Принудительная установка ОПУ
С 01.07.2012 началась принудительная установка ОПУ. К сроку (01.07.2013) счетчиками оснащены далеко не все МКД, и сейчас процесс "оприборивания" набирает обороты. Арбитры подтверждают, что РСО вправе требовать оплаты расходов на установку ОПУ с управляющих МКД (УК, ТСЖ), которые впоследствии должны получить компенсацию от собственников помещений. Эти вопросы требуют подробного рассмотрения, в том числе с точки зрения исчисления налогов и отражения операций в бухгалтерском учете.
Согласно п. 5 ст. 13 Закона N 261-ФЗ*(1) до 01.07.2012 собственники помещений в МКД, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного закона, обязаны были обеспечить оснащение домов ОПУ используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ИПУ используемых воды и электрической энергии. В силу п. 9 той же статьи с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны заниматься деятельностью по установке, замене, вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Поскольку к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования МКД, присоединены сети РСО (либо специализированных организаций, осуществляющих передачу ресурсов), именно РСО (сетевые организации) обязаны устанавливать приборы учета соответствующих ресурсов.
Порядок принудительной установки ОПУ
В соответствии с п. 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ РСО (сетевые организации) обязаны совершить действия по оснащению приборами учета МКД, которые в нарушение требований этого закона не были оснащены приборами учета в установленный срок. Лицо, не исполнившее в срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки счетчиков.
Существуют отраслевые подзаконные акты, освещающие порядок установки приборов учета силами РСО в ситуации, когда обязанные лица не смонтировали счетчики самостоятельно. В первую очередь нужно назвать Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442. В пункте 150 данного документа приведен порядок действий сетевой организации, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства, которые в соответствии с Законом N 261-ФЗ должны быть оснащены ОПУ. Это значит, что ОПУ в принудительном порядке устанавливает не энергосбытовая компания (гарантирующий поставщик), с которой заключается договор электроснабжения, а энергосетевая организация. Правила являются общими для всех абонентов, без указания каких-либо особенностей для установки ОПУ в МКД.
Итак, сначала сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств уведомление о необходимости обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемых дате и времени, месте их установки, действиях, которые такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки счетчиков. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета (существенные условия утверждены Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149). Здесь необходимо оговориться, что в качестве собственника энергопринимающих устройств, не выполнившего требования об оснащении их прибором учета, применительно к МКД выступает управляющий домом, а не каждый из сособственников общего имущества (энергопринимающих устройств). Дело в том, что обеспечение установки ОПУ является составным элементом содержания общего имущества (пп. "к" п. 11 Правил содержания общего имущества). Возложенные на собственников помещений обязанности по содержанию общего имущества (ст. 39 ЖК РФ) реализуются через избранный способ управления, в частности, путем заключения договора управления с УК либо членства в ТСЖ (п. 16 Правил содержания общего имущества). Таким образом, обязанность собственников помещений в МКД устанавливать ОПУ реализуется путем передачи соответствующих полномочий управляющему домом. Это подтверждается накапливаемой в настоящее время судебной практикой по привлечению управляющих МКД к административной ответственности за отсутствие в доме ОПУ согласно ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ (постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 по делу N А56-10676/2013, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013 по делу N А60-7266/2013, от 17.04.2013 по делу N А60-50480/2012, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2013 N 18АП-13297/2012, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2013 по делу N А35-13274/2012).
Таким образом, сетевая организация адресует уведомление УК, управляющей домом. В течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления управляющий обязан согласовать проект договора, а также подтвердить предложенные дату и время допуска к общему имуществу либо согласовать с сетевой организацией иные дату и время. Очевидно, в этом случае между сторонами заключается договор на предложенных сетевой организацией условиях, счетчик устанавливается в том же порядке, что и при добровольной установке. Поскольку речь идет о принудительной установке ОПУ, даже в случае подписания управляющим и РСО договора условия установки счетчика определяются РСО в одностороннем порядке (у управляющего нет возможности влиять на тип и стоимость прибора учета и прочие условия).
Если управляющий не согласовал проект договора и не подтвердил дату, время (а это соответствует двум вариантам развития событий: когда управляющий в течение пяти рабочих дней представил мотивированный отказ от допуска к местам установки счетчиков и от заключения договора либо когда он вообще проигнорировал предложение сетевой компании и не вступил с ней в переговоры), Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии дают сетевой организации право установить прибор учета самостоятельно, в другом месте, а именно на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и общего имущества МКД*(2). Для допуска счетчика в эксплуатацию сетевая организация приглашает представителя управляющего домом (в порядке, аналогичном закрепленному в п. 153, 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии).
Второй документ касается приборов учета воды и опускает непосредственно порядок принудительной установки ОПУ. Так, в п. 46 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776, говорится лишь о допуске установленного РСО прибора учета в эксплуатацию. В частности, не позднее чем за пять рабочих дней представителя УК приглашают на процедуру допуска ОПУ в эксплуатацию. Если в назначенный срок он не явился, РСО осуществляет допуск ОПУ к эксплуатации самостоятельно и направляет соответствующий акт в адрес абонента вместе с копией паспорта на прибор учета. При этом прибор учета считается допущенным к эксплуатации с даты получения абонентом (доставки абоненту) акта допуска узла учета к эксплуатации. Представляется, что РСО действует в том же порядке, что и сетевая организация: если управляющий не допустил ее к границе эксплуатационной ответственности, она устанавливает ОПУ в другом месте (расчет объема воды производится с учетом потерь в водопроводных сетях от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета согласно п. 21 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод).
Порядок компенсации расходов РСО
Согласно п. 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению МКД приборами учета, должно не только обеспечить доступ РСО к местам установки ОПУ, но и оплатить расходы указанных организаций на установку этих счетчиков. Законодатель допускает, что обязанное лицо может отказаться в добровольном порядке оплачивать расходы РСО. В этом случае последняя вправе взыскать их через суд и потребовать оплаты также затрат, понесенных в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов (судебных затрат). В этой же норме сказано: граждане - собственники помещений в МКД, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных п. 5-6.1 настоящей статьи (речь идет об обязанности установить приборы учета в МКД), если это потребовало от РСО совершения действий по установке счетчиков, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета.
Отношения между РСО и управляющим
Как было отмечено выше, лицом, не исполнившим в установленный срок обязанности по оснащению МКД приборами учета, является управляющий домом (УК, ТСЖ). Поэтому именно УК и ТСЖ обязаны оплачивать расходы РСО на установку ОПУ в принудительном порядке. Таким образом, положения п. 38.1 Правил содержания общего имущества о том, что счета на оплату расходов на установку ОПУ собственникам помещений выставляет организация, осуществившая такую установку (РСО), на практике не применяются. Эта норма не учитывает как минимум тот факт, что у РСО нет правоотношений с собственниками помещений (при наличии управляющего домом) и нет информации о них, которая необходима для выставления упомянутых выше счетов. О том, что именно управляющие МКД обязаны оплачивать расходы РСО на принудительную установку ОПУ, свидетельствуют примеры из судебной практики (постановления ФАС СЗО от 28.06.2013 по делу N А27-15492/2012, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2013 по делу N А56-24513/2013, Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.09.2013 по делу N А27-10693/2013).
К сведению. Подобная практика только начала складываться, и примеры можно найти пока только на уровне решений судов первой инстанции. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что есть два постановления Первого арбитражного апелляционного суда (от 27.08.2013 по делу N А79-1457/2013, от 20.06.2013 по делу N А43-535/2013), которыми были отменены принятые арбитражными судами первой инстанции решения и было отказано РСО во взыскании с УК расходов на установку ОПУ. Суд указал, что РСО должна взыскивать такие расходы с собственников помещений в МКД напрямую. Она вправе требовать денежные средства с УК, только если это было предусмотрено договором, заключенным между ними, либо расходы на установку ОПУ были включены в плату за содержание и ремонт общего имущества.
Поскольку только граждане - собственники помещений в МКД имеют право на рассрочку, управляющему домом такая рассрочка не предоставляется, то есть РСО требует всю сумму единовременно. Впрочем, по доброй воле РСО дает возможность УК оплачивать расходы на установку ОПУ в течение нескольких лет, но данный момент должен быть закреплен в договоре. Поэтому, когда УК уклоняется от подписания проекта договора на установку ОПУ, такой вариант исключен.
Кстати, тот факт, что прибор учета установлен на сетях РСО (не на границе эксплуатационной ответственности), вовсе не отменяет обязанности оплачивать расходы РСО на его монтаж.
Отношения между управляющим и собственниками помещений
Обязанность по оснащению МКД приборами учета возложена на собственников помещений. Однако в отношении ОПУ они реализуют ее через управляющего домом. Это обстоятельство не снимает с собственников обязанности оплатить расходы на установку ОПУ. Дело в том, что, хотя данное мероприятие по содержанию общего имущества (точнее, по капитальному ремонту - п. 2.4.2 Правил эксплуатации жилфонда, п. 3 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства") и является обязательным в силу закона, оно не может быть расценено как необходимое с точки зрения комфорта и безопасности проживания. УК не должна самостоятельно принимать решение об установке ОПУ и реализовывать его, поскольку она может тем самым нарушить интересы собственников помещений, которые имеют право вплоть до принудительной установки ОПУ силами РСО принять решение о монтаже счетчика определенного типа в конкретный срок. Эти обстоятельства (и в первую очередь предусмотренная Законом N 261-ФЗ обязанность собственников помещений оплачивать расходы на принудительную установку ОПУ) говорят о том, что УК не обязана принимать на себя расходы на установку ОПУ независимо от того, в каком порядке (добровольно или принудительно) монтируются счетчики.
Здесь также уместно вспомнить Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/10. Согласно изложенной в нем правовой позиции ВАС неотложные работы и услуги (как текущего, так и капитального характера), вызванные обстоятельствами, которые УК не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, должны быть оплачены дополнительно. Представляется, что в тот момент, когда после 01.07.2012 РСО инициирует установку ОПУ, данная работа становится неотложной и непредотвратимой и она должна быть оплачена собственниками помещений сверх платы за содержание и ремонт общего имущества.
Обратите особое внимание, что УК, руководствуясь п. 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ, обязана предоставить рассрочку по оплате доли расходов на установку ОПУ только гражданам. Юридическим лицам и собственникам помещений, находящихся в муниципальной и государственной собственности, рассрочка может быть предоставлена только по договоренности сторон.
Учет и налогообложение у УК
Как было сказано выше, установка ОПУ - это капитальный ремонт общего имущества. Оплачивая расходы РСО, УК действует в интересах собственников помещений, фактически исполняет их обязанность по оплате выполненных для них работ. Отличие данной операции от стандартных мероприятий по содержанию общего имущества (когда УК по закону или заданию собственников помещений инициирует проведение таких мероприятий, привлекает подрядчика, контролирует качество работ) заключается только в организационных аспектах: работа по установке ОПУ навязана УК и собственникам помещений, но от этого она не перестает быть работой, результатами которой будут пользоваться последние (ОПУ поступает в общую долевую собственность). В данном случае собственники помещений не принимают на общем собрании решение о выполнении работ по установке ОПУ, но для целей учета и налогообложения такому решению тождественна обязанность собственников помещений, предусмотренная законом.
В связи с этим налицо факт налоговой реализации работ - передачи результатов выполненных одним лицом для другого лица работ (п. 1 ст. 39 НК РФ). То есть РСО реализует работы УК, а та, в свою очередь, - собственникам помещений (установленный ОПУ поступает в общую долевую собственность собственников помещений в МКД, в состав общего имущества). Это обычная схема деятельности УК в рамках капитального ремонта, проводимого подрядным способом. Налицо объект обложения НДС, налоговая база представляет собой сумму расходов на установку ОПУ без учета налога. Суммы процентов, начисляемых собственникам помещений в связи с предоставлением рассрочки, не связаны с оплатой расходов на установку ОПУ, поэтому они не подлежат обложению НДС. Так полагают арбитры (см. постановления ФАС ВСО от 28.02.2013 по делу N А33-7924/2012, ФАС ПО от 21.11.2012 по делу N А12-541/2012, ФАС ДВО от 23.05.2012 N Ф03-1854/2012), хотя Минфин считает иначе (письма от 19.08.2013 N 03-07-11/33756, от 27.02.2012 N 03-07-14/25).
Для целей налогообложения прибыли поступления собственников помещений в оплату расходов на установку ОПУ следует считать поступлениями на ремонт общего имущества, то есть средствами целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Соответственно, расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования, не учитываются при налогообложении прибыли. Что касается процентов за пользование рассрочкой, представляется, что они не относятся к средствам целевого финансирования как минимум потому, что у них отсутствует целевое назначение. Эти проценты управляющий домом вправе начислять собственникам помещений на основании положений Закона N 261-ФЗ независимо от того, единовременно ли УК оплатила расходы РСО или она получила рассрочку на аналогичных с собственниками помещений либо иных условиях. Проценты представляют собой плату именно за возможность вносить необходимую сумму не единовременно, а постепенно. Кроме того, их итоговая величина заранее не известна и зависит от того, в какие именно сроки будет вносить платежи конкретный собственник помещения: тот факт, что граждане не заявили об отказе от рассрочки (или уменьшении ее срока) первоначально, не лишает их права сделать это позднее в любой момент и оплатить в связи с этим лишь реальный период пользования рассрочкой (ст. 823, п. 2 ст. 810, п. 4 ст. 809 ГК РФ). Суммы процентов, начисленных собственникам помещений за пользование рассрочкой, учитываются в составе внереализационных доходов (п. 6 ст. 250 НК РФ) на конец каждого месяца (п. 6 ст. 271 НК РФ).
В бухгалтерском учете УК возникают доходы по обычным видам деятельности (выручка от выполнения работ по капитальному ремонту) и соответствующие расходы в сумме затрат по установке ОПУ, предъявленных к оплате РСО. Они признаются одновременно, поскольку право требовать от собственников помещений оплаты возникает у УК в момент признания обязанности компенсировать расходы РСО на установку ОПУ. Доходы в виде процентов за рассрочку также признаются доходами по обычным видам деятельности (п. 6.2 ПБУ 9/99 "Доходы организации"), но отражаются ежемесячно, поскольку их сумма может быть определена лишь по истечении каждого отчетного периода, но не заранее (граждане вправе расплатиться с опережением графика рассрочки).
Пример 1
УК предоставила РСО доступ к общему имуществу в доме для установки ОПУ. Прибор был введен в эксплуатацию с участием представителя УК 18.10.2013. РСО выставила счет на оплату установки ОПУ в сумме 236 000 руб. (в том числе НДС - 36 000 руб.). УК оплатила его 07.11.2013. В платежные документы за ноябрь введена строка "Установка ОПУ": собственникам помещений - юридическим лицам расходы на установку ОПУ в их доле предъявлены полной суммой (23 600 руб.), гражданам - с учетом рассрочки на пять лет и процентов, рассчитанных исходя из ставки рефинансирования (8,25%).
УК составила график платежей для собственников помещений. В ноябре сумма начисленных процентов составила 1 440 руб., суммарный платеж по дому (от граждан) - 4 332 руб.
УК применяет общую систему налогообложения. Она отказалась от льготы по НДС, предусмотренной пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ.
В бухгалтерском учете УК будут составлены следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
В октябре 2013 г. | |||
Признаны расходы на установку ОПУ | 200 000 | ||
Отражен "входной" НДС | 36 000 | ||
НДС принят к вычету | 36 000 | ||
Отражена выручка от выполнения работ по установке ОПУ | 236 000 | ||
Начислен НДС | 36 000 | ||
Сформирована себестоимость работ | 200 000 | ||
В ноябре 2013 г. | |||
Оплачен счет РСО | 236 000 | ||
Признаны доходы в виде процентов за рассрочку за ноябрь | 1440 |
Если УК отказала РСО в допуске к месту установки ОПУ на границе балансовой принадлежности либо на внутридомовых инженерных сетях и ОПУ был установлен без участия представителей УК на сетях, принадлежащих РСО (сетевой компании, осуществляющей передачу коммунального ресурса), представляется, что последняя не передает УК результаты выполненных работ (в силу того, что сети, на которых установлен ОПУ, принадлежат РСО, счетчик остается в ее собственности, результатами выполненных работ будет пользоваться именно РСО). Соответственно, не возникает реализации работ для целей исчисления НДС. Это обстоятельство не освобождает лиц, не установивших вовремя приборы учета в МКД, от обязанности по оплате расходов РСО, собственники помещений также должны выплатить УК компенсацию.
Для целей налогообложения прибыли поступления от собственников помещений в оплату расходов РСО на установку ОПУ на собственных сетях РСО нельзя отнести к поступлениям на финансирование ремонта общего имущества, поскольку общее имущество при проведении подобных работ не затрагивается. Следовательно, поступления от собственников помещений подлежат налогообложению у УК, расходы в виде выплат в адрес РСО уменьшают налогооблагаемую прибыль. По мнению автора, суммы выплат в адрес РСО нужно квалифицировать как расходы на возмещение причиненного ущерба (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ): поскольку собственники помещений и УК не оснастили МКД приборами учета, РСО должна нести расходы на их самостоятельную установку, поэтому она имеет право на возмещение такого ущерба. Аналогичным образом поступления от собственников помещений целесообразно причислить к внереализационным доходам в виде сумм возмещения убытков (п. 3 ст. 250 НК РФ): УК понесла убытки в виде оплаты расходов РСО, поскольку собственники помещений вовремя не приняли решение об установке счетчика. Учитываются такие доходы и расходы при налогообложении прибыли только в момент их признания должником или в момент вступления в силу решения суда. При этом оплата части долга не свидетельствует о признании всего долга, поскольку рассматриваемое обязательство собственников помещений предусматривает исполнение по частям (см. п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 12.11.2001 N 15, Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности"). Доходы в виде процентов за пользование рассрочкой признаются в размере начисленных сумм в каждом месяце отчетного периода.
В бухгалтерском учете выплаты в адрес РСО и поступления от собственников помещений за установку коллективного счетчика, не вошедшего в состав общего имущества, признаются прочими расходами и доходами соответственно, момент их признания совпадает с моментом признания таких выплат и поступлений в налоговом учете.
Пример 2
УК проигнорировала требование сетевой организации предоставить ей допуск к месту установки ОПУ. В октябре 2013 г. счетчик был установлен на сетях, не входящих в состав общего имущества. Сетевая организация выставила УК счет на оплату расходов в сумме 20 000 руб. в октябре. УК получила согласие общего собрания собственников помещений на оплату расходов РСО в ноябре, в этом же месяце она оплатила счет. В платежные документы за ноябрь введена строка "Установка ОПУ": собственникам помещений - гражданам предъявлена к уплате сумма с учетом рассрочки на пять лет и процентов, рассчитанных исходя из ставки рефинансирования (8,25%).
УК составила график платежей для собственников помещений: суммарный (в целом по дому) ежемесячный платеж равен 408 руб. В ноябре сумма начисленных процентов составила 136 руб. В декабре собственники помещений уплатили лишь 98% начисленных платежей. За декабрь начислены проценты в общей сумме 138 руб.
УК применяет общую систему налогообложения. Она отказалась от льготы по НДС, предусмотренной пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ.
В бухгалтерском учете УК будут составлены следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
В ноябре 2013 г. | |||
Признаны расходы в виде возмещения убытков РСО | 20 000 | ||
Признаны доходы в виде компенсации убытков от собственников помещений (общее собрание признало долг) | 20 000 | ||
Оплачен счет РСО | 20 000 | ||
Признаны доходы в виде процентов за рассрочку за ноябрь | 136 | ||
В декабре 2013 г. | |||
Получены денежные средства в оплату установки ОПУ (408 руб. х 98%) | 400 | ||
Признаны доходы в виде процентов за рассрочку за декабрь | 138 |
* * *
Несмотря на то что закон требует обеспечить установку ОПУ от собственников помещений в МКД, ответственным за это является управляющий домом. Именно он обязан допустить РСО к месту установки счетчика. Однако, даже если требования РСО будут проигнорированы, ОПУ будет установлен, но уже на сетях РСО. Это не отменяет обязанности управляющего оплатить расходы РСО единовременно. При условии что ОПУ установлен на границе эксплуатационной ответственности и перешел в общую собственность, имеет место реализация работ собственникам помещений в МКД. Если ОПУ остается в собственности РСО, реализация отсутствует, платежи УК и жильцов следует считать возмещением убытков.
Н.М. Софийская,
эксперт журнала "Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
*(2) В этом случае расчеты за поставленную в дом электроэнергию будут осуществляться с учетом величины потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета (п. 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"