Учитель в школе ведет два классных руководства в двух классах. Правомерно ли по школьному приказу доплачивать ему только 1000 рублей?
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. N 1238 утверждены правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений (далее - Правила). Изданные ранее нормативные документы содержат аналогичные указания. Например, постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 854, которым утверждены Правила предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ (далее - Постановление N 854). В целях оказания помощи органам управления образованием, территориальным организациям Общероссийского профсоюза образования, общеобразовательным учреждениям в решении вопросов, возникающих в связи с выплатой вознаграждения за классное руководство, разработаны рекомендации по применению законодательства при осуществлении выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, изложенные в письме Минобрнауки России от 25 апреля 2006 г. N АФ-100/03 "О рекомендациях ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации" (далее - Рекомендации). Принимая во внимание идентичность ряда указаний, определенных и Правилами, и Постановлением N 854, в реалиях настоящего времени Рекомендации вполне применимы.
В пункте 3 Правил указано, что средства, предоставляемые в виде субсидий, направляются на осуществление софинансирования денежных выплат педагогическим работникам из расчета 1000 рублей в месяц за классное руководство в классе с наполняемостью не менее наполняемости, установленной для образовательных учреждений соответствующими типовыми положениями об образовательных учреждениях, либо в классе с наполняемостью 14 человек и более в расположенных в сельской местности учреждениях.
Для классов, наполняемость которых меньше установленной, размер средств софинансирования, предоставляемых в виде субсидии из федерального бюджета, уменьшается пропорционально численности обучающихся.
В пункте 3 Рекомендаций дано разъяснение, что размер вознаграждения за классное руководство за счет средств федерального бюджета не может превышать 1000 рублей в месяц, в том числе и в сельской местности. Ведь наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях сельской местности (в количестве 14 человек) является условной нормой. Ее используют для расчета объема субсидий субъектам Российской Федерации с учетом реально складывающейся наполняемости классов.
Установление большего размера вознаграждения за классное руководство в классах наполняемостью более 25 обучающихся в городской местности противоречило бы пункту 26 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении", а также пункту 2.3.1 Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила - СанПиН 2.4.2.1178-02), в соответствии с которыми наполняемость классов в количестве 25 человек является предельной. Однако такой порядок не исключает возможности принятия решения на уровне субъекта Российской Федерации о выплате вознаграждения в большем размере за счет средств субъекта Российской Федерации в случае фактического превышения по каким-либо причинам установленной указанными выше нормативно-правовыми актами наполняемости классов.
Но эти указания касаются классного руководства только в одном классе. В случае классного руководства одним педагогом в двух классах следует принять во внимание пункт 6 Рекомендаций, в котором сказано, что при недостаточном количестве педагогических работников или при отсутствии желания у отдельных из них выполнять работу по классному руководству эти обязанности могут возлагаться на одного педагогического работника с его согласия в двух классах, в том числе временно в связи с болезнью педагогического работника, поскольку каких-либо ограничений по выполнению функций классных руководителей более чем в одном классе не установлено. Размер вознаграждения за выполнение функций по классному руководству в таких случаях определяется с учетом количества обучающихся в каждом классе. Доплата педагогу, ведущему классное руководство в двух классах, рассчитывается за каждый класс отдельно. То есть, если наполняемость одного класса менее 25 человек (14 человек в сельской школе), то размер доплаты за руководство в этом классе пропорционально уменьшается.
Обратите внимание, что имеющаяся практика возложения функций по классному руководству в одном классе (классе-комплекте) на двух и более педагогических работников с целью разделения между ними вознаграждения за классное руководство не имеет правовых оснований и применяться не должна.
В случае необходимости обязанности по классному руководству могут также возлагаться на учителей из числа руководящих и других работников общеобразовательного учреждения (п. 6 Рекомендаций).
Е.М. Шахова,
аудитор
1 октября 2013 г.
"Бюджетный учет", N 10, октябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100