О каких новшествах должны знать "вмененщики"?
Не так давно налогоплательщикам стало известно, что законодатели отмерили специальному налоговому режиму в виде ЕНВД всего несколько лет, после чего он прекратит существование. Поэтому в течение данного срока вряд ли можно ожидать принципиальных изменений в порядке его применения.
Однако "вмененщикам" все же необходимо знать не только особенности уплаты ЕНВД, но и наравне с плательщиками других налогов многое другое. В статье расскажем о некоторых изменениях в налогообложении.
Контроль за счетами физических лиц
В пункте 2 ст. 11 НК РФ приведен перечень понятий, которые используются в налоговых отношениях. В частности, счетами называются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. В соответствии с Федеральным законом N 134-ФЗ*(1) данное определение с 01.01.2014 упрощено, из него исключено дополнительное условие для таких счетов: возможность зачисления на них и расходования с них денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.
Следовательно, теперь большую часть контрольных мероприятий в отношении банковских счетов налоговые органы могут проводить по многим типам подобных счетов (на что они ранее права не имели), например, по банковскому счету физического лица.
Сообщение об участии в организациях
В пункте 2 ст. 23 НК РФ содержится перечень сведений, которые налогоплательщики обязаны сообщать в налоговые органы, в частности, обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала участия.
В Федеральном законе N 248-ФЗ*(2) уточняется, что при участии налогоплательщика в российских хозяйственных товариществах и ООО ему больше не нужно сообщать об этом в налоговую службу.
Кроме того, утратил силу пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ о необходимости сообщать в течение трех дней о реорганизации или ликвидации организации в случае принятия такого решения.
Куда налоговики отправят письмо?
В статье 31 НК РФ теперь определено, по каким адресам налоговикам теперь следует направлять организации корреспонденцию по почте: только по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ (Федеральный закон N 248-ФЗ). Основываясь на этом, налоговики считают, что на шестой день после отправки ими корреспонденции налогоплательщик получил ее, независимо от фактической даты ее получения. Такой порядок распространяется на все случаи передачи документов почтовым отправлением.
А вот для физических лиц адресом получения корреспонденции по умолчанию считается адрес места жительства. В то же время они вправе иметь адрес, отличный от адреса места жительства, по которому налоговики будут обязаны направлять корреспонденцию. Для того чтобы он был занесен в ЕГРИП, необходимо подать заявление в налоговую инспекцию. До утверждения ФНС формы заявления о предоставлении налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются им при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, указанные лица вправе представить данное заявление в свободной форме (Письмо ФНС России от 20.09.2013 N АС-4-2/16981).
Приостановление операций по счету: будьте внимательны!
Пунктом 3 ст. 76 НК РФ предусмотрено, что налоговики могут приостановить операции налогоплательщика-организации по его счетам в банке, если он в течение 10 дней после окончания установленного срока не представил в налоговый орган декларацию. С 01.01.2014 налоговый орган сможет принять такое решение в течение трех лет со дня окончания того же срока (Федеральный закон N 134-ФЗ). Правила, приведенные в ст. 76 НК РФ, согласно п. 11 данной статьи применяются и к индивидуальным предпринимателям.
Кроме того, с указанной даты Налоговым кодексом будет установлена прямая возможность приостановления операций по счетам лиц, которые, не являясь плательщиками какого-либо налога, все-таки оказываются обязанными представить декларацию по нему. Чаще всего к ним относятся лица, находящиеся на специальном налоговом режиме, но отгрузившие товары (выполнившие работы, оказавшие услуги) с учетом НДС (изменен п. 11 ст. 76 НК РФ).
Когда "вмененщику" представлять декларацию по НДС?
Налогоплательщики, перешедшие на уплату ЕНВД, не являются плательщиками НДС. Поэтому в общем случае они не выставляют счет-фактуру и не подают в налоговый орган декларацию по данному налогу. Правда, иногда "вмененщик" по просьбе контрагента выставляет тому счет-фактуру с выделенным НДС, не задумываясь о последствиях.
В такой ситуации налоговики обращаются к нормам п. 5 ст. 173 НК РФ, согласно которому лица, не являющиеся налогоплательщиками, или налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налога, должны исчислить сумму НДС к уплате в бюджет.
А в пункте 5 ст. 174 НК РФ прямо указано, что данные лица должны представить декларацию по НДС. Однако в действующей редакции эта норма противоречива: буквально из нее можно понять, что на лиц, о которых сказано в п. 5 ст. 173 НК РФ, такая обязанность возложена, только если они являются плательщиками НДС или налоговыми агентами.
В результате арбитражная практика тоже была неоднозначна, и только в последнее время благодаря Постановлению Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 4544/07 она стала формироваться в пользу налогоплательщиков.
Теперь согласно Федеральному закону N 134-ФЗ в п. 5 ст. 174 НК РФ четко сказано, что декларацию по НДС должны представлять все лица, о которых говорится в п. 5 ст. 173 НК РФ, независимо от того, являются ли они плательщиками НДС. То есть в случае непредставления декларации в налоговые органы в отношении таких лиц могут быть приняты меры ответственности.
Представлять декларацию по НДС должны будут и налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налога. Эта обязанность у них возникнет с 01.01.2015 в случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров (п. 5 ст. 174 НК РФ).
Федеральным законом N 134-ФЗ в ст. 169 НК РФ введен новый п. 3.1, согласно которому комиссионеры и агенты, не являющиеся плательщиками НДС, с 01.01.2014 должны будут вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур. Им придется представлять журнал в налоговый орган, причем только в электронной форме и в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (новый п. 5.2 ст. 174 НК РФ).
ЕНВД считайте без копеек
С 01.01.2014 налог нужно будет исчислять в полных рублях. В новом п. 6 ст. 52 НК РФ приведено общее правило: сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля (Федеральный закон N 248-ФЗ). До сих пор такое правило было установлено только в отношении НДФЛ (п. 4 ст. 225 НК РФ с указанной даты утратит силу).
Новые правила налоговых проверок
У налоговых органов стало больше прав для того, чтобы потребовать объяснения от налогоплательщика по итогам камеральной проверки поданной им налоговой декларации (Федеральный закон N 134-ФЗ). Они смогут это сделать, если в уточненной декларации (расчете) сумма налога уменьшена по сравнению с первоначальной (дополнен п. 3 ст. 88 НК РФ).
Также они получили право запрашивать у налогоплательщика первичные и иные документы, если:
- подана уточненная налоговая декларация (расчет) по истечении двух лет со дня, установленного для подачи декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период;
- в ней уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (новый п. 8.3 ст. 88 НК РФ).
Эти изменения вступят в силу с 01.01.2014.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом N 134-ФЗ чиновники теперь могут истребовать документы (информацию) у всех участников конкретной сделки или иных лиц, располагающих такими документами (информацией) (изменены п. 1 ст. 91, п. 1 и 2 ст. 92, п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
Об учете налогоплательщиков
Внесены небольшие изменения в порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц, что может иметь значение при расчете транспортного налога. В подпункте 2 п. 5 ст. 83 НК РФ ранее было установлено, что местом нахождения имущества налогоплательщиков в целях его постановки на налоговый учет для транспортных средств, не являющихся морскими, речными или воздушными, признается место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества.
Федеральным законом N 248-ФЗ было уточнено, что указанные транспортные средства в любом случае должны регистрироваться по месту нахождения (жительства) собственника имущества независимо от места государственной регистрации. Однако сразу стало ясно, что такая формулировка некорректна. Например, при задержке снятия транспортного средства с регистрации и постановке его по новому месту учета неясно, когда и в какой налоговый орган нужно платить налог (см. Письмо Минфина России от 04.09.2013 N 03-05-04-04/36435).
Законодатели вновь уточнили данную норму. Теперь (с 03.12.2013) место нахождения транспортного средства определяется по месту нахождения организации (ее обособленного подразделения) или месту жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано транспортное средство (ст. 1 Федерального закона N 306-ФЗ*(3)).
О фиксированном размере страхового взноса
Индивидуальные предприниматели - плательщики ЕНВД, не использующие труд наемных работников, имеют статус самозанятых граждан. Это, в частности, означает, что они сами должны позаботиться об отчислениях на свое обязательное пенсионное страхование. В то же время государство не может до сих пор в полной мере сформулировать конкретную позицию по этому вопросу.
Так, в 2013 году у самозанятых предпринимателей повысились расходы по отчислениям в виде страховых взносов. Они составили 32 479,2 руб. (5 205 руб. x 2 x 26% x 12 мес.). Отчисления в ФФОМС также выросли, правда, лишь в связи с повышением МРОТ.
Из-за протестов предпринимателей правительство решило вновь изменить порядок расчета отчислений по страховым взносам в ПФР для самозанятых граждан, результатом чего стал Федеральный закон N 237-ФЗ*(4).
Теперь установлены две категории плательщиков страховых взносов в ПФР (изменена ч. 1.1 ст. 14 Закона о страховых взносах*(5)). Для плательщиков страховых взносов, у которых величина дохода за расчетный период не превышает 300 000 руб., расчет будет производиться из исходя из одного МРОТ. Их отчисления будут увеличиваться только при росте МРОТ.
Кстати, по всей вероятности, с 01.01.2014 МРОТ составит 5 554 руб. На момент выхода журнала соответствующий закон в 1 чтении приняла Государственная дума. Следовательно, сумма годового страхового взноса в ПФР для самозанятых предпринимателей достигнет 17 328,48 руб. (5 554 руб. x 26% x 12 мес.).
Плательщики страховых взносов, у которых величина годового дохода превышает 300 000 руб., дополнительно будут уплачивать 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего за расчетный период этот уровень. Например, если величина годового дохода составит 500 000 руб., то сумма страхового взноса будет равна 19 328,48 руб. (17 328,48 руб. + (500 000 - 300 000) руб. x 1%).
Но и у этой категории плательщиков сумма страховых взносов не будет расти бесконечно. Она не может быть больше размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенного в 12 раз. При планируемом МРОТ максимальная сумма будет равна 138 627,84 руб. (5 554 руб. x 8 x 26% x 12 мес.). Понятно, что такой величины страхового взноса можно достичь при годовом доходе, равном 12 138 936 руб. ((138 627,84 - 17 328,48) / 1% + 300 000). При дальнейшем росте годового дохода сумма страхового взноса увеличиваться не будет.
Сумма годового дохода в целях расчета страхового взноса определяется для всех плательщиков, применяющих спецрежимы, аналогично тому, как для них определяется доход в целях налогообложения при соответствующем спецрежиме, для плательщиков ЕНВД - это вмененный доход.
Величину страхового взноса контролирующие органы ПФР смогут установить на основании данных о годовом доходе плательщиков, которые им предоставят налоговые органы. Если лицо своевременно не отчиталось в налоговые органы, сумма страхового взноса будет начислена в максимальном размере, то есть из расчета восьмикратного МРОТ.
Обратите внимание! Страховой взнос с суммы годового дохода, превышающего 300 000 руб., можно будет уплачивать в срок не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом. Основная часть взноса уплачивается в общем порядке, то есть не позднее 31 декабря текущего календарного года (п. 2 ст. 16 Закона о страховых взносах).
Расчет суммы годового взноса по обязательному медицинскому страхованию не изменился (ч. 1.2 ст. 14 Закона о страховых взносах). Он равен произведению МРОТ и тарифа страховых взносов в ФОМС, увеличенному в 12 раз. Исходя из планируемого МРОТ - 3 399,05 руб. (5 554 руб. x 5,1% x 12 мес.).
Бухгалтерский учет упрощен
Среди организаций, перешедших на уплату ЕНВД, очень много субъектов малого предпринимательства. Для них в Федеральном законе N 292-ФЗ*(6) принято решение об упрощении процедуры ведения бухгалтерского учета.
Данный закон опубликован на портале www.pravo.gov.ru 03.11.2013, и с этой даты субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Некоторые меры уже были приняты ранее, об этом можно прочитать, например, на сайте Минфина. Предполагаем, что в ближайшее время финансисты систематизируют данные и выпустят обобщенный документ.
Е.С. Казаков,
эксперт журнала "ЕНВД: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям".
*(2) Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
*(3) Федеральный закон от 02.11.2013 N 306-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(4) Федеральный закон от 23.07.2013 N 237-ФЗ "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьи 14 и 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(5) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(6) Федеральный закон от 02.11.2013 N 292-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"