Можно ли суммировать периоды работы по Списку N 1 и Списку N 2 (утверждены постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10) для досрочного назначения пенсии по старости?
Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 1 января 2002 регулируется Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ). Закон N 173-ФЗ предусматривает случаи досрочного, ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона N 173-ФЗ, назначения пенсии по старости. Трудовая пенсия по старости за работу по Списку N 1 (пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ) либо Списку N 2 (пп. 2 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ) назначается досрочно при соблюдении определенных требований к специальному и страховому стажу.
Досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особыми вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, назначается мужчинам по достижении 50 лет, женщинам по достижении 45 лет, если они проработали не менее 10 и 7 лет 6 мес. соответственно на работах, дающих право на эту пенсию, и имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет.
Досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, назначается по достижении 55 лет мужчинам и 50 лет женщинам, если они проработали не менее 12 лет 6 мес. и 10 лет соответственно на работах, дающих право на эту пенсию, и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 7 Закона N 173-ФЗ:
по Списку N 1 на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;
по Списку N 2 на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В случае, если специального стажа по Списку N 1 либо Списку N 2 недостаточно для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, пенсионное законодательство при определенных условиях допускает суммирование периодов работ по Спискам.
Порядок суммирования периодов работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, изложен в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила).
В соответствии с п. 3 Правил суммирование периодов работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости производится путем прибавления к периодам работы по Списку N 2, периодов работы по Списку N 1. Правила не предусматривают возможности прибавления к периодам работ по Списку N 1 периодов работы по Списку N 2, так как суммирование периодов работ по Спискам основано на следующих принципах:
- одинаковые требования по возрасту застрахованных лиц (55 и 50 лет мужчины и женщины соответственно);
- одинаковые требования по стажу на соответствующих видах работ (12,6 и 10 лет соответственно);
- одинаковые требования по страховому стажу (25 и 20 лет соответственно);
- присоединение периодов работы с большими льготами к периодам работы с меньшими льготами по возрасту и стажу на соответствующих видах работ.
Таким образом, в основу суммирования положен принцип присоединения периодов работ с равными требованиями по возрасту и стажу или присоединение периодов работ с меньшими требованиями по возрасту и стажу к периодам работ с большими требованиями по возрасту и стажу.
Так, к периодам работ по Списку N 1 нельзя присоединять периоды работы, предусмотренные в ст. 27 Закона N 173-ФЗ. В то же время к периодам работ по Списку N 2 присоединяются периоды работ, предусмотренных п.п. 1, 5, 6, 7, 9, 12 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, но только при досрочном назначении трудовой пенсии по Списку N 2.
Пунктом 3 Правил предусмотрен случай, когда суммирование периодов работ, указанных в Списке N 1 и Списке N 2, не производится.
Это случаи, когда стаж на работах, указанных в Списке N 1 и Списке N 2, в совокупности меньше, чем требуемый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (как указано выше, по Списку N 1 - это 10 лет для мужчин и 7 лет 6 мес. для женщин; по Списку N 2 - 12 лет 6 мес. для мужчин и 10 лет для женщин), но в общей сложности составляет не менее половины требуемого стажа. Суммирование периодов работ по Списку N 1 и Списку N 2 с целью назначения досрочной пенсии по старости со снижением пенсионного возраста пропорционально отработанному стажу (абз. 2 пп. 2 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ) не производится.
Например, мужчина отработал на работах, предусмотренных Списком N 1, 4 года 1 мес. и на работах, предусмотренных Списком N 2, 3 года 2 мес.; в совокупности его специальный стаж составляет 7 лет 3 мес. Досрочная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по Списку N 2 при наличии 12 лет и 6 мес. специального стажа, этот требуемый стаж для досрочного назначения пенсии не выработан, а снижение пенсионного возраста пропорционально отработанному (суммированному) стажу не производится. Поэтому суммирование работ по Списку N 1 и N 2 в данном случае невозможно.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дроздова Анжелика
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бадалян Юлия
4 декабря 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.