Бухгалтерский учет ремонта основных средств
Организация и документальное оформление ремонта
Главной особенностью основных средств (как разновидности внеоборотных активов) является то, что они используются в течение длительного периода. В течение периода использования эксплуатационные свойства объектов ухудшаются, что влечет за собой снижение производительности, а при определенных условиях может привести к невозможности дальнейшего использования в запланированных целях. Таким образом, возникает настоятельная необходимость проведения регулярных мероприятий для восстановления эксплуатационных свойств используемых объектов.
Наиболее распространенным видом восстановления объектов основных средств является их текущий и капитальный ремонт.
В настоящее время работы по всем видам ремонта основных средств организуются в соответствии с рекомендациями и нормами документов периода плановой экономики в части создания и функционирования системы планово-предупредительного ремонта (далее - ППР).
Система ППР представляет собой совокупность организационных и технических мероприятий по надзору и всем видам ремонта, проводимых периодически по заранее составленному плану.
Реализация системы мероприятий, проводимых в рамках ППР, на практике означает, что все виды ремонтов проводятся в соответствии с заранее подготовленным планом, а также по необходимости - при выявлении неисправности объектов основных средств, препятствующих их эксплуатации.
Система ППР предусматривает проведение, в частности, таких мероприятий, как определение перечня объектов основных средств, подлежащего ремонтам, определение вида и характера ремонтных работ, определение продолжительности межремонтных периодов, структуры ремонтных циклов для различных групп и категорий объектов основных средств с учетом специфики их работы, планирование ремонтных работ, организацию проведения ремонтных работ, обеспечение технической и сметной документацией, обеспечение ремонтных и эксплуатационных работ необходимыми материально-производственными запасами и т.д.
Все работы, предусмотренные системой ППР по производственным зданиям и сооружениям, выполняются по годовым планам (графикам), утвержденным руководителями организаций.
Разработка планов ведется, как правило, производственными подразделениями организации (службой главного инженера, производственным отделом и т.п.) во взаимодействии с экономическими и бухгалтерскими службами.
В годовых планах-графиках устанавливаются сроки проведения плановых технических осмотров, текущих и капитальных ремонтов с разбивкой всех мероприятий по месяцам.
В тех случаях, когда одновременно с проведением ремонта затруднено или невозможно выполнение технологических процессов или иной основной деятельности организации, планы всех видов ремонтов производственных зданий и сооружений должны быть увязаны с планами работ соответствующих производственных подразделений организации.
Планирование текущего ремонта осуществляется ежегодно на основании расцененных описей ремонтных работ по объектам.
Годовые планы ремонтов составляются на основании данных технических осмотров объектов основных средств (зданий и сооружений, отдельных конструкций и видов инженерного оборудования) либо на основании нормативных сроков службы полезного использования отдельных видов объектов основных средств (машин и механизмов, вычислительной и оргтехники и т.п.).
При формировании графиков ППР осуществляется дифференциация ремонтов по группам объектов основных средств (в соответствии с Общероссийским классификатором основных средств), а также по видам ремонтов.
Наиболее важным для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения является дифференциация мероприятий, осуществляемых в рамках восстановления основных средств, на работы, производимые в рамках капитального ремонта, и работы, в результате которых происходит увеличение первоначальной стоимости восстанавливаемого объекта.
Документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета не содержат определений перечисленных разновидностей восстановления основных средств. По нашему мнению, в данном случае можно воспользоваться рекомендациями (требованиями) главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ:
к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами;
к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции;
к техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
Для работ по восстановлению объектов основных средств, в результате которых увеличивается их первоначальная (восстановительная) стоимость, как правило, требуются разработка и утверждение более сложной документации (аналогичной той, которая разрабатывается при осуществлении строительства), а также наличие отдельных источников финансирования.
Бухгалтерский учет операций, связанных с ремонтом основных средств
До 2011 г. документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета допускалось списание расходов на текущий и капитальный ремонт основных средств по одной из следующих схем:
отнесение сумм расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) или издержек обращения (в организациях торговли и общественного питания) в том отчетном периоде, к котором расходы произведены;
создание резерва на ремонт основных средств;
отнесение сумм расходов на ремонт основных средств в состав расходов будущих периодов с последующим их списанием на себестоимость продукции (работ, услуг), издержек обращения в порядке, закрепленном в учетной политике организации.
Однако приказом Минфина России от 24.12.10 N 186н был признан утратившим силу п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н (далее - Положение), который допускал создание резервов, в том числе на ремонт основных средств, в целях равномерного включения предстоящих расходов в затраты отчетного периода. Одновременно был признан утратившим силу п. 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.03 N 91н (далее - Методические указания).
Также в 2010 г. было утверждено новое ПБУ 8/2010, нормами которого допускается создание резервов предстоящих расходов. Однако для того, чтобы такие резервы могли быть созданы (в бухгалтерском учете могли быть признаны оценочные обязательства), необходимо, чтобы возникновение обязательств вытекало из норм законодательных и иных нормативных правовых актов, судебных решений, договоров. Расходы и обязательства, возникающие в ходе проведения ремонта основных средств, под данное условие не подпадают.
Таким образом, после 2010 г. создание резерва на ремонт основных средств для целей бухгалтерского учета является неправомерным.
Приказом Минфина России N 186н были внесены также изменения в п. 65 Положения. Из текста п. 65 термин "расходы будущих периодов" был исключен (как и указание на то, что такие расходы должны списываться равномерно или пропорционально объему продукции), однако смысл нормы не изменился.
Данный факт практически подтвержден в письме Минфина России от 29.01.13 N 07-01-06/1575, в котором также указано на то, что расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии условий, установленных Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н.
В соответствии с п. 16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
сумма расхода может быть определена;
имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
При этом изменения в Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденную приказом Минфина России от 31.10.00 N 94н (в части характеристики счета 97 "Расходы будущих периодов"), не вносились.
Таким образом, списание затрат, осуществленных в связи с неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств, по-прежнему может относиться в состав расходов будущих периодов и распределяться в порядке, закрепленном в учетной политике организации.
Следовательно, в настоящее время расходы на ремонт могут списываться только одним из двух методов - непосредственно списываться на затраты в месяце осуществления или относиться в состав расходов будущих периодов.
Отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с содержанием и восстановлением основных средств, регулируется разделом V Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.03 N 91н (далее - Методические указания).
Затраты, производимые при ремонте объекта основных средств, отражаются на основании соответствующих первичных учетных документов по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности подрядчикам за выполненные работы по ремонту и других расходов.
Затраты по ремонту объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету соответствующих счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.
Пунктом 68 Методических указаний рекомендовано в целях организации контроля за своевременным получением объектов основных средств из ремонта инвентарные карточки по этим объектам в картотеке переставлять в группу "Основные средства в ремонте". При поступлении объекта основных средств из ремонта производится соответствующее перемещение инвентарной карточки.
Непосредственное списание произведенных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) или издержек обращения целесообразно применять тогда, когда расходы на ремонт невелики или производятся равномерно в течение года. В противном случае весьма вероятны резкие колебания себестоимости выпускаемой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг по отдельным месяцам и сезонам календарного года. Так, если в организации основные расходы по ремонту приходятся на летне-осенний период, то в течение первых летних месяцев может иметь место существенное увеличение себестоимости продукции и резкое уменьшение бухгалтерской прибыли.
Следовательно, данная схема, как правило, применяется теми организациями, на балансе которых находится сравнительно небольшое количество объектов основных средств, а также созданными хозяйственными обществами и товариществами, имеющими в собственности вновь приобретенные или созданные объекты основных средств (не нуждающиеся, как правило, в проведении дорогостоящих ремонтов).
При организации и ведении бухгалтерского учета расходов на ремонт основных средств по данной схеме следует иметь в виду, что соответствующие работы могут производиться как силами персонала организации, так и подрядным способом - посредством привлечения специализированных организаций или физических лиц (на условиях договоров гражданско-правового характера).
Таким образом, могут быть оформлены следующие бухгалтерские записи.
В случае если текущий ремонт осуществляется собственными силами (если в организации не создано соответствующее структурное подразделение):
на сумму стоимости материально-производственных запасов, использованных при выполнении ремонтных работ;
на сумму заработной платы рабочих, занятых на ремонтных работах;
на сумму страховых взносов, начисленных на заработную плату ремонтных рабочих;
на сумму стоимости работ и услуг сторонних организаций, использованных при ремонте;
на сумму стоимости работ и услуг, выполненных и оказанных работниками, привлекаемыми на условиях договора гражданско-правового характера.
Данная схема используется, как правило, в организациях, применяющих рабочий план счетов, не содержащий счетов 25 "Общепроизводственные расходы" или 26 "Общехозяйственные расходы". В тех организациях, где указанные счета используются, стоимость работ по ремонту списывается:
в дебет счета 25 - по ремонту объектов основных средств производственного назначения
или
в дебет счета 26 - по ремонту объектов основных средств управленческого (например, здание центрального офиса или оргтехники) или хозяйственного (вспомогательных помещений, складов и т.п.) назначения.
В том случае, когда производится ремонт объектов непроизводственного назначения, суммы расходов списываются, как правило, в дебет счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства". В дальнейшем эти суммы в формировании себестоимости продукции, работ или услуг основного производства и вспомогательных производств не участвуют. Если работы или услуги обслуживающих производств или хозяйств реализуются на сторону (сторонним организациям или населению), то себестоимость указанных работ или услуг формируется непосредственно на счете 29, откуда и списывается на счет учета продаж (или прочих доходов и расходов). При этом стоимость ремонта включается в себестоимость продукции (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств на общих основаниях.
В организациях торговли и общественного питания расходы на ремонт основных средств включаются в состав издержек обращения и, соответственно, учитываются на счете 44 "Расходы на продажу".
На этот же счет, по нашему мнению, следует относить расходы на ремонт объектов основных средств, используемых при реализации продукции, работ или услуг, - склады готовой продукции, подъездные пути, площадки для отгрузки товаров и т.п.
Если расходы по содержанию обслуживающих производств и хозяйств возмещаются за счет прибыли организации, то суммы НДС по стоимости материально-производственных запасов, использованных при проведении ремонта, должны быть восстановлены в учете (или списаны на счет учета прибыли):
Дебет 68, субсчет "Налог на добавленную стоимость", Кредит 19, субсчет "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам" (сторно) - на сумму НДС, ранее предъявленного к вычету или возмещению
или
на сумму НДС, который к вычету или возмещению не предъявлялся.
Предположим, что организация производит косметический ремонт офисного помещения с привлечением сторонней организации и с использованием собственных материалов. К осуществлению ремонтных работ, а также для обеспечения ремонта необходимыми материалами привлекается один из работников организации, работа которого оформляется отдельно расцененным нарядом.
При этом стоимость использованных материалов - 200000 руб.; стоимость услуг сторонней организации - 300000 руб. (без учета НДС).
Заработная плата работника организации, привлеченного к обеспечению ремонтных работ, составила 50000 руб., начисления на заработную плату (страховые взносы условно приняты на уровне 30%) - 15000 руб.
Себестоимость услуг организации формируется непосредственно на счете 20 "Основное производство" (счета 25 и 26 не используются).
В бухгалтерском учете будут оформлены следующие записи:
200000 руб. - на сумму стоимости использованных материалов;
300000 руб. - на сумму стоимости услуг сторонней организации;
54000 руб. - на сумму НДС по стоимости услуг сторонней организации;
50000 руб. - на сумму заработной платы работника организации;
15000 руб. - на сумму начислений на заработную плату;
Дебет 68, субсчет "Налог на добавленную стоимость", Кредит 19
54000 руб. - на сумму произведенного налогового вычета;
354000 руб. - на сумму оплаты стоимости услуг сторонней организации (включая НДС);
15000 руб. - на сумму перечисленных страховых взносов;
"Касса" 50000 руб. - на сумму заработной платы, выплаченной работникам организации.
Расходы на оплату труда (с начислениями) штатных работников организации в учете могут не выделяться, если их участие в проведении ремонта осуществляется в рамках выполнения должностных обязанностей.
В случае если текущий ремонт осуществляется собственными силами, а в организации создано соответствующее структурное подразделение, то оформляются следующие записи:
Дебет 23 "Вспомогательные производства", Кредит 10
на сумму стоимости материально-производственных запасов, использованных при выполнении ремонтных работ;
на сумму заработной платы рабочих, занятых на ремонтных работах;
Дебет 23, Кредит 69 - на сумму страховых взносов, начисленных на заработную плату ремонтных рабочих;
на сумму стоимости работ и услуг сторонних организаций, использованных при ремонте;
на сумму стоимости ремонта, отнесенную на себестоимость продукции (работ, услуг) основного производства.
В случае когда ремонт осуществляется в интересах обслуживающих производств и хозяйств, его стоимость списывается с кредита счета 23 в дебет счета 29. Если ремонт производится одновременно по объектам производственной и непроизводственной сферы, то сумма, сформированная на счете 23, подлежит распределению в порядке, установленном учетной политикой организации.
Если ремонт производится исключительно подрядным способом, то суммы стоимости работ или услуг сторонних организаций относятся либо на счет 20 (если счета 25 и 26 не применяются), либо на счет 25, либо на счет 26, либо на счет 29, либо на счет 44 - в зависимости от того, объекты какого назначения ремонтируются. Использование счета 23 в данном случае, по нашему мнению, является неправомерным. В дебет счета 23 в этом случае относятся только расходы, связанные с оплатой работ и услуг сторонних организаций по содержанию собственно вспомогательных производств.
Способ предварительного отнесения произведенных затрат в состав расходов будущих периодов с последующим списанием их на себестоимость продукции (работ, услуг) равными долями используется тогда, когда затраты на ремонт велики и осуществляются неравномерно по месяцам года либо ремонт не запланирован. Здесь наличие плана ремонта и сметы желательно (разумеется, кроме случаев, когда необходимость ремонта возникает неожиданно), но не обязательно. При использовании данной схемы сначала осуществляются затраты, затем они распределяются по периодам и списываются на себестоимость.
Размер списания определяется в порядке, установленном в учетной политике организации. По нашему мнению, наиболее простой и правомерной является схема, в соответствии с которой сумма накопленных расходов (за минусом ранее списанных) делится на количество месяцев до конца отчетного года.
Правомерность такой схемы может быть обоснована двумя обстоятельствами. Во-первых, план ремонта разрабатывается и утверждается на календарный год, следовательно, все запланированные расходы должны быть списаны на себестоимость продукции, работ или услуг в течение этого года. Во-вторых, в характеристике счета 97 в Инструкции по применению Плана счетов говорится об учете неравномерно производимого ремонта основных средств именно в течение года.
В данном случае может быть использована следующая схема бухгалтерских записей:
на сумму стоимости материально-производственных запасов, использованных при выполнении ремонтных работ;
на сумму заработной платы рабочих, занятых на ремонтных работах;
на сумму страховых взносов, начисленных на заработную плату ремонтных рабочих;
на сумму стоимости работ и услуг сторонних организаций, использованных при ремонте;
на сумму ежемесячного списания сумм стоимости ремонта на себестоимость продукции (работ, услуг).
Предположим, что в феврале произведены расходы на ремонт в сумме 100000 руб. Ежемесячно на себестоимость продукции (работ, услуг) будет списываться 10000 руб. (100000 руб. : 10 месяцев). В июне дополнительно израсходовано на ремонт 300000 руб. Начиная с июля на себестоимость продукции (работ, услуг) следует списывать по 60000 руб. ежемесячно (300000 руб. : 6 месяцев + 10000 руб. (из расходов, произведенных в феврале)), и т.д.
В табличной форме списание расходов можно представить следующим образом (табл.).
(руб.) | |||
Месяц | Фактические расходы | Списано на себестоимость | Остаток по счету 97 |
Февраль | 100000 | - | - |
Март | - | 10000 | 90000 |
Итого I квартал | - | 10000 | - |
Апрель | - | 10000 | 80000 |
Май | - | 10000 | 70000 |
Июнь | - | 10000 | 60000 |
Итого полугодие | - | 40000 | - |
Июль | 300000 | 60000 | 300000 |
Август | - | 60000 | 240000 |
Сентябрь | - | 60000 | 180000 |
Итого 9 месяцев | - | 220000 | - |
Октябрь | - | 60000 | 120000 |
Ноябрь | - | 60000 | 60000 |
Декабрь | - | 60000 | - |
Всего за год | 400000 | 40000 | 400000 |
Затраты на содержание объекта основных средств (технический осмотр, поддержание в рабочем состоянии) включаются в затраты на обслуживание производственного процесса и отражаются по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.
Следовательно, в зависимости от принятой схемы бухгалтерского учета, расходы по ремонту основных средств списываются со счетов учета производственных затрат на счет 25 "Общепроизводственные расходы" или счет 26 "Общехозяйственные расходы".
Если себестоимость продукции (работ, услуг) в организации формируется на нескольких счетах бухгалтерского учета (23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 44 "Расходы на продажу", 26 "Общехозяйственные расходы" - в части расходов на ремонт основных средств, используемых в этих производствах и службах, а также в случае, когда рабочим планом счетов предусмотрено открытие и ведение счета 25 "Общепроизводственные расходы"), то отчисления в резерв должны отражаться по дебету соответствующих счетов:
на сумму ежемесячного списания расходов на ремонт основных средств вспомогательных производств;
на сумму ежемесячного списания расходов на ремонт основных средств обслуживающих производств и хозяйств;
на сумму ежемесячного списания расходов на ремонт основных средств, используемых при продажах продукции или товаров;
на сумму ежемесячного списания расходов на ремонт основных средств организаций торговли и общественного питания;
на сумму ежемесячного списания расходов на ремонт основных средств управленческого и хозяйственного назначения;
на сумму ежемесячного списания расходов на ремонт основных средств производственного назначения (с последующим распределением по видам продукции или по видам производств);
на сумму ежемесячного списания расходов на ремонт основных средств машин и механизмов (если учетной политикой организации предусмотрен обособленный учет расходов по их содержанию на отдельном субсчете, открываемом к счету 25).
Налоговый учет операций, связанных с ремонтом основных средств
В налоговом учете, в отличие от бухгалтерского, создание резерва на ремонт основных средств допускается.
Порядок создания и использования резерва весьма подробно и детально регулируется ст. 324 НК РФ.
Организация-налогоплательщик, принявшая решение о создании резерва предстоящих расходов на ремонт (и закрепившая это решение в учетной политике для целей налогообложения), рассчитывает отчисления в такой резерв исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.
При этом совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств.
При определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта. При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года.
Таким образом, норматив отчислений определяется как отношение сумм стоимости ремонта к совокупной стоимости основных средств. В дальнейшем размер отчислений в резерв регулируется посредством применения этого норматива - с уменьшением совокупной стоимости основных средств абсолютный размер отчислений уменьшается, и наоборот, с приобретением новых объектов основных средств размер отчислений может быть увеличен. При расчете предельного размера отчислений следует использовать данные, включенные в план проведения всех видов ремонта.
Например, совокупная стоимость объектов основных средств по годам составила:
2010 г. - 2000000 руб.;
2011 г. - 1900000 руб.;
2012 г. - 2400000 руб.
Расходы на проведение всех видов ремонта составили:
2010 г. - 120000 руб.;
2011 г. - 80000 руб.;
2012 г. - 115000 руб.
Таким образом, норматив отчислений в резерв составит 5% совокупной стоимости основных средств:
.
В 2013 г. предполагается, что среднегодовая совокупная стоимость основных средств составит 3000000 руб. Следовательно, норматив отчислений составит 150000 руб. (3000000 руб. х 5%) в год, или 37500 руб. в отчетный период (календарный квартал).
Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последнее число соответствующего отчетного (налогового) периода.
Для того чтобы эти отчисления могли безусловно быть приняты к налоговому учету, необходимо чтобы они были подтверждены планом проведения ремонта и соответствующими расчетами (сметами и т.п.). Глава 25 НК РФ не оговаривает последствий отсутствия такого плана и смет. Однако из сказанного ранее очевидно, что в том случае, когда размер отчислений будет выше, чем предполагаемые расходы (подтвержденные расчетами), это может быть истолковано как налоговое правонарушение - занижение налоговой базы по налогу на прибыль со всеми вытекающими последствиями.
При принятии решения о создании резерва для целей налогообложения следует иметь в виду, что различия в применяемых схемах учета приведут к образованию налоговых разниц, что обусловит необходимость применения в бухгалтерском учете требований Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.02 N 114н.
В.Р. Захарьин,
к.э.н.
"Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации", N 11, ноябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации"
Издательский дом "Бухгалтерский учет"
Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-34182 от 20 ноября 2008 г.
Адрес редакции: 127006, Москва, Садовая-Триумфальная ул., д. 4/10
Телефон (495) 699-99-22