Комментарий к Федеральному закону от 2 ноября 2013 г. N 292-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете"
2 ноября 2013 года было формально узаконено то, что уже действует на практике - Президент России подписал Федеральный закон от 02.11.2013 N 292-ФЗ, которым предусмотрены поблажки в части бухгалтерского учета для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Разберемся по порядку.
Упрощенный бухгалтерский учет
Представители малого бизнеса (то есть фирмы со средней численностью до 100 человек включительно и годовой выручкой не более 400 млн. руб. без учета НДС) теперь без опасений могут вести бухгалтерский учет по упрощенным правилам. Что это за правила? Давайте заглянем в ПБУ и другие нормативные акты по бухучету.
Во-первых, можно не применять ряд федеральных стандартов. В частности, это ПБУ 18/02, касающееся учета налога на прибыль, и ПБУ 8/2010 (оно посвящено формированию оценочных обязательств, например, на оплату отпусков и гарантийный ремонт).
Вдобавок малые предприятия вправе все проценты по полученным кредитам и займам учитывать как прочие расходы. То есть независимо от того, потратили заемные средства на покупку инвестиционного актива или нет.
Также "малышам" позволено все ошибки в бухучете и отчетности исправлять текущим периодом. Проводить ретроспективный пересчет не нужно в любом случае.
Еще одна серьезная поблажка - малые предприятия могут вести бухгалтерский учет кассовым методом. Поясним в двух словах суть кассового метода: доходы и расходы следует признавать только после фактической оплаты. При этом полученные авансы также надо ставить в доход, а выданную предоплату в момент выдачи списывать в расходы нельзя. Надо дождаться, пока контрагент выполнит свои обязательства (отработает аванс).
Кассовый метод в бухучете особенно удобен для фирм, применяющих упрощенную систему - ведь такие организации всегда считают "упрощенный" налог кассовым методом.
Добавим, что малые предприятия могут укрупнить типовой план счетов. Например, собирать все затраты сразу на счете 20, вообще не используя счета 23, 25 и 26.
Подробно о поблажках для представителей малого бизнеса можно прочитать в информации Минфина России N ПЗ-3/2012.
Специальные нормы действуют для микропредприятий (фирм с численностью до 15 человек и годовой выручкой не более 60 млн. руб. без учета НДС). Столь маленькие организации могут вообще не применять двойную запись - бухгалтерскую отчетность они вправе формировать на основе данных специальных регистров, например, Книги учета доходов и расходов на УСН. Применять данную льготу следует осторожно. Ведь микропредприятие может вырасти! Соответственно, если фирма вела бухгалтерский учет без двойной записи, придется восстанавливать бухучет. А это зачастую дополнительные траты денег и времени.
Упрощенная бухгалтерская отчетность
Теперь про упрощенную бухгалтерскую отчетность для представителей малого бизнеса. У "малышей" есть три варианта, как формировать бухотчетность.
Во-первых, можно формировать отчетность по общим правилам. То есть составлять баланс и все приложения к нему, пояснения, а также прикладывать к отчетности аудиторское заключение (если фирма подлежит обязательному аудиту, что для малого бизнеса редкость).
Во-вторых, допускается составление только двух основных форм: бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Вторая форма в приказе Минфина России от 02.07.2010 N 66н до сих пор называется "отчет о прибылях и убытках". Однако в Федеральном законе от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" используется именно термин "Отчет о финансовых результатах". При этом остальные приложения к отчетности разрешено не формировать, если в них нечего расшифровывать. Проще говоря, малое предприятие может не сдавать в ИФНС и Росстат отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств - штрафов за такие действия не будет.
В-третьих, для "малышей" предусмотрены упрощенные формы баланса и отчета о финансовых результатах. Они приведены в приложении N 5 к приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н. Основное отличие этих форм от общепринятых: показатели сильно укрупнены. В частности, актив баланса состоит всего из одного раздела (а не двух). Причем в этом разделе лишь пять показателей вместо 17. Ну и итоговый показатель - баланс. Пассив также существенно укрупнен: в нем всего один раздел, а не три. Причем показателей лишь шесть (в обычной форме - 18) плюс итоговый, то есть "баланс".
Напомним, что сдавать бухгалтерскую отчетность надо в налоговую инспекцию и подразделение Росстата по месту нахождения фирмы. Отчитаться необходимо не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Поскольку 31 марта выпадает на понедельник (рабочий день), то это и есть крайний срок.
Представить отчетность в ИФНС и Росстат можно как на бумаге, так и в электронной форме через Интернет. Никаких специальных требований на данный счет в законодательстве нет.
Специальные правила для предпринимателей
Напоследок скажем пару слов про индивидуальных предпринимателей. Такие хозяйствующие субъекты традиционно не ведут бухгалтерский учет и не сдают бухотчетность. Такие разъяснения неоднократно приводили чиновники Минфина России (см., например, письма от 17.07.2013 N 03-11-11/27954, от 17.08.2012 N 03-11-11/249 и др.).
Просто теперь про освобождение коммерсантов от бухучета и бухгалтерской отчетности прямо прописано в статье 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
Т.Н. Петрухина,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 23, декабрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.