Предприятие для своей столовой закупило у фермерского хозяйства партию картофеля, оплатив ее авансом. После ее приемки обнаружилось, что картофель непригоден к использованию. Бракованная партия была возвращена поставщику. Как отразить эту операцию в бухгалтерском учете?
По отражению данной операции в бухгалтерском учете существуют две позиции:
- можно оформить ее как обратную реализацию (позиция 1);
- покупатель может предъявить поставщику претензию на стоимость бракованного товара (с учетом восстановленного НДС) (позиция 2).
Наиболее обоснованной является позиция 2, но при этом каждый вправе руководствоваться своим профессиональным суждением.
Позиция 1. Исходя из разъяснений чиновников, возврат некачественных товаров, принятых покупателем на учет, признается реализацией, и покупатель выставляет счет-фактуру на возвращаемый товар (письма Минфина РФ от 10.08.2012 N 03-07-11/280, от 21.05.2012 N 03-07-09/58, ФНС РФ от 05.07.2012 N АС-4-3/11044@). Заметим, что хотя эти разъяснения даны в отношении НДС, следование им требует соответствующего отражения операций и в бухгалтерском учете, поскольку на возврат нужно оформить не только счет-фактуру, но и товарно-транспортную накладную, так как в силу п. 1 ст. 172 НК РФ вычет налога, предъявленного при приобретении товаров (работ, услуг), осуществляется в том числе при наличии соответствующих первичных документов.
Корреспонденция счетов будет следующей:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Перечислены поставщику денежные средства за картофель | ||
Поступила партия картофеля от поставщика | ||
Отражен "входной" НДС по картофелю | ||
"Входной" НДС принят к вычету | ||
Возврат бракованной партии картофеля оформлен как обратная реализация | ||
Начислен НДС на сумму возврата картофеля | ||
Получены деньги от поставщика за возвращенный картофель |
Позиция 2. Возврат некачественного товара происходит в рамках одной сделки, соответственно, рассматривать его как обратную реализацию некорректно. В данном случае речь идет об отказе от исполнения договора и о требовании возврата уплаченной за товар денежной суммы (ст. 518, 475 ГК РФ).
При обнаружении брака после приемки партии товара на его стоимость поставщику выставляется претензия, и данная операция отражается в бухгалтерском учете с использованием субсчета 76-2 "Расчеты по претензиям" к счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (Инструкция по применению Плана счетов).Суд ФАС МО в Постановлении от 07.12.2012 N А40-54535/12-116-118 также пришел к выводу, что возврат представляет собой односторонний отказ стороны договора от исполнения договорных обязательств (договор купли-продажи в одностороннем порядке расторгается, а стороны возвращаются в исходное положение), и это означает, что реализация товара не состоялась, независимо от того, был ли принят к учету товар покупателем. Следовательно, право собственности на товар от продавца к покупателю не переходит. В таком случае возврат товара не может квалифицироваться как его обратная реализация, и выставление покупателем счетов-фактур на возвращаемый товар не является непременным условием для применения вычета. Таким образом, обязанность выставить счет-фактуру у покупателя не возникает.
Корреспонденция счетов будет следующей:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Перечислены поставщику денежные средства за картофель | ||
Поступила партия картофеля от поставщика | ||
Отражен "входной" НДС по картофелю | ||
"Входной" НДС принят к вычету | ||
Отражена сумма претензии к поставщику на сумму бракованного картофеля | ||
Восстановлен "входной" НДС по картофелю | ||
Принят на забалансовый учет бракованный картофель, подлежащий возврату поставщику | ||
Возвращен поставщику бракованный картофель | ||
Получены деньги от поставщика за возвращенный картофель |
Н.В. Лебедева,
редактор журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 ноября 2013 г.
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"