О внесении изменений в КоАП РФ и Закон о рекламе
Федеральными законами от 21.10.2013 N 276-ФЗ *(1), 274-ФЗ *(2) внесены изменения в КоАП РФ и Закон о рекламе*(3), касающиеся, в частности, привлечения к ответственности за нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, а также правил продажи и рекламы табачной продукции. Подробнее об этих и других изменениях читайте в статье.
Ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления отчетности
Статьей 15.11 КоАП РФ установлена ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности в виде наложения административного штрафа на должностных лиц.
Федеральным законом N 276-ФЗ в примечание к данной статье внесены изменения, вступившие в силу с 31.10.2013, уточняющие понятие грубого нарушения правил. Теперь под ним понимается:
- занижение сумм (ранее - искажение сумм) начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
- искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
Также новое примечание предусматривает возможность освобождения от ответственности в случае исправления допущенных ошибок и представления организацией уточненных документов. В частности, установлено, что должностные лица освобождаются от административной ответственности, определенной данной статьей, в случае:
- представления уточненной налоговой декларации (расчета) и уплаты на основании такой декларации (расчета) неуплаченных сумм налогов и сборов, а также соответствующих пеней с соблюдением условий, приведенных в п. 3, 4, 6 ст. 81 НК РФ;
- исправления ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке.
"Табачное" законодательство
Изменения в КоАП РФ. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 15-ФЗ*(4) с 01.06.2014 запрещается курение табака в помещениях, предназначенных для оказания бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, в помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, в соответствии с ч. 5 данной статьи должен быть размещен знак о запрете курения, требования к которому и к порядку его размещения устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения согласно новой ст. 6.25 КоАП РФ (введена Федеральным законом N 274-ФЗ, вступившим в силу с 15.11.2013, за исключением отдельных положений) грозит штрафом:
- должностному лицу - в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
- юридическому лицу - в размере от 30 000 до 60 000 руб.
Неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления ими своей деятельности, в силу ч. 3 данной статьи КоАП РФ влечет наложение штрафа:
- на индивидуального предпринимателя - в размере от 30 000 до 40 000 руб.;
- на юридическое лицо - в размере от 60 000 до 90 000 руб.
Глава 14 "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности" КоАП РФ дополнена Федеральным законом N 274-ФЗ новой ст. 14.3.1, в силу ч. 1 которой спонсорство табака либо стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака влечет наложение штрафа:
- на должностное лицо - в размере от 5 000 до 15 000 руб.;
- на юридическое лицо - в размере от 80 000 до 150 000 руб.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.3.1 нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей грозит штрафом:
- для должностного лица - в размере от 10 000 до 25 000 руб.;
- для юридического лица - в размере от 150 000 до 600 000 руб.
Кроме того, гл. 14 КоАП РФ дополнена еще одной ст. 14.53 "Несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями". Так, в силу ч. 1 данной статьи несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями является основанием для привлечения к ответственности в виде штрафа:
- должностному лицу - в размере от 5 000 до 10 000 руб.;
- юридическому лицу - в размере от 30 000 до 50 000 руб.
Оптовая и розничная продажа насвая (вид некурительного табачного изделия, предназначенный для сосания) в соответствии с ч. 2 этой статьи грозит штрафом:
- должностному лицу - в размере от 7 000 до 12 000 руб.;
- юридическому лицу - в размере от 40 000 до 60 000 руб.
Продажа несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий согласно ч. 3 ст. 14.53 - основание для взыскания штрафа:
- с должностного лица - в размере от 30 000 до 50 000 руб.;
- с юридического лица - в размере от 100 000 до 150 000 руб.
Напомним, что согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ индивидуальные предприниматели, совершившие правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим кодексом не установлено иное.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 14.3.1 (в отношении привлечения к ответственности за распространение табачной продукции или табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков), ч. 2 ст. 14.53 КоАП РФ, согласно дополнениям, внесенным в ст. 23.3 КоАП РФ, будут рассматривать органы внутренних дел (полиция).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 6.25 КоАП РФ, вправе рассматривать органы, осуществляющие:
- функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (новая редакция ст. 23.13, 23.34 КоАП РФ);
- государственный пожарный надзор (новая редакция ст. 23.34 КоАП РФ);
- функции по контролю и надзору в сфере транспорта (новая редакция ст. 23.36 КоАП РФ);
Дела, указанные в ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП РФ, переданы в ведение Федерального антимонопольного органа, его территориальных органов (новая редакция ст. 23.48 КоАП РФ), а дела, указанные в ст. 14.53 КоАП РФ, - Роспотребнадзору (новая редакция ст. 23.49 КоАП РФ).
Как видим, размеры штрафов значительны, и предприятия общественного питания должны уделить пристальное внимание соблюдению установленных "табачным" законодательством требований, поскольку даже законодатели, обосновывая в пояснительной записке к проекту закона введение ответственности предпринимателей и юридических лиц за неосуществление контроля по соблюдению запрета на курение табака на территориях, помещениях и объектах, где они осуществляют свою деятельность (ч. 3 ст. 6.25 КоАП РФ), в качестве примера возможных нарушителей привели в том числе собственников ресторанов и баров.
Изменения в рекламном законодательстве. В Федеральном законе N 15-ФЗ, вступившем в силу с 01.06.2013 (за исключением отдельных положений), п. 1 ст. 16 "Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака" в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия закреплен запрет рекламы табака, табачной продукции. При этом в п. 5 данной статьи указано, что запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей налагается в соответствии с законодательством РФ о рекламе.
При этом реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей регламентировалась ст. 23 Закона о рекламе. ФАС в Письме от 17.05.2013 N АК/19228/13 разъясняла, что после вступления с 01.06.2013 в силу Федерального закона N 15-ФЗ нормы о запрете рекламы табака и табачных изделий не применяются к рекламе данных товаров напрямую, однако реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей должна распространяться в соответствии с требованиями ст. 23 Закона о рекламе. При этом в письме сообщалось о готовящихся изменениях в ст. 23 данного закона.
Статьей 2 Федерального закона N 274-ФЗ эти планы были воплощены в жизнь. В частности, ст. 23 Закона о рекламе признана утратившей силу, а ст. 7 - дополнена новым п. 8, согласно которому не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок. Таким образом, все противоречия теперь устранены.
Н.В. Лебедева,
редактор журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.10.2013 N 276-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях".
*(2) Федеральный закон от 21.10.2013 N 274-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и Федеральный закон "О рекламе" в связи с принятием Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
*(3) Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
*(4) Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"