Новые критерии необычных сделок
Росфинмониторинг выпустил Приказ от 23.08.2013 N 231 "О внесении изменений в Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 мая 2009 г. N 103 "Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок". Этим документом доведены новые критерии выявления и определения признаков необычных сделок, осуществление которых может быть направлено на легализацию "преступных" доходов. Поскольку страховые организации входят в перечень субъектов, приведенный в ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), то новый документ затрагивает непосредственно их интересы.
Сразу отметим, что рассматриваемые новшества связаны с принятием Федерального закона от 28.06.2013 N 134-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" и являются одним из этапов практической реализации данного закона*(1).
Как сказано в приказе Росфинмониторинга, Рекомендации по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок (далее - Рекомендации) разработаны в целях создания единого эффективного механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных), индивидуальными предпринимателями, перечисленными в ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ, а также иными лицами, указанными в ст. 7.1 данного закона.
Росфинмониторинг рекомендует организациям и иным лицам включать критерии и признаки необычных сделок в программу выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, разрабатываемую в составе правил внутреннего контроля, в целях определения, оценки и принятия мер по снижению собственных рисков возможного вовлечения в процессы отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также выявления операций (сделок), в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Разъяснения о порядке применения новых рекомендаций даны в Информационном письме Росфинмониторинга от 26.08.2013 N 33. В соответствии с п. 19 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 N 667, организациям, индивидуальным предпринимателям и иным лицам следует использовать данные Рекомендации при разработке и актуализации правил внутреннего контроля.
К сведению. Рекомендации по проведению аудита в части соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) "преступных" доходов и финансированию терроризма даны в Письме Минфина РФ от 02.10.2013 N 07-02-05/40858.
Уполномоченные работники страховых организаций хорошо знакомы со старым вариантом Рекомендаций, поэтому мы сравним их новую редакцию с действующей ранее.
Предыдущая редакция Рекомендаций состояла из трех таблиц:
В действующем сегодня варианте Рекомендаций только одна таблица - "Критерии и признаки необычных сделок".
Все критерии и признаки необычных сделок объединены в группы: в действующей редакции 23 группы. Критерии и признаки групп 11-22 носят общий характер и используются организациями и иными лицами в полном объеме. Признаки групп 31-46 используются организациями и иными лицами с учетом специфики осуществляемой деятельности. Отметим, что в каждой группе присутствует код "Иные признаки".
В каждом критерии или признаке необычной сделки, содержащихся в Рекомендациях, есть отдельный код, который используется организациями при заполнении реквизита 125 "Код вида необычной операции" листа 01 формы 4-СПД (приложение 1 к Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"*(2)) в случае представления в Росфинмониторинг информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с п. 3 ст. 7 и п. 2 ст. 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ.
Помимо приведенных в документе критериев выявления и признаков необычных сделок при разработке правил внутреннего контроля организацией могут использоваться иные критерии и признаки необычных сделок, разработанные с учетом особенностей ее деятельности.
Как информирует Росфинмониторинг, в настоящее время готовятся соответствующие уточнения в Справочник кодов видов необычных операций и сделок, информация о которых в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ представляется в Росфинмониторинг (приложение 8 к указанной инструкции).
Код группы | Описание критерия или признака | ||
Общие критерии необычных сделок | |||
Признаки необычных сделок с использованием бюджетных средств | |||
Признаки необычных сделок, основанные на стране регистрации, места жительства или места нахождения клиента, его контрагента, представителя клиента, выгодоприобретателя и (или) его учредителя | |||
Признаки необычных сделок при проведении операций с денежными средствами или иным имуществом в наличной форме и переводов денежных средств | |||
Признаки необычных сделок при проведении операций по договорам займа | |||
Признаки необычных сделок при проведении международных расчетов | |||
Признаки необычных сделок при проведении операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами | |||
Признаки необычных сделок, свидетельствующих о возможном финансировании терроризма | |||
Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении страховой деятельности | |||
Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности по управлению инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами | |||
Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию | |||
Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении лизинговой деятельности | |||
Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении сделок с недвижимым имуществом | |||
Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении деятельности по содержанию тотализаторов и букмекерских контор, а также организации и проведении лотерей, тотализаторов (взаимного пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме | |||
Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении деятельности ломбарда | |||
Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий | |||
Признаки необычных сделок, выявляемые при оказании услуг почтовой связи | |||
Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении деятельности оператора по приему платежей | |||
Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении деятельности оператора связи, имеющего право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи | |||
Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении финансирования под уступку денежного требования | |||
Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении деятельности по выдаче потребительских кредитов | |||
Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении микрофинансовой деятельности | |||
Признаки необычных сделок, выявляемые при оказании нотариальных услуг |
Разработчики новых рекомендаций за основу взяли действующие ранее критерии и признаки необычных сделок, поэтому в новом документе можно встретить как точные копии критериев и признаков необычных сделок из предыдущей редакции, так и переформулированные варианты.
При этом в группы 11-22, которые носят общий характер, добавлены новые критерии и признаки в соответствии с действующим законодательством. Приведем их в таблице.
Код группы | Код критерия (признака) | Описание критерия или признака |
Общие критерии необычных сделок | ||
Излишняя озабоченность клиента (представителя клиента) вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции (сделки), в том числе раскрытия информации государственным органам | ||
Отсутствие информации о клиенте - юридическом лице, индивидуальном предпринимателе в официальных справочных изданиях, либо невозможность осуществления связи с клиентом по указанным им адресам и телефонам | ||
Совершение операции (сделки) в случае, когда клиент является иностранным публичным должностным лицом, либо должностным лицом публичной международной организации, либо действует в интересах (к выгоде) иностранного публичного должностного лица, либо является супругом, близким родственником (родственником по прямой восходящей и нисходящей линии (родителем и ребенком, дедушкой, бабушкой, внуком, внучкой), полнородным и неполнородным (имеющим общих отца или мать) братом и сестрой, усыновителем и усыновленным) иностранного публичного должностного лица | ||
Совершение операции (сделки) в случае, когда клиент, представитель клиента действуют от имени (в интересах) некоммерческих организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их отделений, представительств и филиалов, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, в случае, если такая операция (сделка) не подлежит обязательному контролю в соответствии с п. 1.2 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ | ||
Совершение операций (сделок), предметом которых являются предметы искусства | ||
Совершение операции (сделки) клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся запрос, предусмотренный пп. 5 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ | ||
Отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма | ||
Совершение операции (сделки) в случае, когда клиент является лицом, замещающим (занимающим) государственную должность РФ, должность членов Совета директоров ЦБ РФ, должность федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, должность в ЦБ РФ, государственной корпорации и иных организациях, созданных РФ на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом РФ | ||
Поручение клиента перечислить полученные по операции (сделке) денежные средства на счет клиента, отличный от счета, указанного в договоре, в том числе на счет в банк-нерезидент, либо на свой счет в банке, отличном от банка, из которого первоначально поступили средства для проведения данной сделки, либо на счет третьего лица, не являющегося стороной по сделке | ||
Поручение клиента осуществить возврат в наличной форме ранее перечисленных денежных средств в течение короткого промежутка времени с момента их перечисления (либо заключения договора (сделки)), в том числе при досрочном расторжении договора (сделки), клиенту или третьему лицу | ||
Получение денежных средств от клиента - юридического лица, в состав учредителей которого входят благотворительные организации и (или) фонды или иные виды некоммерческих организаций с долей участия в уставном капитале такого лица, позволяющей прямо или косвенно оказывать влияние на решения, принимаемые указанным юридическим лицом | ||
Получение денежных средств от клиента в случае, если имеются основания полагать, что клиент является получателем грантов или иных видов безвозмездной финансовой помощи от иностранных некоммерческих неправительственных организаций и (или) их представительств и филиалов, осуществляющих свою деятельность на территории РФ | ||
Совершение операций (сделок) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, период деятельности которых с даты государственной регистрации составляет менее года | ||
Операция по получению или предоставлению безвозмездной финансовой помощи на сумму, не превышающую 600 000 руб. либо ее эквивалента в иностранной валюте | ||
Совершение операции (сделки) в интересах клиента, период деятельности которого с момента государственной регистрации не превышает 3 месяцев, при этом клиент имеет незначительный размер уставного капитала по сравнению с суммой операции (сделки), которую намеревается совершить | ||
Многократное внесение учредителями (руководителями) денежных средств для пополнения оборотных средств организации | ||
Иные критерии | ||
Признаки необычных сделок с использованием бюджетных средств | ||
Совершение операции (сделки) по поручению клиента в случае, когда клиент, учредитель или выгодоприобретатель является участником федеральных, региональных либо муниципальных целевых программ или национальных проектов | ||
Совершение операции (сделки) по поручению клиента в случае, если имеются основания полагать, что клиент, учредитель, бенефициарный владелец или выгодоприобретатель является получателем субсидий, грантов или иных видов государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ или муниципального бюджета | ||
Совершение операции (сделки) по поручению клиента, являющегося исполнителем (подрядчиком или субподрядчиком) по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, либо по гражданско-правовому договору с бюджетным учреждением на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (если сумма такого контракта составляет или превышает 6 000 000 руб.), при этом такой клиент имеет незначительный размер уставного капитала по сравнению с суммой операции (сделки), которую намеревается совершить, и период его деятельности не превышает 6 месяцев с даты государственной регистрации | ||
Иные признаки | ||
Признаки необычных сделок, основанные на стране регистрации, места жительства или места нахождения клиента, его контрагента, представителя клиента, выгодоприобретателя и (или) его учредителя | ||
Совершение операции (сделки) в случае, когда клиент, его контрагент, представитель клиента, бенефициарный владелец, выгодоприобретатель или учредитель клиента зарегистрирован в государстве (на территории), в отношении которого (которой) применяются международные санкции | ||
Совершение операции (сделки) в случае, когда клиент, его контрагент, представитель клиента, бенефициарный владелец, выгодоприобретатель, учредитель клиента - юридического лица или зарегистрирован в государстве (на территории), в отношении которого (которой) применяются специальные экономические меры в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" | ||
Совершение операции (сделки) на сумму менее 600 000 руб. либо ее эквивалента в иностранной валюте в случае, когда клиент, его контрагент, представитель клиента, бенефициарный владелец, выгодоприобретатель или учредитель клиента - юридического лица имеет соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории) | ||
Совершение операции (сделки) в случае, когда клиент, его контрагент, представитель клиента, бенефициарный владелец, выгодоприобретатель или учредитель клиента - юридического лица зарегистрирован в государстве (на территории), отнесенном (отнесенной) международными организациями (включая международные неправительственные организации) к государствам (территориям) с повышенным уровнем коррупции и (или) другой преступной деятельности | ||
Совершение операции (сделки) в случае, когда клиент, его контрагент, представитель клиента, бенефициарный владелец, выгодоприобретатель или учредитель клиента зарегистрирован в государстве или на территории, предоставляющем (щей) льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающем (щей) раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорной зоне) либо его счет открыт в банке, зарегистрированном в указанном государстве или на указанной территории | ||
Иные признаки | ||
Признаки необычных сделок при проведении операций с денежными средствами или иным имуществом в наличной форме и переводов денежных средств | ||
Регулярное получение клиентом денежных средств, причитающихся по операции (сделке), в наличной форме по инициативе клиента | ||
Совершение операции (сделки) на сумму, равную или превышающую 600 000 руб. либо ее эквивалента в иностранной валюте по внесению или выдаче денежных средств в наличной форме, участниками которых являются нерезиденты, имеющие регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве Таможенного союза | ||
Иные признаки | ||
Признаки необычных сделок при проведении операций по договорам займа | ||
Получение займа от нерезидента и (или) предоставление займа нерезиденту | ||
Иные признаки | ||
Признаки необычных сделок при проведении международных расчетов | ||
Иные признаки | ||
Признаки необычных сделок при проведении операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами | ||
Иные признаки | ||
Признаки необычных сделок, свидетельствующих о возможном финансировании терроризма | ||
Операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с изготовлением, переработкой, транспортировкой, хранением или реализацией ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов, других химических веществ, бактериологических материалов, оружия, боеприпасов, комплектующих к ним, взрывчатых веществ и другой продукции (товаров), запрещенных или ограниченных к свободному обороту, если это не обусловлено хозяйственной деятельностью клиента | ||
Операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с приобретением или продажей военного обмундирования, средств связи, лекарственных средств, продуктов длительного хранения, если это не обусловлено хозяйственной деятельностью клиента | ||
Операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом при осуществлении внешнеэкономической деятельности связана с приобретением и (или) продажей ядовитых и сильнодействующих веществ, если это не обусловлено хозяйственной деятельностью клиента | ||
Фамилия, имя, отчество и дата рождения клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя или учредителя клиента - физического лица совпадает с фамилией, именем, отчеством и датой рождения лица, включенного в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (при несовпадении паспортных данных и (или) адреса места регистрации или места жительства) | ||
Иные признаки |
Что касается признаков, указанных в группах с 31-й по 46-ю, которые используются организациями и иными лицами с учетом специфики осуществляемой деятельности, то страховым организациям будут непосредственно интересны признаки, указанные в группе 31 "Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении страховой деятельности". Признаки, приведенные под кодами 3101-3109, полностью идентичны признакам, которые содержались в действующей ранее редакции Рекомендаций в таблице "Основные признаки необычных сделок, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем". Они хорошо известны уполномоченным лицам. К ним добавлены новые признаки необычных сделок, выявляемых при осуществлении страховой деятельности, которые мы привели в таблице.
Код группы | Код критерия (признака) | Описание критерия или признака |
Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении страховой деятельности | ||
Перечисление денежного вознаграждения на сумму, равную или превышающую 600 000 руб., либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышающую ее, страховым агентам за представление страховщика в отношениях со страхователем по договору страхования (перестрахования) | ||
Перечисление денежного вознаграждения страховым брокерам на сумму, равную или превышающую 600 000 руб., либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышающую ее, за оказание услуг страхового брокера по договору страхования(перестрахования) | ||
Перечисление перестрахователем перестраховщику премии по заключенному с последним договору перестрахования риска выплаты страхового возмещения с учетом возможных вознаграждений за заключение такого договора, если размер такой операции равен или превышает 3 000 000 руб., либо равен сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 руб., или превышает ее | ||
Предоставление страховой организацией по договору страхования жизни (страхования жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события, пенсионного страхования, страхования жизни с условием периодических страховых выплат (рент, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика) физическому лицу беспроцентного займа в пределах сформированного страхового резерва, а также выплата выкупной суммы по таким договорам на сумму, равную или превышающую 600 000 руб., либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышающую ее | ||
Неперечисление страховым брокером в тридцатидневный срок денежных средств конечному получателю в рамках исполнения договора на оказание страховых брокерских услуг, если размер необходимых к перечислению в денежных средств по такому договору равен или превышает 3 000 000 руб., либо равен сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 руб., или превышает ее | ||
Перечисление денежного вознаграждения страховому брокеру за оказание услуг страхового брокера по договору перестрахования с зарубежными страховыми организациями, если размер такого вознаграждения равен или превышает 3 000 000 руб., либо равен сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 руб., или превышает ее | ||
Иные признаки |
В заключение отметим, что в Рекомендации внесены существенные изменения, как в структуру самого документа, так и в его содержание в соответствии с действующим законодательством. Эти изменения направлены на пресечение незаконных финансовых операций с учетом новых рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), принятых в феврале 2012 года.
Данные меры должны привести к благоприятным социально-экономическим последствиям как с точки зрения снижения уровня криминализации российской экономики, так и с позиции обеспечения наибольшего соответствия российского законодательства международным стандартам. Это, в свою очередь, повлечет улучшение инвестиционного климата и уровня безопасности деятельности законопослушных предпринимателей.
Н.А. Петрова,
эксперт журнала "Страховые организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее читайте об этом в статье Н.А. Петровой "Усиление мер борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем", N 5, 2013.
*(2) Утверждена Приказом Росфинмониторинга от 05.10.2009 N 245.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"