Дайте разъяснение, как муниципальное автономное учреждение должно определить размер арендных платежей: по расчету, который рекомендует учредитель, или каким-то иным способом?
В соответствии с абз. 1 ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Статьей 2 Федерального закона N 174-ФЗ*(1) предусмотрено, что имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование. Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено указанным законом.
Примечание. В соответствии со ст. 608 ГК РФ правом на передачу имущества в аренду обладает его собственник или лицо, уполномоченное собственником.
Базовые ставки арендной платы за государственное и муниципальное имущество могут устанавливаться собственниками этого имущества - органами государственной власти и органами местного самоуправления. Основанием для этого является следующее: согласно федеральному законодательству управление и распоряжение такой собственностью является полномочием высших исполнительных органов государственной власти или вопросом местного значения соответственно, в частности, органами местного самоуправления относительно владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с п. 3 ч. 1, п. 2 ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды в отношении государственного (муниципального) имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. При этом ставка арендной платы определяется по итогам торгов.
Обратите внимание! На основании ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" является обязательным проведение оценки при определении стоимости объектов, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в частности, в случае передачи их в аренду.
Следовательно, устанавливаемые базовые ставки могут быть рекомендованы для применения автономными учреждениями в том случае, когда речь идет о сдаче в аренду имущества, которым учреждение не имеет права распоряжаться самостоятельно. Первоначальный размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта.
Однако окончательная ставка арендной платы устанавливается по итогам проведения конкурса на заключение договора аренды помещения, но не может быть ниже начальной (минимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении конкурса.
А.И. Бирюков,
к.э.н., профессор Финансового университета
при Правительстве РФ,
советник Управления внутреннего контроля (аудита)
и оценки эффективности деятельности Федерального казначейства
1 ноября 2013 г.
"Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 6, ноябрь-декабрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"