Оценщики vs. Банкиры
Инновационный формат прямого диалога, предложенный рынку НКЦ "Эталонъ", позволил собрать более полусотни заинтересованных представителей банковского сообщества, которые вместе с оценщиками в открытой дискуссии обсудили актуальные тренды развития оценочной деятельности и взаимовыгодного делового сотрудничества с банками. Технология экспресс-анкетирования дала возможность каждому участнику задать волнующие его вопросы, дать дельные советы, высказать критические замечания, внести конструктивные предложения. По шкале "Интерес-полезность-применимость" данное мероприятие, по мнению участников, "превзошло все ожидания".
С чашкой чая над "дорожной картой"
Насыщенная программа открытого делового завтрака позволила затронуть много ключевых проблем, включая новый формат оценочных услуг для финансовых институтов - банков, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, новые требования и стандарты оценки активов с точки зрения мегарегулятора.
Оживленную дискуссию вызвали вопросы, связанные с проблемами рынка судебной экспертизы, оказания оценочных услуг на рынке слияний и поглощений, где, по мнению выступающих, важна функция оценщика при разрешении спорных ситуаций.
Востребованной оказалась и тема, предложенная организаторами, связанная с развитием территорий. Здесь предметно обсуждался вопрос оценки как фактора инвестиционной привлекательности. Большой интерес к этой проблеме подтверждался и многочисленными заявками на участие в дискуссии, поступившими из субъектов Федерации. Благодаря онлайн-трансляции в Интернете, к участию в обсуждении смогло подключиться значительное число оценщиков из регионов.
Непосредственно в ходе мероприятия был проведен экспресс-опрос, организованный Экспертно-аналитической и информационно-рейтинговой компанией "ЮНИПРАВЭКС" совместно с НКЦ "Эталонъ". Инновационная технология экспресс-анкетирования дала возможность каждому участнику открытой дискуссии задать волнующие его вопросы, дать дельные советы, высказать продуманные критические замечания или пожелания, внести конструктивные предложения. В своих ответах собравшиеся высказали мнения о проблемах развития рынка оценочных услуг, перспективах сотрудничества с банковским сектором экономики, системе формирования профессиональных стандартов оценщиков в рамках плана мероприятий "дорожной карты" "Совершенствование оценочной деятельности", утвержденной распоряжением правительства РФ от 26 сентября 2013 г. N 1744р.
Меры, предусмотренные "дорожной картой", направлены на совершенствование государственного регулирования оценочной деятельности, повышение эффективности саморегулирования в указанной сфере. Реализация мер позволит повысить уровень профессионализма субъектов оценочной деятельности, ответственность за результаты определения рыночной, кадастровой или иной стоимости, транспарентность процедур определения кадастровой стоимости, требования к исполнителям работ по определению кадастровой стоимости, усовершенствовать механизм оспаривания кадастровой стоимости, восполнить методологическую базу оценочной деятельности, а также привести законодательство об оценочной деятельности в соответствие с положениями международных стандартов оценки.
Реализация "дорожной карты" будет осуществляться с 2013 по 2015 г. во взаимосвязи с планом мероприятий ("дорожной картой") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденным распоряжением правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. N 2236-р, что позволит обеспечить кумулятивный эффект от предусмотренных указанными документами мер.
Программа исследования
Предмет исследования:
комплекс критических замечаний, предложений, мнений, суждений, советов, рекомендаций, пожеланий и просьб, высказанных банкирами и оценщиками в ходе открытого делового завтрака для лидеров инвестиционно-финансового сектора экономики на тему "Перспективные рынки в оценочной деятельности", организованного Независимым консалтинговым центром "Эталонъ".
Объекты исследования:
- представители банков;
- представители оценочного сообщества: оценщики и руководители саморегулируемых организаций-оценщиков;
- эксперты, представляющие различные сегменты рынка бизнес-услуг;
- представители профессиональных объединений и организаций.
География исследования:
г. Москва, Московская область.
Период проведения исследования в режиме экспресс-анкетирования:
2 октября 2013 г., 11:00-13:00.
Единицы наблюдения/выборка:
Из 51 участника мероприятия респондентами выступили 37 человек (72,5%), предоставив для исследования 1595 экспертных мнений, ответив практически на все вопросы анкеты. Таким образом, репрезентативность выборки подтверждена ее объемом и достаточностью.
Цели исследования:
- описать интерес потенциальных потребителей оценочных услуг с точки зрения инвестиционно-финансового сектора экономики и инфраструктуры рынка оценки, опираясь на мнения экспертов по проблемам развития рынка оценочных услуг, перспективы сотрудничества с банковским сектором экономики, система формирования профессиональных стандартов оценщиков в рамках плана мероприятий "дорожной карты";
- выявить коммерческую мотивацию и базовые факторы обращения к услугам оценщиков, предпочтения клиентов по стоимости оценочных услуг, определить критерии выбора оценщиков;
- выявить возможности реализации прав законодательной инициативы посредством доведения наиболее важных идей, мнений, проектов, инноваций до органов власти, отвечающих за реализацию плана мероприятий "дорожной карты" "Совершенствование оценочной деятельности", утвержденной распоряжением правительства РФ от 26 сентября 2013 г. N 1744р.
Основные задачи исследования:
- проведение анализа запросов потребителей оценочных услуг;
- определение перспективной портфельной структуры рынка оценочных услуг в соотношении с клиентскими предпочтениями;
- определение качественных и количественных характеристик, реальной и потенциальной финансовой емкости рынка оценочных услуг;
- посредством экспресс-опроса предоставить каждому участнику открытого делового завтрака возможность более глубоко продумать и четко сформулировать свои ответы, задать волнующие его вопросы посредством специального социологического инструментария, высказать свои критические замечания, внести конструктивные предложения, дать дельные советы и высказать пожелания;
- моментально получить обратную связь с аудиторией, наладить с участниками мероприятия систему прочных деловых взаимоотношений в дальнейшем посредством вовлечения в процесс делового сотрудничества, в том числе с целью совместного участия в разработке законопроектов, внесения поправок в действующее законодательство, нормативно-правовые акты и т.п.
Метод сбора информации:
экспресс-анкетирование, представляющее собой вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондентов-участников открытого делового завтрака использовался комбинированный список открытых и закрытых вопросов.
Метод исследования:
- полевое исследование - опрос потребителей оценочных услуг и поставщиков оценочных услуг - оценщиков;
- кластерный и конкурентный анализ информации, содержащейся в анкетах участников мероприятия.
Инициатор и руководитель исследования:
- М.А. Скатов - генеральный директор ООО "Независимый консалтинговый центр "Эталонъ", член Совета Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации оценщиков "Свободный Оценочный Департамент" и член Экспертного совета НП СРО "СВОД", член Московской торгово-промышленной палаты.
Разработчик методологии экспресс-анкетирования и социологического инструментария:
- В.А. Зимин - генеральный директор Экспертно-аналитической и информационно-рейтинговой компании "ЮНИПРАВЭКС", председатель Комитета по рейтингам и Комитета по аттестации "Альянса развития финансовых коммуникаций и отношений с инвесторами" (НОА "АРФИ/ARFI), член Правления Московской торгово-промышленной палаты.
Состав исследовательской группы:
группа сбора информации, ее обработки, анализа и подготовки аналитического отчета-презентации насчитывала более десяти человек.
Результаты исследования:
по итогам экспресс-опроса НКЦ "Эталонъ" совместно с Экспертно-аналитической и информационно-рейтинговой компанией "ЮНИПРАВЭКС" подготовлен аналитический отчет, содержащий на основе полученного анализа конкретные и четко сформулированные предложения с целью возможности их применения в планах реализации мероприятий "дорожной карты" "Совершенствование оценочной деятельности", утвержденной распоряжением правительства РФ от 26 сентября 2013 г. N 1744р, проектов и программ стратегии развития МТПП, в законотворческом процессе.
Презентации и публикации результатов исследования:
- отчет был оформлен в виде презентации (в программе PowerPoint), слайды которых, помимо текста, содержали подробный фото-отчет (более 50 фото) и представлен 2 октября 2013 г. собравшимся в рамках специальной сессии, проведенной на завершающей стадии мероприятия.
- Результаты экспресс-анкетирования, основанные на репрезентативности выборки, 2 октября 2013 г., непосредственно после завершения мероприятия публиковались на официальных Интернет-ресурсах организаторов и официальных Интернет-сайтах информационных партнеров.
- Итоговый отчет представлен М.А. Скатовым и В.А. Зиминым 16 октября 2013 г. в Московской торгово-промышленной палате на заседании круглого стола "Инвестиционная привлекательность саморегулируемых организаций-оценщиков для субъектов оценки", организованного Фондом "Институт фондового рынка и управления".
Индекс удовлетворенности клиентов
Как показал экспресс-опрос, среди главных показателей эффективности деятельности и банкиров, и оценщиков был выделен "индекс удовлетворенности клиентов". Он представляет собой интегрированный критерий количественной и качественной оценки соответствия запросов клиентов их реальному воплощению. Такая многофакторная оценка основывается, прежде всего, на повышении финансово-экономических показателей.
Индекс удовлетворенности клиентов нацелен на понимание "глубинных причин" как развития рынка в целом, так и на выявление положительных или отрицательных тенденций (трендов) развития и определения перспективных точек роста в отдельных направлениях данного вида бизнеса путем корректного сопоставления и анализа всего массива информации, собранного и обработанного по специальной методике.
Интегрированный индекс помогает лучше ориентироваться в большом потоке информации, выбирая главное, концентрироваться лишь на самых важных данных и сведениях и на основании этого принимать более взвешенные управленческие решения. В ходе формирования индекса учитываются такие факторы, как "выгода оценщиков", "выгода клиентов", "лояльность клиентов". Принимаются во внимание все ресурсные возможности заказчиков по шкале "затраты/выгоды", степень их участия в корпоративных программах лояльности.
В этой связи, отвечая на вопрос анкеты "Какие главные факторы влияют на степень удовлетворенности потребителей качеством услуг в области оценочной деятельности?", респонденты составили свой рейтинг приоритетов, в котором, с точки зрения банкиров, важнейшим является соблюдение сроков и качество выполненных работ по оценке, а по мнению оценщиков - узнаваемость их брендов (табл. 1).
Таблица 1. 10 главных факторов, влияющих на степень удовлетворенности потребителей качеством услуг в области оценочной деятельности
Ранг | По мнению оценщиков | Ранг | По мнению банкиров |
1 | Узнаваемость бренда оценщиков | 1 | Соотношение "цена / качество / сроки" |
2 | Победы в конкурсах/тендерах | 2 | Достоверность результатов оценки |
3 | Безупречная деловая репутация | 3 | Доступность для восприятия отчетов об оценке |
4 | Высокий рейтинговый индекс "Оценка" UNi(Оц) | 4 | Безупречная деловая репутация |
5 | Опыт оказания оценочных услуг | 5 | Высокий рейтинговый индекс "Оценка" UNi(Оц) |
6 | Высокое конкурентное / ресурсное преимущество | 6 | Узнаваемость бренда оценщиков |
7 | Достоверность результатов оценки | 7 | Опыт оказания оценочных услуг |
8 | Соотношение "цена / качество / сроки" | 8 | Победы в конкурсах/тендерах |
9 | Доступность для восприятия отчетов об оценке | 9 | Высокое конкурентное / ресурсное преимущество |
10 | Защита отчета оценщика в судах | 10 | Прохождение экспертиз |
Как видно из таблицы 1, представители банковского сообщества, являясь заказчиками оценочных услуг, пристальное внимание уделяют соотношению "цена/качество/сроки". Практически во всех анкетах этот фактор лидировал по числу ответов. Достоверность результатов оценки как контрольный показатель эффективности реализации "дорожной карты" с небольшим отрывом оказался на втором месте. Важной для банкиров оказалась и доступность для восприятия отчетов об оценке, занявшая третье место. Неслучайно и этот показатель является контрольным.
Среднюю часть рейтинга - с 4 по 6 места - банкиры выделили в группу "репутационных рисков", включив сюда обязательную безупречность деловой репутации оценщиков, высокий, а лучше наивысший рейтинговый индекс в рейтинговой номинации "Оценка" UNi(Оц) интегрированного рейтинга Экспертно-аналитической и информационно-рейтинговой компании "ЮНИПРА-ВЭКС". Но главное - узнаваемость бренда оценщиков. В интервью банкиры отмечали уровень финансовых затрат, направленных на создание и регистрацию товарного знака, повышение показателей внешнего корпоративного ресурса.
Завершающая часть своеобразного ранжирования содержала три направления, относящихся к внутренним ресурсным факторам, а именно: опыт оказания оценочных услуг, многочисленные и/или стабильные победы в конкурсах/тендерах, проводимых ведущими российскими компаниями и кредитными организациями, высокое конкурентное преимущество, базирующееся на ресурсном обеспечении оценочной деятельности.
У оценщиков, наоборот, ресурсные факторы занимали первые позиции. Это объясняется тем обстоятельством, что именно они служат основой оценочного бизнеса. Достоверность результатов оценки, доступность для восприятия отчетов об оценке, а также четкое соблюдение сроков и качества выполненных работ по оценке является для оценщиков главным условием существования в правовом поле. Поэтому фактор "цена/качество/срок" у большинства опрошенных ассоциировался с текущими бизнес-процессами и действующими тарифами.
Любит - не любит
Согласно распоряжению правительства РФ от 26 сентября 2013 г. N 1744р, к середине 2014 г. Минэкономразвития России и Росреестр должны разработать механизм формирования реестра "недобросовестных" оценщиков и исполнителей работ по оценке объектов оценки.
В качестве ожидаемого результата отмечена "подготовка предложений по ограничению недобросовестной деятельности оценщиков и исполнителей работ по оценке объектов оценки".
В рамках этой проблемы, отвечая на вопрос: "Считаете ли Вы эффективным формирование реестра "недобросовестных'' оценщиков?", мнения банкиров и оценщиков заняли диаметрально противоположные позиции. Так, подавляющее большинство опрошенных представителей банковского сообщества выступили за создание такого реестра. На что оценщики ответили категорическим "нет", обосновывая свое мнение обобщенной формулировкой: "реестр создать можно, но каковы будут последствия этого шага?", "каков, в конечном счете, будет рыночный эффект?". В процентном соотношении мнения банкиров и оценщиков представлены для сравнения на двух диаграммах (рис. 1 и 2).
В развитии темы взаимовыгодного делового сотрудничества представители банковского сообщества отметили основные причины прекращения деловых отношений с оценщиками, указанные на диаграмме (рис. 3).
Во многих позициях оценщики не согласны и расходятся во мнении с респондентами из числа банкиров, приведенных в обобщенном виде на диаграмме. По их мнению, в некоторых случаях "планка слишком завышается и причины прекращения деловых отношений с ними сами оценщики видят так: "Да, возможно, присутствует, порой, необоснованное повышение тарифов" (1 место), согласны, что "клиентам не всегда понятна система ценообразования" (2 место), считают, что клиенты "слишком оглядываются на отрицательные заключения других клиентов" (3 место). Далее следуют: низкое качество оценочных работ (4 место), конфликт в этической области бизнеса и несовместимость психологического контура (5 и 6 места), нарушение "договорных сроков" (7 место), исключение из интегрированного рейтингового индекса "Оценка" UNi(Оц) Экспертно-аналитической и информационно-рейтинговой компании "ЮНИПРАВЭКС" (8 место), завершение срока договора (9 место), недостижение требуемых результатов (10 место).
Профессиональный стандарт
Большой раздел "дорожной карты", посвященный повышению квалификации оценщиков и экспертов саморегулируемых организаций-оценщиков, позволил сформулировать вопрос по организации разработки и утверждения профессионального стандарта в области оценочной деятельности с учетом специализаций оценщиков и требований к профессиональной этике, а также выделить базовые принципы и компетенции, которые должны быть положены в основу профессионального стандарта. Отвечая на комплекс вопросов, респонденты поделились своими соображениями, чье мнение является ключевым при утверждении итогового варианта профессиональных стандартов оценщиков (табл. 2).
Таблица 2. 10 мнений ключевых участников рынка, важность которых необходимо учитывать при разработке профессиональных стандартов оценщиков
Ранг | С точки зрения оценщиков | Ранг | С точки зрения банкиров |
1 | Мнение клиентов | 1 | Мнение оценщиков |
2 | Мнение потребителей оценочных услуг | 2 | Мнение СРО оценщиков |
3 | Мнение регулятора | 3 | Мнение органов власти |
4 | Мнение органов власти | 4 | Мнение клиентов |
5 | Мнение СРО оценщиков | 5 | Мнение потребителей оценочных услуг |
6 | Мнение оценщиков | 6 | Мнение конкурентов |
7 | Мнение экспертов | 7 | Мнение оппонентов |
8 | Мнение научной среды | 8 | Мнение регулятора |
9 | Мнение конкурентов | 9 | Мнение экспертов |
10 | Мнение оппонентов | 10 | Мнение научной среды |
Какие проблемы не решены
К основным проблемам, затронутым в ходе открытой дискуссии, респонденты отнесли, по их мнению, главные, требующие решения в приоритетном порядке. Поскольку большинство мнений и оценщиков, и банкиров совпадали, приводим их в порядке высказанных приоритетов, не разделяя на отдельные категории респондентов, сохраняя авторскую стилистику и эмоциональный фон высказываний:
1. Нормативное регулирование:
- нормативное регулирование методики проведения экспертного исследования;
- совершенствование федеральных стандартов оценки (ФСО);
- отсутствие нарушений;
- доступность цен сделок.
2. Достоверность:
- достоверность результатов оценки;
- достоверность, честность, независимость;
- достоверность, качество, сервис;
- единство в достоверности данных в отчетах об оценке и достоверности источников информации для отчетов;
- достоверность, объективность оценки и тесное взаимодействие сторон.
3. Сотрудничество:
- решить проблему, чтобы банки и оценщики были партнерами, а не врагами;
- взаимодействие между оценщиками и банками;
- взаимопонимание между банками и оценщиками;
- взаимодействие банков и оценщиков.
4. Подготовка оценщиков:
- уровень подготовки оценщиков;
- стандарт залогового специалиста;
- профессиональный стандарт оценщиков.
Для сравнения, в процентном соотношении указанные проблемы представлены на диаграмме (рис. 4).
Выводы и прогнозы
По мнению большинства опрошенных, очень важно, что результаты исследования, в котором они приняли активное участие, будут являться базовой платформой при формировании комплексной системы мониторинга состояния конкурентной среды в инвестиционно-финансовом секторе экономики.
Эффективность и результативность открытого делового завтрака как инновационного формата открытой дискуссии подтверждается и единодушным мнением респондентов, высоко оценивших актуальность и новизну тематических блоков всех трех секций. А по шкале "ИНТЕРЕС-ПОЛЕЗНОСТЬ-ПРИМЕНИМОСТЬ" данное мероприятие, по мнению участников, "превзошло все ожидания".
Главные выводы и прогнозы стратегии развития на среднесрочную перспективу:
- рынок оценочных услуг будет активно развиваться, двигаясь по эволюционному пути, получат дальнейшее развитие процессы структуризации данного вида бизнеса в рамках "дорожной карты", заметно расширится инфраструктура рынка, появится более глубокая специализация по видам оценочных услуг.
- В практику оценочной деятельности будет введен индекс удовлетворенности клиентов / потребителей качеством оценочных услуг.
- Развитие рынка в большей степени будет зависеть от макроэкономических кризисных процессов, происходящих во всех отраслях экономики с учетом факторов ВТО.
- Заметно повысится степень конкурентоспособности российских оценочных организаций, базирующаяся на принципах "саморегулируемости" рынка.
- В ходе формирования МФЦ оценщики будут активно вовлекаться в рейтинговый процесс, направленный на развитие финансового и фондового рынков, в рамках которого присваиваются кредитные рейтинги банкам и компаниям-эмитентам по системе "двух ключей".
Заключение
Цели "дорожной карты" достигаются за счет:
- разработки и внесения изменений в федеральные стандарты оценки с учетом международных стандартов оценки;
- развития баз данных, содержащих сведения о характеристиках объектов оценки, уточнения порядка применения имущественной ответственности юридических лиц, заключивших договор о проведении оценки, дисциплинарной ответственности оценщиков, а также установления дисциплинарной ответственности в отношении экспертов саморегулируемых организаций-оценщиков;
- повышения требований к членству в саморегулируемых организациях оценщиков, в том числе в части квалификации и опыта работы в области оценочной деятельности;
- совершенствования процедур проведения государственной кадастровой оценки и порядка оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, установления дополнительных требований к исполнителям работ по определению кадастровой стоимости;
- уточнения полномочий органов государственного и негосударственного регулирования оценочной деятельности, в том числе в части проведения единого квалификационного экзамена для претендентов на членство в экспертных советах саморегулируемых организаций-оценщиков, а также порядка создания и функционирования Национального совета по оценочной деятельности.
М. Скатов,
генеральный директор ООО "Независимый консалтинговый центр "Эталонъ",
член Экспертного совета НП СРО "СВОД",
член Московской торгово-промышленной палаты
"Консультант", N 21, ноябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.