Актуальные вопросы автоматизации финансового контроля
Федеральными законами N 252-ФЗ и 44-ФЗ в систему государственного финансового контроля внесены значительные изменения. Сегодня можно выделить ряд приоритетов, определяющих ключевой вектор развития информационных систем в рассматриваемой сфере. Об актуальных вопросах информатизации финансового контроля рассказывает заместитель генерального директора компании "Кейсистемс" Сергей Николаевич Сергеев.
Приоритет санкционированию и самоконтролю
Одна из ключевых задач "Электронного бюджета" - обеспечение централизации информационных ресурсов и интеграции процессов планирования и исполнения бюджетов, ведения бухгалтерского учета учреждений и формирования отчетности. В контексте осуществления финконтроля общий вывод такой: информация, недоступная ранее для анализа, особенно информация о текущей деятельности учреждений, становится открытой в рамках единых информационных систем, и соответствующие единичные операции могут контролироваться до их совершения, а не по итогам отчетного периода. Следовательно, многие контрольные процедуры имеет смысл перенести из сферы последующего контроля в форме проверок и ревизий в сферу предварительного контроля со стороны финансового органа, главных администраторов расходов, например, в виде санкционирования операций в электронной форме или автоматического безусловного контроля программными средствами.
Одновременно в рамках "Электронного бюджета" необходимо выстроить систему информирования руководителей учреждений и учредителей о текущих и контрольных показателях, соответствующих действующим методикам контроля и оценки деятельности учреждений. Тем самым будут созданы условия для существенного повышения качества финансового менеджмента на уровне учреждений и снижения числа нарушений, связанных с элементарным незнанием специалистами на местах действующих нормативных документов.
Приоритет камеральным проверкам
Кроме всего прочего, информационные ресурсы "Электронного бюджета" создают условия для замены выездной проверки на камеральную благодаря прямому доступу к документам первичного учета учреждений. Дополнительно можно отметить, что, во-первых, часть информации об учреждениях присутствует в государственных (муниципальных) информационных системах и доступна органам финконтроля. Это как федеральные ресурсы Минфина России (например, bus.gov.ru), Федерального казначейства (например, единая система закупок), ФНС, Росреестра, так и региональные (муниципальные) системы управления бюджетным процессом, закупками, имуществом и др. Во-вторых, документы, запрашиваемые от объектов контроля, можно получать в электронном виде с наложением электронной подписи, что существенно сократит время проведения проверки.
Приоритет единому информационному пространству*(1)
Информационное взаимодействие между органами государственного (муниципального) финансового контроля публично-правовых образований - ключевой фактор повышения эффективности деятельности контрольных органов. Обмен информацией необходимо выстраивать как на этапе планирования контрольной работы, так и по результатам проведенных обследований, проверок и ревизий.
Для осуществления контроля в сфере закупок в рамках Закона N 44-ФЗ на региональном и муниципальном уровнях наиболее важно получать информацию о планировании и исполнении контрактов, а также об отражении в документах учета поставленного товара, работы или услуги из централизованных систем бухгалтерского учета и отчетности (в случае их применения). Общим принципом работы контрольных органов должно стать публичное размещение информации о совокупности обязательных требований к субъектам и объектам проверки и предмету проверки, а также обеспечение доступности сведений о результатах проведения плановых и внеплановых проверок и статистики результатов проведения таких проверок. Государственное (муниципальное) учреждение со своей стороны обязано обеспечивать открытость и доступность сведений о проведенных в их отношении контрольных мероприятиях и их результатах (Закон N 7-ФЗ, приказ Минфина России N 86н). Информация о проведенном в отношении учреждения контроле со стороны иных органов (например, прокуратуры) и соответственно об устранении нарушений также важна учредителю (ГРБС) и органам финконтроля. Такая информация, кроме всего прочего, может централизованно размещаться на общедоступных сайтах, например на портале управления общественными финансами и на bus.gov.ru.
Приоритет автоматизации в совокупности с методологией
Сегодня при автоматизации востребован комплексный продукт, включающий в себя методологическую часть (разработку НПА) и собственно автоматизированную систему. Состав работ по методологии может выглядеть следующим образом:
- разработка и согласование с заказчиком оптимальной модели планирования и осуществления государственного (муниципального) финансового контроля;
- разработка классификатора нарушений и недостатков, выявляемых в ходе осуществления государственного (муниципального) финансового контроля;
- разработка методологии организации и осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита в органах исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления;
- разработка предложений по составу и формам обнародования информации о результатах государственного (муниципального) контроля для размещения в электронных средствах массовой информации и на официальных интернет-ресурсах органов власти.
Для оценки уровня автоматизации финансового контроля могут применяться следующие показатели (по аналогии с "Электронным бюджетом"):
- доля документов в общем объеме документов финансово-хозяйственной деятельности контролируемых организаций, запрашиваемых в электронной форме из единых информационных систем с обеспечением юридической значимости;
- сокращение времени обработки, анализа и контроля первичной учетной документации в ходе проведения проверочных мероприятий;
- сокращение сроков формирования и периода детализации всех видов отчетности о контрольной работе; доля информации о контрольных мероприятиях и их результатах, а также иной информации о деятельности органов финконтроля, размещенной в единой информационной системе;
- количество субъектов (контрольных органов) региональной (муниципальной) системы финконтроля, охваченных единой системой автоматизации финансового контроля и аудита, а также участвующих в процессах информационного взаимодействия.
"Финконтроль-СМАРТ"
Актуальные вопросы автоматизации процессов осуществления финансового контроля успешно решает новая разработка компании "Кейсистемс" - программный комплекс "Финконтроль-СМАРТ". Основная идея решения заключается в построении единой базы данных и централизованных информационных ресурсов, на основе которых уполномоченный орган будет координировать деятельность по осуществлению финансового контроля законодательными (представительными) органами, главными администраторами бюджетных средств, финансовыми органами региона и муниципальных образований. Таким образом, создаются условия для упрощения организации и повышения эффективности системы контроля с одновременной реализацией принципа применения единой нормативной, правовой и методической базы в секторе государственного и муниципального управления.
С.Н. Сергеев,
заместитель генерального директора
компании "Кейсистемс"
"Бюджет", N 11, ноябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. также статью С.Н. Сергеева "Единое информационное пространство системы финансового контроля" // Бюджет, 2013. N 8.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджет"
Ежемесячный финансово-экономический журнал
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Издательский Дом "Бюджет"
Свидетельство о регистрации печатного СМИ: ПИ N ФС 77 - 50718 от 17.07.2012 года.
Редакция:
107078, Москва, ул. Новая Басманная, д. 10, стр. 1.
подъезд 6, а/я 104
Тел.: (495) 632-23-22, 628-47-88,
тел./факс: 628-35-08
Представителем автора публикаций в журнале "Бюджет" является издатель.