Налог на иллюзию
Каких только дополнительных налогов за последние полгода не предлагали ввести парламентарии: начиная от так называемого сбора за удовольствия для владельцев развлекательных заведений, в том числе музеев, и заканчивая сборами на старость и развод. Последнее фантастическое предложение - ввести спецналог на товары с иностранными названиями поразило своей глубиной и оригинальностью. Сразу видно - судьба всего русского, в том числе и языка, небезразлична слугам народа.
Американизмы давно и прочно проникли в нашу жизнь, засели в подсознание. Оглянуться не успели, как плотным кольцом нас окружили менеджеры, маркетологи, дистрибьютеры на пару с гаджетами, виджетами и девайсами.
Борцы за чистоту русского языка давным-давно кричали sos, help, в общем, подавали сигналы бедствия, как могли. Однако достучались до властей только сейчас.
Торжество русофилов
Бороться с засильем иностранных слов в нашей стране следует радикальными методами. Начать зачистку, как водится, нужно с бизнеса. Ведь именно в нем сосредоточен весь рассадник зла.
Российские бизнесмены практически во всех сферах используют привлекательные для клиента иностранные названия. С этим надо что-то делать, подумали в Госдуме, и предложили ввести специальный налог "за нерусскость" для тех, кто пишет название своих товаров на латинице.
Размер сбора, по словам автора документа, председателя думского Комитета по экономической политике и предпринимательству Евгения Федорова, будет символичным - не более 1%. Вместе с тем общий доход в казну на фоне склонности к иностранным названиям должен составить приличную сумму.
Введение нового сбора, по мнению Федорова, необходимо для того, чтобы указать на привилегированность наших компаний, находящих подходящие русские слова в наименовании своей продукции. И правда, зачем называть майонез Mr.Ricco или кофе Jardin, когда можно найти массу более привлекательных аналогов, к примеру, крупнолистовой чай "Синьор Сидоров" или конфеты "Бирюлево".
Вдогонку к налогу
Несмотря на то что некоторые эксперты откровенно назвали инициативу дискриминационной, а также призывали не забывать о вступлении России в ВТО, Евгений Федоров намерен дописать проект закона и отправить его на рассмотрение в Госдуму.
Велика вероятность, что документ будет одобрен. Во всяком случае в ЛДПР данную инициативу уж точно поддержат. Ведь не так давно г-н Жириновский в привычной ему экспрессивной форме призывал освободить российский язык от всяческого зарубежного "мусора". Особенно Владимир Вольфович ополчился на дилеров, трейдеров, менеджеров и парикмахеров. Всего же он насчитал более 100 иностранных слов, которым не место в жизни россиян.
"Зачем говорить дилер, когда есть "посредник", перфоманс вместо представления - скоро у нас и английское произношение заставят делать", - возмущался Жириновский.
Тех же, кто осмелится нарушить запрет, парламентарии предлагают нещадно штрафовать. Сказал человек с экрана телевизора "sale" вместо "скидка" или "sorry" вместо "извините" и все - горько поплатится за свой английский.
Если развивать тему и дальше, то можно, например, заставить все компании, которые трудятся на территории Российской Федерации, искать аналоги их иностранным названиям. Зачем говорить или писать Apple, Windows, когда в русском есть замечательное слово яблоко и окна.
Забугорные настроения
"Сверх оригинальные" слова-заменители иностранных названий опять же с нашей тягой ко всему забугорному, без сомнений, никогда не приживутся. Да и смотреться это будет крайне несуразно.
К тому же, как показывает практика, большинство покупателей, выбирая между отечественным и иностранным брендом, как правило, отдают предпочтение в пользу последнего. И неважно, что под обувным брендом с итальянским (Carlo Pazolini) или английским акцентом (Chester) порой скрывается швейная мастерская в одном из спальных районов Москвы, а то и вовсе в подвале Мытищ.
Эта "маленькая" хитрость, на которую идут бизнесмены, нисколько не смущает покупателей. Какая разница, что скрывается под тем или иным брендом, кого интересует истинная подноготная - главное написано не по-нашему. Пустить пыль в глаза важнее. А отечественного производителя, который не скрывает свои корни и пишет мэйд ин раша, как-то и неприлично поддерживать. Есть же разница - говорить, что вы пользуетесь косметикой марки "Василёк" или покупаете исключительно Faberlic (компания была основана в 1997 г. двумя выпускниками МГУ и раньше носила название "Русская линия"). И таких брендов с иностранным налетом, но русской душой, выдающих себя за иностранные, в нашей стране великое множество.
Мэйд ин раша
Как писал в одном из своих романов известный писатель-утопист Джордж Оруэлл "Незнание - сила". Порой живешь в своем мирке и не замечаешь обмана вокруг или, по крайней мере, делаешь вид, что все хорошо. Однако оставаться в стороне, учитывая, что аля-иностранные бренды заполонили все вокруг, вряд ли получится.
Если вы не знали, то российское происхождение имеют такие компании, как: Rolsen (основана выпускником МФТИ), Bork (бренд сети "Электрофлот"): Erich Krause; чай Curtis & Patridge (компания "Май"); кофе Jardin, Milagro, Kaffa Elgresso; Sela; Oggi (после ребрендинга стала называться Oodji, основана в Санкт-Петербурге); Befree, Zarina, Love Republic, Women'Secret (марки, выросшие из петербургской швейной фабрики "Первомайская заря", на данный момент принадлежат холдингу "Мэлон Фэшн Груп"); Tervolina (фабрика "Лидер" в Тольятти); Ralf Ringer; Gloria Jeans (джинсовая одежда родом из Ростова).
Е. Петрова,
экономический обозреватель
"Консультант", N 21, ноябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.