"Мертвые души" в информационных системах
Термин, которым мы обязаны нашему замечательному классику, прочно вошел в нашу жизнь и чаще всего имеет негативный оттенок. Несмотря на широкое распространение этого термина, как правило, в корпоративном сегменте под "мертвыми душами" понимаются сотрудники, которые формально числятся в штате организации, но по факту не участвуют в ее деятельности. Такое формальное наличие их в организации может использоваться в корыстных целях. Например, можно получать за них заработную плату. Это, конечно, выглядит абсурдно, особенно с точки зрения коммерческой организации, но тем не менее и такая практика существует. В информационных технологиях термин "мертвые души" тоже имеет свой смысл. Под этим словосочетанием подразумеваются незаблокированные учетные записи в информационных системах уволенных сотрудников.
Но обычно практика "мертвых душ" в информационных системах не связана с запланированным злым умыслом, а является следствием неэффективности процессов управления доступом и взаимодействия между собой подразделений по работе с персоналом, информационных технологий и информационной безопасности. В данной статье я постарался разносторонне раскрыть проблему "мертвых душ" в информационных системах, с которой сталкивается практически каждая организация, и описать методы ее решения.
Риски
Какие же основные риски несет в себе наличие "мертвых душ" в информационных системах? В первую очередь - это, конечно, риски информационной безопасности, связанные с неправомерным доступом. Уволенный сотрудник уже не связан обязательствами с работодателем, и зная логины и пароли в информационных системах, начиная от входа в компьютер/домен и заканчивая критическими бизнес-системами, влияющими на финансовую стабильность организации, может воспользоваться ими в корыстных целях и нанести серьезный ущерб. К тому же все больше информационных систем с целью мобильности сотрудников имеют возможность удаленного доступа и потенциальному злоумышленнику для получения доступа в систему не надо будет даже проникать в помещения бывшего работодателя. Но это только один из возможных сценариев. Далеко не редкость, когда учетной записью уволенного сотрудника пользуются действующие сотрудники, причем действовать они могут как самостоятельно, так и по сговору бывшего владельца учетки. Опять же цели могут быть разные - от обычных бытовых до спланированной акции по несанкционированному переводу денег. Ведь индивидуальная учетная запись для того и существует, чтобы персонализировать ответственность сотрудника. А как можно определить ответственного и предъявить ему претензии, если используемые в информационной системе учетные данные числятся за уволенным сотрудником, который на территории работодателя не появлялся с момента увольнения. Проблемы "мертвых душ", связанные с отсутствием элементарного порядка и ростом количества пользователей в информационных системах вследствие "текучки кадров", как-то уже меркнут на фоне возможных рисков информационной безопасности. Хотя в определенных бизнес-системах стоимость лицензий на право использования программного обеспечения напрямую зависит от количества пользователей в них как результат незапланированного роста пользователей, нарушение лицензионного законодательства или невозможность доступа новых сотрудников. При этом если риски информационной безопасности бывает нелегко перевести в деньги, то отсутствие порядка в учетных записях может привести к перерасходу средств на закупку программного обеспечения. Немаловажным моментом являются и временные затраты ИТ-специалиста на ручную чистку информационных систем от "мертвых душ", что также достаточно легко оценить в денежном выражении.
Причина
Давайте посмотрим, откуда появляются эти пресловутые "мертвые души". Как выглядит классическая процедура приема и увольнения сотрудника с точки зрения ИТ-подразделений? Когда сотрудник прошел необходимые процедуры по оформлению на работу, ему необходимо предоставить доступ в информационные системы работодателя для выполнения своей деятельности. Для этого непосредственным руководителем или сотрудником отдела кадров в адрес службы ИТ отправляется служебная записка/заявка с запросом на доступ в информационные системы согласно должностным обязанностям нового сотрудника. Заявка проходит необходимые этапы согласования у бизнес-руководителей и службы информационной безопасности (при наличии) и поступает на исполнение к системным администраторам. Системные администраторы создают необходимые учетные записи в системах с соответствующими правами и выдают их с паролями на доступ сотруднику. Войдя в систему, сотрудник может приступить к выполнению своей деятельности согласно своей роли. С точки зрения приема на работу все процедуры, связанные с организацией доступа в информационные системы, осуществляются последовательно и исключение какого-либо шага влияет на конечный результат. В случае с увольнением ситуация несколько меняется. Так как при увольнении сотрудника у отдела персонала или непосредственного руководителя уже нет мотивации в оперативном взаимодействии с ИБ и ИТ-подразделениями, то и указанные подразделения зачастую остаются в неведении по части уволившихся. Конечно, вопрос увольнения сотрудника с минимальными рисками для организации возник не вчера и существуют такие процедуры, как "обходной лист". Но, во-первых, чаще всего это касается материальных ценностей, и если руководитель ИТ-подразделения ставит свою визу, то он больше думает о том, чтобы сотрудник сдал компьютер, ноутбук, жесткий диск и тому подобное из ИТ-устройств, а, во-вторых, существует такая практика далеко не везде, а, как правило, в государственных или прогосударственных структурах. А на деле, в лучшем случае, сотрудники ИТ-подразделений периодически получают от отдела кадров сверку по уволившимся сотрудникам и вручную производят блокирование их учетных записей. При этом нет никакой гарантии в том, что сведения будут полными и достоверными и поступят они оперативно.
Методы решения проблемы
С точки зрения решения проблемы "мертвых душ" в информационных системах, в настоящее время можно выделить два основных пути. Первый путь, условно говоря, организационный. Второй путь - технический.
Про организационный путь уже было сказано несколько слов в предыдущей главе. Остается только добавить, что в организации должны быть строго регламентированные процедуры по взаимодействию сотрудников отдела кадров, ИТ- и ИБ-подразделений в части приема, перевода и увольнения сотрудника. При этом, чтобы максимально снизить ИТ- и ИБ-риски, необходимо неукоснительно соблюдать эти процедуры, но это уже из области классических вопросов внедрения любого бизнес-процесса. А чтобы минимизировать пресловутый человеческий фактор, лучше эту деятельность автоматизировать.
Здесь мы уже можем продолжить в контексте технического варианта решения проблемы. Не секрет, что деятельность как отдела кадров, так и других подразделений сейчас все больше автоматизируется. Как правило, для управления персоналом существуют специализированные кадровые системы, или так называемые HR-системы (HR - Human Resource), в которые заносятся все актуальные сведения о сотруднике, в том числе, конечно, отражается факт приема на работу и увольнения. Поэтому наиболее эффективный вариант оперативного реагирования на изменения трудового статуса в контексте управления доступом - это синхронизация данных между кадровой и другими информационными (бизнес) системами. То есть, как только сотрудник принят на работу, система, отвечающая за управление доступом, видит соответствующее изменение в кадровой системе и приводит создание учетных записей и назначение прав в информационных системах в соответствие с должностными обязанностями сотрудника. Если сотрудник увольняется, аналогичным образом система реагирует на изменение в кадрах и блокирует учетные записи с отзывом прав. Такое техническое решение является частью функционала IDM (Identity Management) систем. Для описания полного и детального функционала и принципов работы IDM-систем понадобится не одна статья, а целая книга. Поэтому в рамках данной статьи мы ограничиваемся ее описанием лишь в контексте "мертвых душ". В своем составе IDM-система имеет так называемое ядро, которое с помощью коннекторов подключается к кадровой и целевым системам. Под целевыми системами здесь имеются в виду информационные системы, в которых необходимо управлять учетными записями. То есть из кадровой системы IDM получают актуальную информацию о сотрудниках, в целевых системах - создает/блокирует учетные записи, назначает/изменяет/отзывает права. Кадровая система является основной для деятельности сотрудников отдела персонала, поэтому используя ее как источник информации о сотрудниках, можно быть уверенным, что шансов ускользнуть уволенному сотруднику мимо ИТ-службы уже не остается.
Вывод
Конечно, внедрение IDM-системы имеет смысл, в основном, в крупных и средних компаниях, где количество сотрудников исчисляется как минимум сотнями. В таком случае она сможет доказать свою эффективность, и даже по части реальной экономии. Хотя последние тенденции IDM-рынка демонстрируют движение производителей в сторону доступности IDM - как с точки зрения простоты внедрения, так и по части стоимости.
О. Губка,
директор Департамента по работе с клиентами компании Аванпост
"Консультант", N 21, ноябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.