряде субъектов РФ действуют специальные законы, направленные на выплату компенсаций за питание учащихся, например, Закон Московской области от 19.01.2005 N 24/2005-ОЗ "О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных учреждениях Московской области". Им установлены размеры и порядок предоставления частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям учащихся в образовательных учреждениях.
В соответствии со ст. 3 данного закона объем финансовых средств, направляемых на компенсацию стоимости питания учащимся в государственных образовательных учреждениях Московской области, определяется по общей численности обучающихся (исходя из среднего годового количества обучающихся в данном финансовом году) по нормативному показателю:
- в общеобразовательных учреждениях - в размере 18 руб. 00 коп. на один учебный день на каждого обучающегося на начальной ступени общего образования в течение учебного года;
- в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего профессионального образования, высшего профессионального образования - в размере 12 руб. 00 коп. на один учебный день на каждого обучающегося (за исключением обучающихся на начальной ступени общего образования) в течение учебного года.
Финансирование расходов, связанных с выплатой компенсации, осуществляется за счет средств бюджета Московской области.
Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что источниками финансирования питания являются как средства бюджета субъекта РФ, местного бюджета, так и родительская плата.
Калькуляция отпускной стоимости готового блюда
Отпускную стоимость блюд и изделий предприятиям общественного питания рекомендовано определять в калькуляционных карточках (по форме ОП-1, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132). Для того чтобы наиболее точно определить цену одного блюда (изделия), калькуляционную карточку чаще всего составляют из расчета стоимости сырья на сто блюд. В случае изменения компонентов в сырьевом наборе блюда и (или) цен на сырье и продукты новая цена блюда определяется в последующих свободных графах калькуляционной карточки с указанием в ее заголовке даты произведенных изменений. В графе "Дата составления" проставляется дата последней записи в карточке.
Правильность каждого расчета цены блюда (изделия) подтверждается подписями лица, составившего калькуляцию, а затем утверждается руководителем организации. Расшифровка подписей дается в первой графе по соответствующим строкам.
В калькуляционной карточке также отражаются наименования продуктов, необходимых для приготовления блюда, их количество и цена. Сырьевой набор продуктов определяется, как правило, по сборнику рецептур.
Рассмотрим пример расчета отпускной стоимости готового блюда.
Пример 1
В меню школьной столовой запланировано приготовление салата "Летний" (раскладка 25 Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, 1996). Калькуляция блюд осуществляется по I колонке раскладки.
Представим необходимые данные раскладки 25 в таблице.
Наименование продукта | I | |
Брутто (г) | Нетто (г) | |
Картофель молодой | 160 | 128 / 120* |
Огурцы свежие | 213 | 170 |
Помидоры свежие | 188 | 160 |
Лук зеленый | 150 | 120 |
Фасоль стручковая консервированная или горошек зеленый | 133 | 80 |
Яйца (шт.) | 3 шт. | 120 |
Сметана | 240 | 240 |
Выход | - | 1000 |
* Масса вареного очищенного картофеля. |
Рассчитаем стоимость одной порции салата "Летний".
Порядковый номер калькуляции, дата утверждения | N 10 от 01.10.2013 | ||||
N п/п | Наименование продукта | Норма, кг | Цена, руб. | Сумма, руб. | |
1 | Картофель молодой | 1,6 | 30-00 | 48-00 | |
2 | Огурцы свежие | 2,13 | 120-00 | 255-60 | |
3 | Помидоры свежие | 1,88 | 150-00 | 282-00 | |
4 | Лук зеленый | 1,50 | 100-00 | 150-00 | |
5 | Фасоль стручковая консервированная | 1,33 | - | - | |
6 | Горошек зеленый консервированный | 1,23 | 60-00 | 73-80 | |
7 | Яйца (шт.) | 30 | 2-90 | 87-00 | |
8 | Сметана | 2,4 | 50-00 | 120-00 | |
Общая стоимость сырьевого набора на 100 блюд | 10-16 | ||||
Цена продажи блюда, руб. коп. | 10-16 | ||||
Выход одного блюда в готовом виде, г | 100 |
Отражение операций по отпуску питания учащимся и учителям через школьную столовую
Как уже было отмечено выше, отпуск горячих блюд в школьной столовой может осуществляться как на платной, так и на бесплатной основе, за счет бюджетных средств. Поэтому образовательному учреждению необходимо вести их раздельный учет.
Выпуск всех блюд на конкретный день определяется на основании плана-меню (форма ОП-2 утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132). Меню составляет заведующий производством ежедневно в одном экземпляре накануне дня приготовления пищи, затем его утверждает руководитель образовательного учреждения.
В плане-меню указываются наименования (графа 2) и номера блюд (графа 4) по сборнику рецептур или техническим условиям. Блюда в плане-меню записываются в следующей последовательности: закуски, первые блюда, вторые блюда, напитки, комплексные обеды и т.д.
Количество блюд для "льготников" определяется исходя из количества учащихся, посещающих образовательное учреждение. По нашему мнению, когда большее количество блюд отпускается за плату, их учет следует осуществлять с использованием счета 105 37 "Готовая продукция".
В соответствии с п. 134 Инструкции N 157Н*(1) себестоимость готовой продукции столовых образовательных учреждений определяется с учетом прямых, накладных и общехозяйственных расходов с использованием счета 0 109 00 000 "Изготовление готовой продукции, работ, услуг" (п. 134 Инструкции N 157н). При этом прямыми расходами в данном случае будет являться только стоимость сырьевого набора продуктов питания, участвующих в приготовлении блюда. Заработная плата поваров и отчисления с нее во внебюджетные фонды, амортизация основного оборудования, оплата коммунальных услуг, услуг связи будут являться накладными. Расходы, связанные с процессом управления учреждения, попадают в разряд общехозяйственных.
Поскольку накладные и общехозяйственные расходы - это затраты, которые производятся для выполнения нескольких видов блюд готовой продукции, их размер, относимый на конкретную готовую продукцию, может определяться только расчетным путем. Пункты 134 и 135 Инструкции N 157н предлагают несколько вариантов:
- пропорционально прямым материальным затратам;
- пропорционально объему выручки от реализации продукции;
- пропорционально показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.
Перечень прямых затрат, способ распределения накладных и общехозяйственных расходов закрепляются в учетной политике образовательного учреждения. Все операции по распределению фактических затрат на себестоимость конкретных видов готовой продукции подлежат документальному оформлению справками (по форме 0504833) с приложением расчетов их распределения.
Принятие к учету готовых блюд по себестоимости отражается образовательными учреждениями следующей записью (п. 39, 64 Инструкции N 174н*(2), п. 39, 63 Инструкции N 183н*(3)):
Дебет счетов 0 105 37 340 "Увеличение стоимости готовой продукции - иного движимого имущества учреждения", 0 105 37 000 "Увеличение стоимости готовой продукции - иного движимого имущества учреждения"
Кредит счета 0 109 60 000 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг" (0 109 60 211 - 0 109 60 213, 0 109 60 221 - 0 109 60 226, 0 109 60 271, 0 109 60 272, 0 109 60 290)
Начисление доходов от продажи готовых блюд в учете образовательного учреждения отражается записью (п. 93 Инструкции N 174н, п. 96 Инструкции N 183н):
Дебет счета 2 205 31 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг" Кредит счета 2 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг".
Пример 2
Финансирование льготного питания осуществляется за счет целевой субсидии, выделенной образовательному учреждению из бюджета субъекта и поступившей на лицевой счет школы в сумме 22 000 руб. На всю денежную суммы приобретены продукты питания для учащихся.
Школьная столовая, имеющая статус бюджетного учреждения, выпустила блюда на общую сумму 23 800 руб. из них за счет приносящей доход деятельности - на 21 200 руб., а для отпуска по льготным талонам для отдельной категории учащихся за счет целевых средств - на сумму 2 600 руб.
Вся продукция отпущена учащимся и учителям.
В бухгалтерском учете школы данные операции отразятся следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Поступила целевая субсидия на питание на лицевой счет школы | 5 201 11 510 | 5 205 81 660 | 22 000 |
Приобретены продукты питания для "льготников" | 5 105 32 340 | 5 302 34 730 | 22 000 |
Оплачены продукты питания для "льготников" | 5 302 34 830 | 5 201 11 610 | 22 000 |
Приняты к учету готовые блюда, предназначенные для отпуска "льготникам"* | 5 106 34 340 5 105 32 340 | 5 105 32 340 5 106 34 340 | 2 600 |
Отражен отпуск питания льготной категории учащихся | 5 40120 272 | 510532440 | 2 600 |
Принята к учету готовая продукция, произведенная школьной столовой за счет ПДД | 210537340 | 210960000 | 21200 |
Отражен отпуск питания учащимся и учителям за плату | 2 401 10 130 | 210537440 | 21200 |
Отражено поступление платы за питание в кассу школы | 2 20134 510 | 2 20531660 | 21200 |
Начислен доход от реализации готовых блюд | 2 205 31560 | 2 401 10 130 | 21200 |
* По нашему мнению, в данном случае для выпуска блюд целесообразно использовать счет 105 32 "Продукты питания" и отражать расходование необработанных продуктов питания (мяса, макаронных изделий, овощей) и полуфабрикатов через счет 106 04 "Вложения в материальные запасы". |
Отражение операций по отпуску питания учащимся школы и учителям через коммерческую столовую
Как уже было отмечено выше, п. 2.2 СанПиН 2.4.5.2409-08 допускает организацию питания учащихся через доготовочные организации общественного питания, на которых осуществляется приготовление блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов и их реализация в школе образовательного учреждения. В данном случае расчеты с коммерческой организацией общественного питания в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, утвержденными Приказом Минфина РФ от 21.12.2013 N 171н, отражаются по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Расходы учреждения в размере стоимости оказанных ему услуг питания льготной категории учащихся отражаются бухгалтерской записью (п. 128 Инструкции N 174н, п. 138 Инструкции N 183н): Дебет счета 0 401 20 226 "Расходы на прочие работы, услуги" Кредит счета 0 302 26 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам услугам"
Пример 3
Образовательное учреждение, имеющее статус автономного, заключило договор на поставку питания с организацией общественного питания. Оплата питания льготной категории учащихся осуществляется посредством целевой субсидии, выделенной из бюджета субъекта. Расчеты за питание по льготникам производятся по окончании месяца на основании талонов, выданных школой и выставленных счетов-фактур. За октябрь 2013 г. согласно акту о выполненных услугах и счету-фактуре оплата составила 5 350 руб. Общая сумма финансирования за месяц - 5 400 руб.
В бухгалтерском учете школы данные операции отразятся следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Поступила целевая субсидия на питание на лицевой счет школы | 5 201 11 000 | 5 205 81 000 | |
5 400 | |||
Оказаны услуги организации общественного питания | 5 40120 226 | 5 302 26 000 | 5 350 |
Произведена оплата услуг питания | 5 302 26 000 | 5 201 11 000 | 5 350 |
М. Зарипова,
эксперт журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2013 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(3) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"