Подскажите, возможно ли в бюджетном учреждении создание резерва по сомнительным долгам?
Исходя из положений пункта 6 Инструкции N 157н учреждение вправе утверждать в своей учетной политике отдельные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета, в том числе по утверждению порядка формирования и отражения в бухгалтерском учете учреждения резерва предстоящих расходов, а также перечень расходов, в отношении которых формируется указанный резерв.
Аналогичные нормы о принятии учреждением как налогоплательщиком (п. 1 ст. 267.3 Налогового кодекса) решения по созданию резервов предстоящих расходов и платежей содержатся в пункте 2 статьи 267.3 Налогового кодекса: "налогоплательщик самостоятельно принимает решение о создании резерва предстоящих расходов и определяет в учетной политике для целей налогообложения виды расходов, в отношении которых создается указанный резерв".
Такими расходами могут быть:
- расходы на оплату отпусков;
- расходы на ремонт основных средств;
- расходы по сомнительным долгам;
- расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки;
- расходы по социальному обеспечению студентов (учащихся) и работников учреждения;
- прочие расходы, которые носят неравномерный характер.
При этом, учитывая положения пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса, отчисления в резерв должны отвечать критериям экономической обоснованности.
Согласно статье 313 Налогового кодекса налоговый учет организуется по данным бухгалтерского учета.
В целях сближения налогового и бухгалтерского учета, а также принимая во внимание положения Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н (далее - Инструкция N 174н), в бюджетном учреждении возможно создание резерва по сомнительным долгам.
Резерв по сомнительным долгам позволяет равномерно учитывать затраты, которые возникают в связи с необходимостью списания не погашенной вовремя дебиторской задолженности.
Сомнительный долг - это любая задолженность перед учреждением, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, при условии, что эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней сумма создаваемого резерва не увеличивается.
При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса*(1).
О.Б. Воробьева,
аудитор
1 октября 2013 г.
"Бюджетный учет", N 10, октябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее об этом читайте статью А.А. Андреевой "Порядок отражения в бухгалтерском учете резервов предстоящих расходов" в журнале "Бюджетный учет" N 6/2013, стр. 52.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100